Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Церковь адвентистов седьмого дня что это такое


Заглавная страница Википедия

Избранная статья

Above (с англ. — «Выше») — единственный студийный альбом американской рок-группы Mad Season, который вышел в 1995 году.

Супергруппа Mad Season задумывалась как краткосрочный сторонний проект участников гранжевых групп Pearl Jam, Alice in Chains и Screaming Trees, объединённых стремлением отказаться от алкоголя и наркотиков. Решение о создании альбома музыканты приняли спонтанно после нескольких репетиций и концертных выступлений. Above был записан за десять дней и вышел в марте 1995 года. За три месяца было продано свыше 500 тысяч копий альбома, что сделало Above «золотым» согласно рейтингу RIAA. Центральная песня «River of Deceit» достигла второго места в хит-параде Billboard Album Rock Tracks.

Above выделялся на фоне остальной гранж-сцены разнообразием стилей, сочетая элементы блюза, кантри-рока, джаза и метала. Музыкальный жанр альбома не поддаётся чёткой классификации; критики называли его «блюзовым гранжем», «лаунж-гранжем» или «альт-джаз-фьюжном». Авторство текстов целиком принадлежит Лейну Стэйли, а музыка написана совместно всеми участниками Mad Season.

Дебютный альбом остался единственным для Mad Season. Через четыре года от передозировки умер басист Джон Сондерс, а ещё через несколько лет — вокалист Лейн Стэйли. По прошествии времени Above приобрёл репутацию одного из знаковых альбомов, записанных во времена заката гранжевой субкультуры. Песню «River of Deceit» относят к числу лучших гранжевых композиций, а её концертное исполнение — к наиболее памятным моментам в карьере Лейна Стэйли.

Хорошая статья

Cypseloidinae (лат.) — подсемейство стрижей, обитающих в Америке. Включает два рода — Cypseloides и Streptoprocne. Этих стрижей объединяет анизодактильная нога (большой палец направлен назад, а остальные вперёд) и строение крыла, при котором отсутствует пятое второстепенное маховое перо. Важной характеристикой также является наличие двух сонных артерий. Представители подсемейства не используют слюну при строительстве гнезда, основными материалами являются мхи, печёночники и грязь. Гнёзда обычно располагаются у воды, в кладке — одно либо два яйца. Вылупившиеся птенцы покрыты серым пухом.

Отдельное подсемейство было выделено южноафриканским орнитологом Ричардом Кендаллом Бруком в 1970 году по ряду морфологических признаков.

Из новых материалов

Учение адвентистов седьмого дня о субботе - читать, скачать

Одним из самых заметных отличий адвентистов седьмого дня от остальных христиан является соблюдение ими ветхозаветных предписаний о праздновании субботы и негативное отношение к традиционной практике празднования воскресного дня. Дискуссия по этому вопросу имеет длительную историю. Но убежденность адвентистов в своей правоте, игнорирование и непонимание ими аргументов православной стороны требуют продолжения исследования этой проблемы, что и предпринято в настоящей публикации.

Одним из самых заметных отличий адвентистов седьмого дня от остальных христиан является соблюдение ими ветхозаветных предписаний о праздновании субботы и негативное отношение к традиционной практике празднования воскресного дня. Дискуссия по этому вопросу имеет длительную историю. Любые книги и статьи, направленные против заблуждений адвентизма, так или иначе касались и субботы. Среди православных полемистов по этому вопросу можно назвать, в частности, И.Г. Айвазова, прот. Д. Владыкова, Д. Грацианского, архим. Клеопу (Илие), И.Н. Перетрухина, К. Плотникова и др. Вместе с тем, убежденность адвентистов в своей правоте, игнорирование и непонимание ими аргументов православной стороны требуют продолжения исследования этой проблемы.

Учение о субботе для адвентистов – не просто некое обрядовое ветхозаветное предписание. Нет, оно имеет ключевое значение для человеческого спасения. Несоблюдение субботы, по их мнению, является делом лукавого богоборческого замысла сатаны и печатью антихриста, введенной папами1. Напротив, соблюдение субботы – одна из трех ангельских вестей, ведущая христиан в Царство Небесное. Поэтому суббота является важным эсхатологическим аспектом адвентистской доктрины.

В сублимированном виде связь субботы с последними событиями выглядит так: «Всем жителям мира будет силой навязываться начертание зверя, ложная печать (Откр. 13:16, 17). Это начертание противопоставляется Божьему знамению, которым, согласно Писанию, является суббота седьмого дня. Подобно тому, как суббота была знамением для древних израильтян, указывая на то, что их Богом является Яхве, во время кризиса последнего времени она будет знамением верности Богу со стороны тех, кто исполняет все Его заповеди. Она в полной мере откроет упование народа Христова на Его спасительную силу и будет означать их отвержение власти зверя и его начертания»2. Именно о почитании субботы, по мнению адвентистов, говорит весть трех ангелов в Откр. 14: «Призыв первого ангела из Откр. 14 “убояться Бога и воздать Ему славу” – это также призыв к христианской Церкви откликнуться на искупительную жертву Христа послушанием Божьим заповедям с любовью. Акцент ангела на поклонении Богу как Творцу неба и земли (стих 7) безошибочно указывает на забытую четвертую заповедь Закона Божьего, седьмой день субботу… Призыв [третьего] ангела поклониться Богу как Творцу неба и земли (Откр. 14:7) прямо указывает на субботу как памятник Божьего творения (Быт. 2:1–3)»3. Е. Уайт так описывает действия сатаны: «Словами, полными нежности и сострадания, он повторяет некоторые из тех благодатных небесных истин, сказанных когда-то Христом; он исцеляет болезни людей и затем, подражая Христу, объявляет, что перенес субботу на воскресенье, и повелевает всем святить день, благословленный им. Он заявляет, что все, продолжающие упорно святить седьмой день, хулят его имя, отказываясь слушать ангелов, несущих им свет и истину»4. Традиционные адвентисты убеждены, что почитание воскресенья – это и есть печать сатаны5. Соответственно, празднование воскресенья лишает людей спасения6.

Адвентисты полагают, что «отмена праздничных времен» (Дан. 7:25), о которой будет мечтать антихрист, как раз и касается якобы незыблемой ветхозаветной заповеди о субботе. В доказательство «отмены» празднования субботы адвентисты обычно ссылаются на католические источники, в самом деле прямо отменяющие празднование субботы в связи с установлением воскресного дня7. Отмена субботы была тщательно задуманным и мастерски исполненным планом сатаны, который вначале ввел среди иудеев обычаи, доводящие требование субботнего покоя до крайности, а затем вовсе отменил празднование субботы под предлогом святости воскресного дня8. Видимо, среди этих «сатанинских строгостей стояли» и требования Ветхого Завета о прекращении в субботу всякого дела (Лев. 23:3): собирания манны (Лев. 16:26), приготовления пищи в вареном и печеном виде (Лев. 16:23), сеяния и жатвы (Лев. 34:21), возжигания огня (Лев. 35:3), собирания дров (Чис. 15:32), ношения тяжестей (Иер. 17:21), торговли (Ам. 8:5), работы в точилах, перевозки снопов и товаров (Неем. 13:15)9. Неужели можно придумать что-то более строгое, чем прекращение вообще всяких бытовых дел?

Поэтому исторически адвентисты не сразу и не без сомнений пришли к соблюдению субботы10. Пожалуй, ключевым здесь стало знаменитое видение Е. Уайт, под которое в итоге было «подверстано» и богословское обоснование: «Я увидела как ко мне стремительно приближается ангел. Он… перенес меня с земли в Святой град. В городе я увидела храм, в который и вошла… Я увидела Десять Заповедей, начертанных Божьим перстом. На одной скрижали было четыре заповеди, на другой – шесть. Четыре первые заповеди сияли ярче шести остальных. Но четвертая заповедь, заповедь о субботе, превосходила сиянием их всех»11.

Однако при полемике с православными адвентисты заходят в тупик, т.к. у нас ни в богослужении, ни в церковной практике нельзя говорить об отмене почитания субботы12. Правильнее сказать о появлении в новозаветное время нового праздника праздников – воспоминания Воскресенья Христа, без которого и суббота, и мир лишены были своего изначального смысла. Воскресенье – это путь к воссозданию мира, путь к вечному покою (ср. Евр. 4:11). Образно говоря, для людей достижение подлинной субботы – упокоения в Боге – невозможно без воскресения. Поэтому ап. Павел решительно был против сотериологического значения субботы (Кол. 2:16–17; Евр. 4:11), оставив лишь ее прообразовательно-символический характер (тень будущего и оный покой) как образ вечного покоя в Боге. Следует отметить, что когда речь идет о почитании православными субботы, исключаются ветхозаветные обрядовые предписания. Итак, суббота в Православии имеет и эсхатологическое измерение, но полностью осуществиться она может только в конце будущего века благодаря Воскресению, о чем напоминает празднование воскресного дня. Как суббота, так и воскресенье не являются постными днями с точки зрения устава богослужения, в оба этих дня допускается некоторое послабление поста по сравнению с прочими днями недели. Более того, за пост в субботу по канонам полагается отлучение от Церкви, а для клириков – извержение из сана (Ап. 64, 6 Всел. 52, 55).

Суббота завершает неделю, поэтому она является в некотором смысле богослужебным отголоском воскресенья – в этот день, например, поется догматик прошедшего воскресенья. В течение Великого поста праздничные богослужения совершаются лишь в субботу и в воскресенье (Лаод. 51). В православной аскетике суббота понимается не как день хранения себя от телесных трудов, а как указание на всегдашнее хранение себя от греха. Итак, православные, в отличие от католиков, не отменили почитание субботы, хотя и существенно уменьшили его.

В чем же причина смещения акцентов с субботы на воскресенье? Новый Завет дает нам основание считать, что уже первые христиане особо выделяли воскресный день – первый день недели, в который произошло Воскресение Христово (Мк. 16:9). Именно поэтому любое воспоминание о Воскресении Христовом и его значении для истории человечества, для нашего личного спасения в практическом плане неизбежно ведет нас к воспоминанию первого дня недели. И мы видим, как в первый день недели христиане собирались для преломления хлеба (т.е. для евхаристии, сопровождавшейся апостольской проповедью, Деян. 20:7)13. Именно в этот день побуждалась благотворительность, ап. Павел просит своих читателей откладывать деньги для нужд Церкви в воскресенье (1Кор. 16:2), хотя по закону для благотворительности особо выделялись дни поста и праздники (Втор. 16:10, Ис. 58:6–10). В день Пятидесятницы, который в том году приходился на воскресенье, апостолы получили Святого Духа. Строго говоря, они в этот день должны были бы пойти в храм на торжественное жертвоприношение, как они это делали постоянно перед этим праздником (Лк. 24:53). Вместо этого апостолы устроили молитвенное собрание в частном доме, потому что прежнее символическое жертвоприношение обрело иной смысл в свете Воскресения Христа. Очевидно, это было связано именно с особым статусом этого дня как евхаристического и в рамках недельного цикла, сугубо посвященного христианами Богу.

Особо стоит сказать о словах ап. Иоанна Богослова, описывающих обстоятельства получения им пророческого откровения для написания своей книги: «Я был в духе в день Господень…» (Откр. 1:10). Традиционно это место понимается как указание на воскресный день (ср. Синодальный перевод), хотя адвентисты отождествляют «день Господень» с субботой14. В Ветхом Завете они находят достаточно мест, называющих субботу днем Господним (Ис. 56:4; 58:13; Иез. 20:12,13,16, 20,21,24; 22:8,26; 23:38). У прор. Иезекииля часто говорится «Субботы Мои» (т.е. Божии) – целая серия мест в гл. 20–23. Однако в Новом Завете адвентисты опираются на тексты, не имеющие отношения к теме. Например, в подтверждение своего мнения они приводят Мк. 2:28 («посему Сын Человеческий есть господин и субботы»), хотя в этом тексте даже нет выражения «день Господень»15. Прочие аргументы еще менее убедительны: скажем, надо рассматривать Откр. 1:10 в контексте идеи творения, а также с необходимостью соблюдения заповедей Божиих, на чем якобы акцентирует внимание ап. Иоанн Богослов в книге Откровения16.

Адвентистская «пророчица» Е. Уайт утверждает, что «в течение первых столетий истинная суббота соблюдалась всеми христианами»17. Тем не менее, уже мужи апостольские (II в.) пишут о праздновании воскресного дня как о чем-то самоочевидном. Приведем несколько цитат:

Сщмч. Игнатий Богоносец: «Жившие в древнем порядке дел приближались к новому упованию и уже не субботствовали, но жили жизнью Воскресения» (Магн. 9).

«В [воскресный] день Господень, собравшись, преломляйте Хлеб и благодарите, исповедав предварительно согрешения ваши, чтобы жертва ваша была чиста» (Дидахе 14)18. Здесь выражение «день Господень» увязывается с литургическим собранием, которое происходило не в субботу, а в день Воскресения Христова. Время же написания Дидахе, возможно, едва ли не ранее книги Откровения19.

Автор послания ап. Варнавы: «Мы и проводим в радости восьмой день, в который Иисус воскрес из мертвых» (Варн. 15)20.

Наиболее подробно пишет о христианской практике первой половины II в. св. Иустин Мученик в Первой апологии: «В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам; и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы. Когда же окончим молитву, тогда, как я выше сказал, приносится хлеб, и вино, и вода; и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может. Народ выражает свое согласие словом “аминь”, и бывает раздаяние каждому и приобщение Даров, над коими совершено благодарение, а к небывшим они посылаются через диаконов. Достаточные же и желающие, каждый по своему произволению, дают, что хотят, и собранное хранится у предстоятеля: а он имеет попечение о сиротах и вдовах, о всех нуждающихся по болезни или по другой причине, о находящихся в узах, о странниках издалека, вообще печется о всех находящихся в нужде. В день же солнца мы все вообще делаем собрание потому, что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых. Распяли Его накануне Сатурнова дня, а в день после Сатурнова дня, т.е. в день солнца, Он явился апостолам Своим и ученикам и преподал им то, что представили мы и на ваше усмотрение» (Апология 1, 67)21.

Есть и внешнее свидетельство празднования воскресного дня христианами. Плиний Младший в письме к Траяну говорит, что христиане «в установленный день собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как Бога» (письмо 96, 7)22. Божественный статус Христа наиболее ярко раскрывается именно в событии Воскресения, поэтому даже для язычника Плиния видна неразрывная связь «установленного дня» и воспевания Христа как Бога.

Напротив, дискуссия о главном дне недели стала одним из оснований отделения от Церкви иудействующих – евионитов. Евсевий Кесарийский замечает: «Евиониты, называя апостола (Павла) отступником от закона… хранили субботу и вообще вели образ жизни, подобный иудеям; впрочем, как и мы, праздновали также дни воскресные, для воспоминания о воскресении Господнем» (Церковная история III, 27)23.

Суть почитания христианами воскресного дня и их отношение к субботнему покою прекрасно отразил еще один автор II века – сщмч. Ириней Лионский: «Нельзя требовать десятины от того, кто все свое имение приносит Богу и оставляет отца, мать и все свое родство и последует Слову Божию. И не заповедано проводить день в покое и досуге тому, кто каждый день соблюдает субботу, т. е. в храме Божием, который есть тело человека, совершает достойное служение Богу и всякий час творит правду. Ибо Я “Милости хочу, а не жертвы,– говорит Он,– и боговедения, а не всесожжения” (Ос. 6:6)»24.

Впрочем, для адвентистов свидетельства отцов Церкви являются лишь «неавторитетным человеческим свидетельством», хотя это свидетельство о раннехристианской практике, идущей от апостольского времени25. Поэтому стоит поставить вопрос и таким образом: можно ли считать заповедь о полном почитании субботнего дня неактуальной для христиан с библейской точки зрения?

Для ответа надо обратиться к текстам о преходящем значении закона для христиан. Сам по себе «закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:12), сущностью закона, по объяснению Спасителя, является любовь к Богу и к людям (Мф. 22:37–40). Любовь как сущность закона, как древняя и в то же время новая заповедь остается обязательной для всех христиан (1Ин. 2). Однако любовь может проявляться в разных формах. В ветхозаветный период закон был минимумом любви, а любовь стала исполнением закона (Рим. 13:10). После Первого пришествия та же любовь проявила себя как назначенная (дарованная) нам многоразличная благодать, на которую мы должны уповать, в которой мы пребываем и возрастаем (1Пет. 1:10,13, 4:10, 5:12; 2Пет. 3:18; Рим. 5:21, 6:14; 1Кор. 1:4).

Апостольский собор постановил необязательность обрядового закона для христиан из язычников (Деян. 15:23–29). Когда Иисуса Христа обвиняли в нарушении субботы, Он ссылался на законное совершение обрезания в этот день, а также на пример самих евреев, которые в субботу готовы спасти погибающее животное, но отказываются помочь нуждающемуся ближнему. Духовное значение субботы Спаситель показывает в словах «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17). Бог содержит Своим Промыслом мир во все дни недели, и эта божественная благая деятельность является образцом для всех нас.

Ап. Павел так объясняет причину отмены ветхозаветных заповедей: «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр. 7:18, 19). Перемену закона он ставит в непосредственную связь с отменой ветхозаветного священства и установлением благодатного вечного священства Иисуса Христа: «С переменой священства необходимо быть перемене и закона» (Евр. 7:12). Господь потому упразднил закон заповедей учением (Еф. 2:15), что «если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2:21).

Неправильна ссылка адвентистов на то, что заповедь о субботе дана как завет вечный. В Исх. 31:16–17 эта заповедь указана как обязательная лишь для иудеев, как «знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки»26. Суббота, как знамение Ветхого Завета, должна была уступить место Новому Завету (Иер. 31:31–34, Евр. 8:8–13). По словам прот. Д. Владыкова, «слова “навеки” и “вечный”, употребляемые в Священном Писании, когда идет речь о ветхозаветных установлениях, обозначают время существования их не навсегда, а только до времени исправления (Евр. 9:10), т.е. до наступления благодатного Царства Христова, так как закон ветхозаветный, будучи тенью грядущих благ (Евр. 10:1), и не мог продолжаться далее пришествия Христова (Гал. 3:25–26)»27. Как замечает в этой связи Д. Балашов, Новый Завет осуждает многие пороки (он указывает 1Кор. 5:1–7 и Гал. 5:19–20, хотя можно было добавить как минимум 1Пет. 4:3, 1Кор. 6:9–10, Еф. 5:3–5 и 2Тим. 3:2–5), но нигде нет речи о несоблюдении субботы28.

В этом свете следует рассматривать адвентистские построения о праздновании субботы. Сама по себе суббота (а равно пища, питие, праздники и новомесячия) является «тенью будущего, а тело – во Христе» (Кол. 2:16–17). Как и прочие обрядовые представления Ветхого Завета, обязанность субботнего покоя не возлагается на христиан. Православные христиане в своем отношении к воскресному дню делают акцент не на бездеятельности, а на посвящении его Богу – в евхаристическом собрании и в доброделании. Получается, что адвентисты полемизируют с богословски второстепенным представлением о воскресенье как дне покоя29, а не с основным богословским и этическим аспектом воскресенья как дня сугубого посвящения себя Богу. Для примера, адвентистский богослов Н. Галли употребляет даже такое странное словосочетание, как «сатанинская воскресная суббота», и утверждает, что «нигде в Новом Завете не сказано, что воскресенье должно стать субботой в честь воскресения Христа»30.

Далее, адвентисты любят цитировать Евр. 4:9 («Посему для народа Божия еще остается субботство») как доказательство того, что ап. Павел якобы заповедует здесь еженедельно соблюдать субботний покой. В действительности этот стих надо читать в контексте всей четвертой главы. В начале главы ап. Павел говорит: «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим» (Евр.4:1). Мы видим, что это обетование относится к будущему времени. Равно и толкование цитаты из псалма («и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», Пс. 94:11) отнесено не к прошедшему, а к будущему времени. Суббота – божественный покой, предназначенный верным, и последний день недели выступает лишь ее тенью, прообразом. В Евр. 4 мы видим два противопоставления прообразов и образов: ветхозаветного «закона дел» и божественной работы (творение мира и странствование евреев в пустыне), Нового Завета и субботы (покой Бога и вступление евреев в обетованную землю при Иисусе Навине). Невозможно к обычной субботе отнести слова «Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр. 4:10). Поэтому общий вывод апостола в 11-м стихе обращен не к необходимости соблюдения еженедельного субботнего покоя, а в будущее, противопоставляя верных неверным из псалма 94: «Итак, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность».

Помимо этого, адвентисты утверждают, что Ис. 66:23 («Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь») свидетельствует о соблюдении субботы в Царстве Божием, когда будут новое небо и новая земля. Более того, это будет именно храмовое служение31. Однако Д. Грацианский следующим образом объясняет это место: если по закону мужчины евреи трижды в год должны были являться пред лице Владыки Господа (Исх. 23:17), то в будущем веке, согласно Откр. 14:13, «отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними». Там не будет времени и ночи (Откр. 21:25, 22:5, 10:6), значит, не будет и субботы. Поэтому в Ис. 66:23 в доступных для иудеев образах говорится о непрерывном блаженном богообщении, вечном покое и вечном праздновании в возвышенном смысле этого слова32.

Один из аргументов адвентистов в пользу соблюдения отмененного ветхого закона связан с тем, что сам закон они делят на две неравных части: «Хотя в Библии говорится о разных законах – обрядовых, гражданских, общественных, гигиенических – Закон Божий является сердцем, главным стержнем всего закона. Десятисловие или нравственный закон – духовное по своей сути откровение характера Божьего… Десятисловие – это часть завета Бога с Его народом»33.

Таким образом, адвентисты среди всех ветхозаветных заповедей выделяют Десятисловие, придавая Десяти заповедям характер исключительно нравственный и, как следствие, вечный: «Десять Заповедей – уникальный закон, управляющий нравственной жизнью всех людей во все времена и во всех местах… Будучи выражением Божьего характера, закон так же незыблем, как Сам Бог. Поэтому его власть над людьми выходит за рамки времени и пространства. От Бытия до Откровения Закон Божий представляется как вечный»34. Исходя из такого представления о законе и Десятисловии, адвентисты полагают, что Христос пришел исполнить не весь закон, а именно Десять заповедей. Духовное значение лишь этих заповедей раскрывал Христос в Нагорной проповеди (Мф. 5:1–48)35. Как и суббота, адвентистская интерпретация Декалога как истинного Закона Божия является «объектом яростных нападок сатаны». Для них это вопрос эсхатологический, и поэтому сатанинское «противоборство закону достигнет своей кульминации перед самым Вторым пришествием Христа»36. Сама по себе суббота является вечным памятником творения, знамением созидательной и спасающей силы Творца, свидетельством божественной силы искупления, символом завета между Богом и человеком, символом божественной справедливости, знамением истинной религии и праведности по вере, днем передачи общине верующих даров Святого Духа (и тем самым временем общения), «символом силы Христа, освящающей нас»37, знамением покоя во Христе. Без почитания субботы, следовательно, невозможно истинное богопоклонение.

Насколько обосновано это представление? Господь Иисус Христос назвал две главные заповеди закона – заповеди о любви к Богу и к людям (Мф. 22:37–40; Мк. 12:29–31). Обе эти заповеди, бесспорно, носят нравственный характер. Проявления именно этой любви к Богу и людям мы видим в Десяти заповедях.

Ап. Павел также не разделяет заповеди на Десять и прочие: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:8–10). Здесь мы видим сразу несколько заповедей из числа Десяти: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого. Следовательно, ап. Павел считает сутью и вечной частью закона не Десять заповедей, а любовь. Исполнение закона, по мысли апостола, достигается не хранением субботы, а деятельной любовью: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождениюплоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается “люби ближнего твоего, как самого себя”» (Гал. 5:13–14).

К. Плотников подчеркивает, что Десять заповедей были даны тогда же и при тех же обстоятельствах, что и прочие заповеди Закона Моисеева, и Моисей свидетельствовал о том, что весь Закон дан от Бога (Втор. 14:13–14). Поэтому «все различие между Десятью заповедями и другими ветхозаветными заповедями и постановлением, по их происхождению, состоит в том, что первые даны непосредственно Богом, а вторые – при посредстве Моисея или, как говорит ап. Павел, “рукой посредника” (Гал. 3:19)». Поэтому в Неем. 8:18 «Законом Божиим» называется весь Ветхий Завет, который «дал Господь через Моисея» (ст. 14), а не отдельные Десять заповедей. Равным образом в Пятикнижии говорится об обязательности всех заповедей (Чис. 15:39; Втор. 27:10), и наказания установлены Богом за неисполнение всех заповедей, а не одних лишь Десяти38.

Иисуса Христа прямо упрекали в том, что Он не хранит субботу (Ин. 5:18, 9:16). Он не оправдывался перед евреями, что субботу хранит, но в правильном понимании, а не в иудейском искаженном. Напротив, суббота для Него была символом деятельности, всецело посвященной Богу (Ин. 5:17: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю»)39. Это один из аспектов субботы, наряду с прообразованием вечного покоя, о чем говорит ап. Павел в Евр. 4.

Христос называет Себя господином субботы (Мф. 12:8; Мк. 2:28) – что это означает? По мнению адвентистов, необходимость соблюдать для всех субботний покой. Однако контекст показывает иное. Христос говорит эти слова в ответ на упреки в нарушении заповеди о субботе (Мф. 12:2), т.е. Он показывает Свое право нарушать покой и трудиться во славу Бога в этот день.

Что касается субботы как символа завета с Богом, то и здесь адвентисты выдают желаемое за действительное. Суббота, в самом деле, была символом завета между Богом и Израилем на Синае. Однако этот завет был не первым и не последним. Первым был завет с Адамом40, вторым – с Ноем (символ – радуга), третий – с Авраамом (символ – обрезание), четвертый – с Моисеем41, пятый – с Новым Израилем. Именно этот, Новый Завет, является действующим для христиан, т.к. мы являемся его служителями (2Кор. 3:6). Он был заключен на Тайной Вечере, его символ отнюдь не суббота, а Евхаристия, Тело и Кровь Самого Христа (Лк. 22:19–20 и пар.). В 1Кор. 11 именно правильное причащение выступает условием осуждения или оправдания во Христе. Сам Христос называется в Библии Ходатаем Нового Завета (Евр. 12:24).

Новозаветные примеры выделения субботы из круга седмичных дней связаны не с приданием особого статуса субботе, а с современными Христу и апостолам обычаями. Например, Христос и ап. Павел проповедуют в субботу в синагогах потому, что именно в этот день там собирались иудеи42. Христос совершает исцеления во все дни недели, но лишь на субботние исцеления болезненно реагировали книжники и фарисеи. Призыв не осуждать за субботу (а равно пищу, питие, праздники и новомесячия) в Кол. 2:16 показывает, что ап. Павел запрещает осуждать христиан за неисполнение всего обрядового закона43. В Чис. 28–29, где суммированы предписания об исполнении субботы, она находится рядом с такими явно упраздненными требованиями, как всесожжения и новомесячия.

Та же мысль о преходящем характере выделения отдельных дней содержится в Гал. 4:9–11: «Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас». Наблюдение дней и времен делает напрасным благовестие, лишая нас усыновления Богу.

Впрочем, суббота у отцов зачастую приобретает и свой особый смысл – тот, который впервые придал этому дню ап. Павел, разворачивая в послании к Евреям свое учение о субботстве народа Божьего44. Свт. Епифаний Кипрский сводит субботу ко Христу: «Христос есть великая и вечная Суббота». Прп. Максим Исповедник развивает его мысль: «Бог предписал почитать субботу, новомесячия и праздники, не того желая, чтобы людьми почитались дни [...], но символически почитать Его Самого посредством дней. Ибо Он Сам есть Суббота, упокоение мук [...] и прекращение скорбей»45. Г.Ю. Каптен так характеризует Божие субботство: «Состояние Седьмого дня характеризуется удалением от мирского, духовным упокоением (στάσις), бездействием страстей (ἀπαΘεία) и недвижимостью ума плотскими вещами. При этом движения души не прекращаются, а именно упокоиваются, становятся бесстрастными и подчиненными Богу и самому мудрецу. В таком состоянии Христос пребывает постоянно, поскольку Его Ипостась божественна, предвечна и неподвержена движениям падшей материи»46.

Для обычного человека суббота является лишь целью, достижимой через переживание личной Пятидесятницы, которая актуализирует в нас богоподобие. Однако совершенное и всецелое богоподобие, по мысли прп. Максима, будет лишь на следующей стадии наития Св. Духа, вводящего человека в вечность и дарующего видение всего сущего и тайн Божества в предельно доступной для нас степени. Такое состояние прп. Максим называет Восьмым днем, Субботой суббот, обожением, вечным упокоением в Боге, вечной Евхаристией, приснодвижимым покоем. Г.Ю. Каптен выделяет триаду гностической эсхатологии прп. Максима: суббота – субботы – суббота суббот,– раскрывая их содержание так: «Первое – единичный случай “диабазиса” или проникновения в суть бытия вещей, второе – постоянное пребывание в этом, третье – обожение и обретение божественного знания. Через эту триаду состояний проходит каждый святой учитель, однако есть еще четвертая стадия, или Божия Суббота, которая есть “окончательное возвращение к Богу всех тварей. В это время Бог почивает, отдыхая от [Своей] естественной энергии, направленной на них, и прекращает Свое Божественное действие, осуществляемое неизреченным образом”»47.

В известном смысле даже можно сказать, что адвентисты, абсолютизируя значение субботы, приближаются к православному пониманию этого дня, если только заменить конкретный день недели на состояние человека и Вселенной. Именно в этом и сокрыт яд их ереси: используя попеременно правду и ложь, они обольщают лжезнанием человека. Говорят верно о субботе как дне Господнем, но подменяют подлинную субботу-покой земным днем – временным выражением внешней верности Богу, оставляя его внутреннее содержание и превращая субботу в законнический акт иудеохристанства48. Соблюдение покоя в конкретный день недели не помешало иудеям убить Творца этой вселенной, потому что за соблюдением законных правил они не помнили о цели божественной субботы. Точно так же и сейчас, почитая седьмой день недели, современные еретики не только игнорируют Воскресение Христово, но и забывают о грядущем субботстве народа Божия.

Итак, суббота и воскресенье, конечно, никак не связаны с печатью антихриста. Воскресный день не отвечает признакам печати, указанным в Откр. 13:16–17: воскресенье – не начертание, его нельзя положить на руку или на лоб, соблюдение или несоблюдение субботнего покоя не мешает покупать или продавать.

Хотя православные христиане и празднуют еженедельную субботу в память о завершении творения, подобно прежнему ее иудейскому почитанию, однако это празднование малое, оно уступает по значению воскресному дню. Во всяком случае суббота утратила в Новом Завете значение бездеятельности в один из дней недели, уступив это место воскресному дню, и то относительно, без ветхозаветной категоричности49. Сегодня суббота для нас является, в первую очередь, символом, возводящим нас к ожидаемому божественному покою.

Завершим эту работу словами архим. Клеопы (Илие) о значении для нас воскресного дня, который заслонил для христиан почитание субботы: «Воскресение для православных христиан – наибольший из праздников, ибо восставший из мертвых Господь освободил нас в этот день от рабства греху (1Пет. 2:24, Рим. 6:6), как в древности израильтян от рабства египетского. День воскресения уверяет нас, что и мы, почив с несомненною верой в Христа, воскреснем от смерти и тления к жизни вечной. Ибо, по слову великого Павла, если Христос не воскрес, то вера наша тщетна, и мы еще во грехах наших, поэтому и умершие во Христе погибли (1Кор. 15:17–18). Но если воскресение Христово столь важно, что каждый из нас хранит память о нем в уме и сердце, то надлежит всячески праздновать его, облекаясь духовно в одежду чистоты, подобную одеяниям ангелов, отваливших камень от гроба. Воскресение Христово – день величайшей радости для нас, ибо Спаситель, встретив на заре его жен-мироносиц, сказал им: радуйтесь! (Мф. 28:9)… Христос же даровал нам покой небесный и вечный, куда войдут все не противившиеся Ему и памятующие о том, как вышли из страны греха в день Его воскресения»50.

* * *

Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня — Евро-Азиатский Дивизион

Суббота Творения

Определяя субботу 26.10.2019 г. как «Субботу Творения» мы объединяемся в прославлении Бога как Творца всего сущего, укрепляем единство Церкви в этом важнейшем вопросе

и способствуем представлению истины о Творении в позитивном свете.

Подробнее Верьте Пророкам Его

Еженедельный план чтения Библии и трудов Духа Пророчества Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света...

Далее Фильм «Скажи миру»

Фильм «Скажи миру» повествует о впечатляющей истории небольшой группы христиан северо-востока Соединенных Штатов. Их серьезные исследования пророчеств Библии послужили вдохновляющим открытиям относительно грядущих событий,

что позднее легли в основу учения Церкви Адвентистов Седьмого Дня...

Смотреть Библия и наука

Библия и наука – совместимы ли они? Может ли современный человек верить библейскому повествованию о сотворении нашего мира? Не противоречат ли такой вере данные современной науки? На эти и многие другие вопросы, связанные с взаимоотношениями Библии и науки, поможет найти ответы веб-сайт

http://geoscience.adventist.ru

Далее Больше новостей

Если Вы стремитесь обрести яркую индивидуальность, раскрыть свои способности и стать провозвестником вечного Евангелия - Заокский адвентистский университет может стать для Вас местом профессионального, личностного и духовного становления.

Приходите учиться в Заокский адвентистский университет – Ваше будущее начинается уже сегодня!

Узнать больше

Осторожно, секта! Адвентисты седьмого дня или субботники

Среди поверивших этому откровению начало твориться прямо-таки столпотворение Вавилонское. Несчастные люди в громадном количестве накануне 22 числа облеклись в белые одежды и вышли к «горе суда» — так называлась одна гора в штате Нью-Йорк, на которую в облаке должен был сойти Христос. Вся ночь проходила в напряженном ожидании. Взгляды людей были прямо-таки прикованы к небесам. Но вот взошло солнце, которое озарило небосклон, но так никто и не услышал трубного ангельского звука с небес, не увидели и грядущего на облаках Спасителя. Пророчество оказалось простым обманом. Да и не суждено, ведь Сам Господь в предостережение всем тем, кто будет пытаться определить точный срок Его Второго Пришествия сказал: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24,36).

После всего случившегося в адрес незадачливого пророка посыпались насмешки. По этой причине Миллер, как лидер основанного им движения самоустранился. Однако, многие его последователи продолжали оставаться сторонниками прежнего учения.

В январе 1845 года Миллер и его последователи были исключены из баптистского союза, к которому до этого принадлежали. Это и привело к созданию самостоятельной секты, получившей название адвентистов. По-русски слово «адвентизм» означает пришествие, от латинского — «адвентус».

Господь в Своем Евангелии сказал, что «не может… дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7,18). Почему и учение адвентистов вскоре произрастило многие плевелы еретических заблуждений. Так в 1845-1846 годах, под влиянием учения Рахили Престон, многие из адвентистов стали требовать, чтобы празднование воскресного дня было заменено на субботу.

Очень сильное влияние оказала на адвентистов в этом направлении некая Елена Уайт. Она имела постоянно «видения». В одном из своих «видений», как передавал ее поклонник Лафборо, ей явился ангел, повел ее на небеса, ввел в скинию и показал ей Ковчег Завета. Сам Христос открыл крышку Ковчега (вот какая честь была оказана ей!). Увидела она там лежащие скрижали каменные с изображением 10 заповедей. Видит 4-ю заповедь потемневшей. Присутствовавший при ней ангел объяснил, что это потемнение 4-й заповеди произошло потому, что люди на земле не соблюдают ее. Легковерные сектанты поверили басням Уайт, и многие начали праздновать вместо воскресения субботу.

В 1860 году адвентисты разделились на 2 лагеря. Те из них, которые признали праздником день субботний, стали называться адвентистами 7 дня, или субботниками.

Познакомившись вкратце с историей адвентизма, перейдем к рассмотрению его учения о праздновании седьмого дня — субботы.

Адвентисты учат: суббота была установлена, как праздник еще в раю самим Богом. Господь «Благословил седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от дел своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2,2-4).

Что субботу будут праздновать и должно ее святить и в Новозаветной Церкви, об этом говорят пророки: «Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворил, всегда будут пред лицом Моим, — говорит Господь, — так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, — говорит Господь» (Исайи 66, 23-24).

Сам Спаситель, по мнению адвентистов не нарушал субботы, но повелел ее почитать: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота, или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5,18). А тех людей, которые вздумали бы нарушать субботу, Христос, якобы, предостерегает, говоря: «Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в царствии Небесном…» (Мф. 5,19). Итак, учат адвентисты, необходимо непременно почитать субботний день вместо воскресного. Однако, если мы внимательно будем читать Священное Писание, то увидим всю несостоятельность учения адвентистов седьмого дня.

Всемогущий Господь Бог сотворил весь мир в течении шести дней.. Как долго продолжались эти дни, какой они представляли собой период времени — Писание нам не говорит. До творения в 4-й день солнца нельзя было равнять день творения нашим суткам, т.е. двадцати четырем часам. Быть может, эти дни равнялись целым тысячелетиям нашим, а быть может и больше. Посему ссылка адвентистов на то, что Бог дал нам пример праздновать седьмой день, совершенно не убедительна. Не найдем мы нигде в Священном Писании каких-либо указаний о праздновании субботнего дня нашими праотцами от Адама до Моисея на протяжении целых 2500 лет. Почему так? — Потому, что не было самой заповеди о почитании субботы в этот огромный период человеческого существования.

Суббота же дана была еврейскому народу Богом через пророка Моисея. Она являлась напоминанием сынам израилевым об избавлении их от плена египетского и знамением завета между Богом и евреями (Исх. 31,13-17, Втор. 5,15).

Но на какой срок дана заповедь соблюдать субботу народу еврейскому? На это нам отвечает ап. Павел: «Закон дан после, по причине преступления, до времени пришествия Семени, к Которому относится обетование» (Гал. 3,19). Еще: «Закон был только детоводителем ко Христу. По пришествии же Христа, мы (христиане) не под руководством закона» (Гал.3,24-25). Значит, дана суббота была до времени Христа, до Его пришествия на землю.

Ап. Павел свидетельствует, что Старый Завет после крестных страданий потерял свое значение: «Ибо, если первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому… Говоря «Новый», показал ветхость первого, а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр. 8;7,13).

Напрасно адвентисты ссылаются на пророка Исайю 66 гл., 23 ст. В этом месте нисколько не говорится о том, что христиане будут и должны праздновать субботу. Здесь пр. Исайя употребляет понятный для еврейского народа счет дней: «из месяца в месяц, из субботы в субботу». Это, как мы бы сказали: из года в год.

А если рассуждать так, как адвентисты, то почему тогда они не празднуют новомесячья, ведь сказано «из месяца в месяц»?

Перейдем теперь к временам новозаветным. Сам Господь Иисус Христос неоднократно указывал, что суббота подлежит отмене: «Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот человек (Иисус Христос), потому что не хранит субботы» (Иоан. 9,15). «И еще более искали иудеи убить Иисуса за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоан. 5,1-18).

Таким образом, мы видим, что адвентисты ложно учат о том, что христианам необходимо почитать субботний день вместо воскресного. Причиной этого является искажение смысла Священного Писания, которое истолковывается адвентистами, как и прочими сектантами, собственным разумом. А потому на них вполне сбывается сказанное Святителем Игнатием о том, что «бывает Слово Божие, слово спасения, для дерзких толкователей его, вонею в смерть, мечем обоюдоострым, которым они закалают сами себя в вечную погибель».

Братья и сестры! Православные Христиане!

Еще с первых веков христианства святые пастыри Церкви писали о грехах ереси и раскола, как особо тяжких и смертных: «Всякий отделяющийся от Церкви чужд для нее, он непотребен ей, он враг ее. Не имеющий Матерью Церкви, не может иметь Отцом своим Бога… Хотя бы сии люди предали себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не смоется и самою кровию: неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями» (Св. Ириней Лионский, 2-й век).

Долг любви и сострадания к ближним зовет нас не оставить в беде тех, кто попал под душепагубное влияние новых лжеучителей — адвентистов.

Любое наше участие: теплое слово, призыв к возвращению в лоно Церкви Христовой, предоставление информации о секте — явится тем семенем, которое содействием благодати Божией принесет во время свое бесценный плод спасения наших ближних о Христе.

Аминь.

АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ

Содержание статьи

АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ, протестантская церковь, которая опирается на Библию как единственное правило веры и жизни, верит в близость Второго пришествия Христа, соблюдает седьмой день недели (субботу) как день покоя и отдыха, во исполнение божественной заповеди (Исх 20:8-11). Адвентисты седьмого дня представляют собой крупнейшее самостоятельное объединение внутри адвентистского движения.

Адвентисты седьмого дня верят в вечное предсуществование Христа как второй ипостаси Божества; безусловно признают догматы о его рождении от Девы, его безгрешной жизни на земле, о его заместительной (за людей) и искупительной смерти. Они также признают его телесное воскрешение, вознесение, небесное служение в качестве великого первосвященника; ожидают окончательного его возвращения. Адвентисты седьмого дня подчеркивают непосредственно личностный характер этого второго пришествия, которое совершится до наступления тысячелетнего царства Христа. Они верят, что вот-вот исполнится великое пророчество Библии о катастрофическом конце нынешнего века. Христос вернется «во время не известное, но близкое» и будет царствовать на небесах со спасенными в течение тысячелетнего периода, который и начнется с того времени. В церкви последних дней будут восстановлены духовные дары, включая дар пророчества.

Адвентисты седьмого дня верят в спасение только по благодати через веру во Христа и считают, что благие дела и послушание скорее результат, чем средства спасения. Они рассматривают бессмертие как дар, которым Христос, через свое воскресение, наградит праведников при втором пришествии. Они придерживаются идеи творения из ничего, отвергая представление об эволюционном развитии Вселенной. Адвентисты седьмого дня верят в необходимость духовного возрождения и практикуют крещение взрослых погружением в воду. Большое значение они придают здоровой жизни и полному воздержанию от алкоголя и табака. Адвентисты седьмого дня поддерживают принцип отделения церкви от государства и настаивают на религиозной свободе для всех людей. Полное изложение вероучения содержится в Ежегоднике Адвентистов седьмого дня.

Деноминация придерживается представительской формы церковного управления. Местные конгрегации сами избирают диаконов и служителей церкви. Общины группируются в конференции и миссии, которые осуществляют пастырскую деятельность и евангелизацию, контролируют территориальные централизованные фонды. Конференции и миссии, в свою очередь, входят в союз и окружные организации, которые образуют верховный административный орган – Генеральную конференцию (штаб-квартира в Вашингтоне, округ Колумбия).

Адвентисты седьмого дня содержат около 4000 школ во всем мире, они работают также в санаториях и больницах, воспитательных домах и центрах для престарелых, в благотворительных организациях для распределения одежды и пищи.

История.

Адвентисты седьмого дня появились в ходе распространившегося по всему миру движения межконфессионального пробуждения, которое возникло одновременно в различных странах христианского мира в начале 19 в. Подчеркивая непосредственную близость второго пришествия Христа, это движение опиралось на толкование библейских пророчеств, возвещавших приближение конца времен. Расцвет его относится к периоду с 1840 по 1844, когда оно оформилось в особое движение в США. Адвентисты седьмого дня не пришли к согласию с другими адвентистскими группами по поводу местоположения святыни, о которой говорится в 8 главе Книги пророка Даниила, и относительно срока второго пришествия, предсказанного в Откровении Иоанна Богослова (глава 20). В 1860 отколовшаяся группа официально приняла название «Адвентисты седьмого дня». См. также АДВЕНТИЗМ.

Литература:

Уайт Е.Г. Великая борьба между Христом и сатаной в течение христианского века. Кишинев, 1991Уайт Е.Г. Деяния апостолов. М., 1992Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995Мацанова А.Г., Мацанов П.А. По тернистому пути. М., 1995Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998

Вероучение и организация адвентистов седьмого дня

А. Ю. Григоренко, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой религиоведения РГПУ имени А. И. Герцена.

В процессе исторического развития сформировались вероучение и организация адвентистов седьмого дня. Как и другие христиане, адвентисты седьмого дня верят, что единственным и непреложным символом их веры является Библия, что все 66 канонических книг Ветхого и Нового заветов являются богодухновенными. В соответствии с общим эсхатологическим характером своего вероучения адвентисты седьмого дня особое значение придают толкованию книг Ветхого Завета, в первую очередь книги пророка Даниила и Откровения Иоанна Богослова. Изучение Библии у адвентистов седьмого дня является важнейшей обязательной частью субботних богослужений Церкви АСД, называемой «субботней школой». Наряду с Библией среди членов Церкви АСД большим авторитетом пользуются книги Эллен Уайт, в том числе переведенные на русский язык. Адвентисты седьмого дня верят, что Э. Уайт обладает истинным пророческим даром, в первую очередь потому, что только она провозгласила «устно и письменно», начиная с 1844 г., начало «следственного суда на небесах» и передала весть «прямо от Бога об исполнении 2300 лет и начале служения Христа в небесном святилище (скинии)».

Адвентисты седьмого дня верят, что вся Вселенная, весь мир были созданы всесильным Творцом, триединым Богом – Отцом, Сыном и Святым Духом, что человек создан по образу и подобию Божьему, что грех вошел в мир в самом начале человеческой истории и разорвал взаимоотношения между Богом и людьми и является нарушением Закона Божьего. Закон Божий, десять заповедей, согласно учению адвентистов седьмого дня, есть основа жизни всех людей, всех времен и всех народов.

Как считают адвентисты седьмого дня, Иисус Христос – Сын Божий, пришел в определенное Богом время в человеческий мир с тем, чтобы совершить спасение и искупление человека от греха. Они верят, что Он жил на земле как Сын Человеческий во плоти, одновременно являясь Сыном Божиим: его Божественная природа была облечена в человеческое естество. Они верят, что Он открыл людям характер Бога невидимого и показал пример любви человека к человеку, что Он умер за человеческие грехи и является Спасителем для тех, кто в Него поверит, что Он воскрес в первый день по Писанию и вознесся на небо спустя сорок дней после воскрешения. Как и другие протестанты, адвентисты седьмого дня полагают, что каждый человек может получить прощение всех своих грехов и спасение через личную веру в Иисуса Христа. Они совершают обряд крещения только взрослых людей – тех, кто сознательно верит в учение Христа.

В ряде вероучительных догматов адвентисты седьмого дня отошли от других христианских конфессий. Так, они считают не воскресенье, а субботу дарованным Богом днем покоя и молитвы. Поэтому они соблюдают субботу, участвуя в обязательном субботнем богослужении. Адвентисты седьмого дня полагают, что человек не имеет в самом себе бессмертия, поэтому со смертью, убеждены они, прекращается физическая и духовная жизнь человека. Сознание и бессмертие, согласно их учению, верующий человек обретет лишь после воскресения из мертвых, которое в свою очередь произойдет при втором пришествии Христа. Помимо отрицания бессмертия души, адвентисты седьмого дня отрицают также существование ада и рая, вечные муки грешников. Наконец, они расходятся с другими христианами во взгляде на искупительную жертву Христа, считая, что Иисус Христос своими страданиями и смертью искупил только прошлые грехи людей, но не будущие. Адвентисты седьмого дня не отмечают праздников, которые существуют в других христианских Церквях. Так, праздник Пасхи не празднуется у адвентистов седьмого дня. Его не отмечают ни в церкви, ни дома. Адвентисты седьмого дня не признают ни Священного Предания, ни Символов веры, не используют в богослужении молитвы «Отче наш». Они не признают вообще никаких заученных наизусть молитв; последние у них носят характер живых импровизаций.

У адвентистов седьмого дня нет таинств. Крещение, причащение, рукоположение, бракосочетание, похороны у них исполняются как обряды. К числу особых служений АСД относятся благословение детей, посвящение храма, благословение дома, моления за больного и пр. Адвентисты седьмого дня, как и, например, евангельские христиане-баптисты, осуществляют крещение во взрослом возрасте погружением в воду, отмечают День жатвы. У адвентистов седьмого дня существует обряд – омовение ног. Аналогичный обряд совершается христианами веры евангельской и менонитами. Этот обряд является неотъемлемой частью богослужения Церкви АСД с причастием и проходит обычно раз в квартал на общем собрании в общине.

Адвентисты седьмого дня отвергают многие атрибуты традиционной христианской обрядности. Так они не почитают икон, креста, отрицают институт монашества, не поклоняются мощам, реликвиям, святым местам. Как и другие христиане-протестанты, адвентисты седьмого дня не признают деление на клир и мирян. Они исходят из разработанного еще Лютером учения о «всеобщем священстве». Их молитвенные собрания обычно состоят из чтения Библии, проповеди, молитвы, пения гимнов.

Адвентисты седьмого дня ведут активную миссионерскую деятельность, рассматривая ее как свою первейшую обязанность. Эта деятельность осуществляется проповедниками, пресвитерами, простыми членами общины. Центральным догматом вероучения адвентистов седьмого дня является учение о близком пришествии Спасителя-Мессии. Адвентисты седьмого дня не называют конкретных сроков и дат второго пришествия Иисуса Христа, но верят, что оно близко и поэтому каждый должен постоянно пребывать в готовности к этому событию. Хотя день второго пришествия Иисуса Христа неизвестен, однако, по убеждению адвентистов седьмого дня, Библия указывает признаки «последнего времени», среди которых:

а) Природные знамения (Лук. 21, 5; Отк. 6, 13); различные стихийные бедствия (Мф. 24,7) и т.д. По убеждению современных адвентистов седьмого дня, все эти признаки уже сбылись. б) Повсеместное распространение евангельской вести. «И будет проповедано это благовестие царства по всей обитаемой земле для свидетельства всем народам, и тогда придет конец» (Мф. 24, 14); в) Нравственная распущенность среди людей «последнего времени» (2 Тим. 3, 1-5); г) «Великое отступление», под которым имеется ввиду отступление от принципов апостольской Церкви руководителями римско-католической Церкви, начавшееся еще десятки веков назад и выразившееся, согласно Церкви АСД, в частности, в том, что папа провозгласил себя наместником Христа на земле, отменил четвертую заповедь, заменил Божию субботу воскресеньем и т.д. Папское владычество, по адвентистскому вероучению, продлится до явления Христа.

д) «Умножение ведения» (Дан. 12, 4), под которым современные адвентисты седьмого дня подразумевают лавинонарастающие научные открытия и технические достижения XIX – XX вв.

Одной из частей учения адвентистов седьмого дня о втором пришествии является теория «очищения небесного святилища». Адвентисты седьмого дня верят, что перед вторым пришествием Иисус Христос очистит небесную скинию (святилище) от грехов детей Божиих. Грехи их будут окончательно изглажены (Деян. 8, 19) и будут удалены из небесной скинии аналогично тому, как в служении ветхозветного священства, преобразовавшего служение Господа на небесах, святилище Моисеевой скинии очищалось от грехов народа израильского в «день очищения». Как верят современные адвентисты седьмого дня, «небесная скиния» – это скиния Господа на небесах, о которой говорил еще апостол Павел в своих посланиях к евреям (гл. 8). Господь их есть ее Первосвященник, небесная скиния послужила будто бы первообразом для скинии Моисея, а священническое служение Христа на небесах явилось первообразом ветхозаветного левитского священства. Очищение небесного святилища, считают современные последователи адвентизма седьмого дня, началось в 1844 г., когда Христос вошел в небесную скинию с тем, чтобы очистить ее от грехов детей Божиих. По их представлению, с 1844 г. на небе начался суд Божий, «суд исследования», которому сперва подлежат все умершие, а после – все живые. Во время этого суда Бог должен отделить праведных от неправедных и определить, кто из многих миллионов умерших и в данный момент пребывающих в прахе достоин участия в первом воскресении и восхищении в небесный град. По окончании этого судебного расследования, считают адвентисты седьмого дня, господь явится во всей славе.

Обосновывая начало небесного служения Иисуса Христа в 1844 г., апологеты адвентизма седьмого дня ссылаются на пророка Даниила, предсказавшего, что святилище Божие будет попираемо в течении 2300 дней (Дан. 8, 14), после чего оно будет очищено. Считая 2300 дней за 2300 лет (Езек. 4, 4, 5; Числ. 14, 34), они полагают, что 2300 дней-лет начались с осени 457 г. до н. э. (год издания указа персидского царя Арта-ксеркса о восстановлении Иерусалима. С этого времени, как они утверждают, начинается счет семидесяти семидесятилетий (490 лет), предсказанных пророком Даниилом и входящих в состав 2300 лет (Дан. 9, 24-27). Как пророчествовал Даниил, от указа о восстановлении Иерусалима (с 457 г. до н. э.) и до Иисуса Христа должно пройти семь седьмилетий (49 лет) и шестьдесят два седьмилетия (434 года), а в целом – шестьдесят девять седьмилетий (483 года). В половине семидесятого седьмилетия (483 + 3Ѕ = 486Ѕ) должны будут быть отменены ветхозаветные жертвы и на казнь отправлен Иисус Христос. В связи с тем, что указ о восстановлении Иерусалима был издан осенью 457 г. до н. э., то, как полагают адвентистские теологи, со времени этого указа и до рождения Христа прошло 456 лет. Вычитая же из 486Ѕ лет число 456, они получают другое число 30Ѕ, что позволяет им отнести дату смерти Христа к весне 31-го года н. э., а крещение Его и выступление Его на проповеднический путь – на 27- год нашей эры (483 – 456 = 27). Они считают, что в 434 г. н. э. закончились все 70 седьмилетий, которые были предсказаны Даниилом, и потому до очищения небесной скинии осталось еще 1800 лет (2300 – 490 – 1810). В итоге, как верят последователи современного адвентизма седьмого дня, очищение небесного святилища началось осенью 1844 г.

Большое внимание в учении адвентистов седьмого дня о втором пришествии уделено так называемой «трехангельской вести». Согласно их вероучению, и первая, и вторая, и третья ангельская весть – это предупреждение самого Господа людям о близости Его пришествия. Образ трех ангельских вестей как предупреждения Господа людям использовал еще Иоанн Богослов, который видел трех ангелов. Первый имел евангелие вечное, дабы благовестить всем живущим на земле, и проповедовал о наступлении часа суда («первая ангельская весть» – Отк. 14, 6-7). Второй ангел возвещал о падении Вавилона («вторая ангельская весть» – Отк. 14, 8). Третий ангел предвосхищал «мучения вечные» «всем принимающим имя его» и возвещал помимо этого о преследованиях святых последнего времени («третья ангельская весть» – Отк. 14, 9-12).

Согласно взглядам современных адвентистов седьмого дня, первую ангельскую весть начал проповедовать Миллер и его сподвижники, а 22 октября 1844 г. эта весть явилась в новом свете как весть об очищении небесной скинии. Вторая ангельская весть, согласно учению адвентистов седьмого дня, говорит о падении Вавилона, или Рима духовного. «Рим духовный» у современных адвентистов седьмого дня – символическое название не только римско-католической Церкви, но вообще всего «ложного христианства», отказавшегося от чистоты Евангелий и принявшего начертание зверя, т. е. празднование воскресенья вместо субботы. Приговор «духовному Вавилону» уже произнесен, а с 1844 г. начался небесный суд, во время которого Господь отделяет «Своих детей» от «детей Вавилона».

«Третья ангельская весть» гласит о наказании «детей Вавилона». «Божии дети» должны выйти из среды Вавилона, где они живут, дабы «не подвергнуться язвам его» (Отк. 18, 4). Соблюдая заповеди Божии и веру в Спасителя, они подвергнутся гонениям, которые должны терпеть (Отк. 14, 12), ибо Господь скоро явится и уничтожит власть Вавилона.

Все три ангельские вести, согласно вероучения адвентистов седьмого дня, с 1844 г. составляют одно великое дело, которое будет продолжаться до второго пришествия Господа. Время «третьей ангельской вести по времени совпадает с небесным судом. Это время есть время благодати, время покаяния и исправления (Отк. 22, 11-12). Однако оно очень непродолжительно и вскоре закончится явлением Иисуса Христа.

Во время Его второго пришествия праведные воскреснут (Отк. 20, 6) – «первое воскресенье, а живые праведники изменятся и все вместе они будут восхищены на небо, где будут царствовать вместе со Христом 1000 лет (I Фесс. 4, 16-17). Земля же будет опустошена, ибо ее постигнут «семь язв». Неправедные будут умерщвлены и на Земле никого не останется. В течение 1000 лет праведные на небе будут судить умерших «нечестивых» и падших ангелов, определяя им то наказание, которому они будут подвергнуты по истечении 1000 лет (Отк. 20, 4; Кор. 6, 2-3). Сатана же будет связан на 1000 лет и будет низвергнут в бездну, т. е. опустошенную землю. В связи с тем, что все праведники будут до этого восхищены в Небесный град, а все нечестивые будут пребывать в гробах, то сатана останется без дела. В этом ключе современные адвентисты седьмого дня понимают библейское предсказание о том, что сатана будет связан на 1000 лет (Отк. 20, 1-2).

В конце тысячелетнего периода, по адвентистскому вероучению, Господь и Небесный град сойдут на землю, до того остающейся не обновленной. В это время мертвые нечестивцы воскреснут и выйдут на поверхность земли («второе воскресенье»). Сатана вновь получит возможность действовать, соберет всех нечестивых под свои знамена и вместе с ними окружит святой град. Однако огонь ниспадет с неба и уничтожит осаждающих («смерть вторая»). В связи с этим адвентисты седьмого дня и не признают ни вечных мук грешников, ни ада. Вместе с нечестивыми в божественном огне будут уничтожены прежние небо и земля, вместо которых возникнут новые небо и земля. Новая земля с Новым Иерусалимом как своей столицей будет вечным наследием святых – адвентистов седьмого дня.

Такова вкратце эсхатологическая доктрина Церкви АСД. Не следует при этом думать, что вероучениям других христианских конфессий не присуща тщательно разработанная эсхатология. Каждое христианское направление имеет свою эсхатологическую доктрину, свое представление о «конце мира», об антихристе и т.д. Другое дело, что не всегда эсхатологические мотивы выходят на первое место в проповедях христианских проповедников, не всегда они хотят пугать мир грядущими судами и пришествием Христа – событиями, которые, согласно Библии, положат конец этой цивилизации. Как пишет один из современных православных авторов, сегодня настала «пора завести разговор о том, о чем сегодня меньше всего принято говорить в «христианском обществе» и в «христианской культуре», — о последнем. О конце света. Об антихристе… Даже те публицисты, что считают себя христианами, считают неудобным вспоминать о завершающей книге Библии – Апокалипсисе».257

Особенностью адвентизма седьмого дня как раз и является то, что его приверженцы, поставив в центр своего вероучения догмат о «конце света» и втором пришествии Спасителя не только не считают «неудобным» напоминать миру об Апокалипсисе (Откровение Иоанна Богослова), но, напротив, своей миссией считают приготовление людей к жизни в ином Царстве, которое не от мира сего. И этой миссией в Церкви АСД занимаются все – и проповедники, и пресвитеры, и члены общин, ибо они убеждены в том, что Библия предсказала все важнейшие события мировой истории, возникновение и падение различных царств, держав и государств, войны и сражения, различные периоды и состояния в жизни Церкви, преемственную последовательность исторических событий и даже хронологические даты важнейших событий истории. Сегодня, убеждены они, практически все библейские пророчества осуществились за исключением событий второго пришествия.

Эсхатологическая направленность вероучения адвентистов седьмого дня способствует тому, что в литературе, посвященной истории этого религиозного движения, достаточно прочно утвердился миф о том, что адвентисты седьмого дня «пытаются отгородиться от «мира», что «главное для адвентистов не насущные задачи земной жизни, а подготовка к жизни «вечной», что адвентисты выбрали путь пассивного, «в молитве только пребывая», ожидания второго пришествия Христа, путь самоизоляции от общества, путь «отказа от общения с миром, с людьми, не разделяющими их взглядов, отказа от служения обществу, от радостей жизни, и все ради одной призрачной цели – тысячелетнего царства Христова, загробного блаженства».258 С такого рода утверждениями и мнениями о социальной позиции Церкви АСД адвентисты седьмого дня не согласны. Возражая авторам подобных утверждений и мнений бывший руководитель Российского униона Церкви АСД М. П. Кулаков, разъясняя социального учения Церкви АСД, писал: «да, адвентисты ожидают второго пришествия Христа. Для них это отождествляется с победой добра. Они убеждены, что любовь в конечном счете победит. Зло на земле будет уничтожено. И чтобы скорее наступил этот день, мы не можем находиться в бездеятельном ожидании».259

Вот почему Церковь АСД огромное внимание уделяет не только своей духовной миссии, но и своему социальному служению, направляя большие свои силы и средства на оказание помощи людям. Каждый день более одного миллиона человек получают помощь и поддержку от Адвентистского агентства помощи и развития (ADRA). Эта независимая неправительственная всемирная адвентистская организация создана была для специального служения всему человечеству при стихийных бедствиях, иных чрезвычайных ситуациях, причем помощь оказывается нуждающимся независимо от их национальности, политических убеждений и вероисповедания.

Несмотря на страстное ожидание второго пришествия Спасителя и всех связанных с ним событий на Земле, современные адвентисты седьмого дня, в отличие от христиан Средневековья, не стремятся встать на путь аскезы, подавляя, унижая и уничтожая плоть свою. Согласно принципам «санитарной реформы», провозглашенными еще Э. Уайт, современные адвентисты седьмого дня верят, что человек должен оберегать свое духовное и физическое здоровье и вести здоровый образ жизни, воздерживаясь от вредных привычек, алкоголя, курения, наркотиков и всего, что разрушает человеческое тело и душу. Как пишет М. П. Кулаков в своей статье «Не в бездеятельном ожидании второго пришествия Христа», адвентисты признают, что, сотворенный по образу и подобию Божию, человек должен обладать «гармоническим развитием… в том, что касается его тела, ума и духа. Поэтому наша (адвентистская – авт.) Церковь, совершающая служение в 220 странах мира из 236, зарегистрированных в ООН, главную цель оказывать духовную помощь людям, сочетает с тем, что содержит в разных частях мира 500 своих лечебных заведений (больниц, клиник, санаториев). Один из медицинских центров этой Церкви – Лома Линда в Калифорнии – приобрел всемирную известность своими операциями по пересадке сердца. Теперь же там установлен протонно-лучевой ускоритель для эффективной диагностики и лечения раковых заболеваний…

Да, любовь должна проявлять себя в нужных для блага людей делах. Поэтому адвентисты содержат 5400 своих школ, 87 высших учебных заведений, 7 медицинских центров, 161 больниц и санаториев, 313 клиник и диспансеров, 113 домов престарелых, домов инвалидов и детских домов…».260

В политической части своего вероучения Церковь АСД всегда выступала за уважение власти и государственных институтов и учреждений, за соблюдение законов государства, за исключением тех случаев, когда они противоречат Божиим законам. Поэтому позиция Церкви АСД в вопросе об отношении к воинской службе всегда была позицией невоюющих, т. е. не участвующих в боевых операциях. Хотя Церковь АСД и допускала в отдельных случаях своих членов к военной службе, в целом же выступала за неучастие в войне и отрицательно относилась и относится к несению военной службы. Генеральная Конференция Церкви АСД неоднократно обращалась к молодым адвентистам с рекомендацией приобретать медицинские специальности, чтобы иметь возможность проходить военную службу даже в военное время в медицинских частях.

Церковь АСД занимает стороннюю позицию по отношению к экуменическому движению. Церковь АСД объясняет эту позицию тем, что не является сторонников объединения христианских конфессий. Однако адвентисты седьмого дня не отказываются от межконфессиального сотрудничества и диалога, посылают своих наблюдателей на общие межконфессиальные съезды и другие мероприятия. Они принимают участие вместе со всеми христианами в молениях о сохранении мира во всем мире, благополучии страны, города и т.д. Церковь АСД всегда выступала за отделение религии от государства, за равенство всех религий и вероисповеданий, за свободу совести; по инициативе Церкви АСД была в свое время создана Международная Ассоциация религиозной свободы. Одновременно адвентисты седьмого дня видят свое особое предназначение в том, чтобы нести миру «весть о скором, личном и видимом возвращении Иисуса Христа на землю в силе и славе для установления Его Всемирного царства правды». Поэтому, считают адвентисты седьмого дня, хотя «по Провидению Божьему и согласно Его замыслу о спасении человечества, на протяжении земной истории возникали разные конфессиональные организации и религиозные движения, призванные осветить разные аспекты евангельской истины, лишь на адвентистов седьмого дня была возложена особая миссия… возвещения Благой Вести о втором пришествии Иисуса Христа как о непреложном и скором историческом событии – в контексте провозвестия истины о необходимости подготовки к этому событию в соответствии с библейским пророчеством, особенно ясно представленном в Откровении 14:6-14».261

Церковь АСД – это религиозная организация, в которой существует строгая дисциплина, обязательная регистрация и учет членов. Каждый член общины обязуется отдавать на ее нужды и миссионерские цели «десятину» — одну десятую часть своих доходов. Как организация, Церковь АСД отличается эффективным управлением, совершенствованию которого уделяли большое внимание все лидеры Церкви. В современной Церкви АСД существует четыре уровня организации ее структурных подразделений и членов:

Местная церковь (община), представляющая собой организованное сообщество отдельных верующих;

Местная конференция (или местное поле, миссия), которая объединяет общины (церкви) в определенном регионе (республика, штат);

Унионная конференция (или унионное поле, миссия), объединяющая целый ряд конференций или полей в пределах более обширной территории;

Генеральная Конференция – наиболее крупная организационная структура, которая объединяет все унионы во всех частях мира и которая имеет главное управление в Вашингтоне. Она осуществляет свои административные функции в различных географических регионах через дивизионы – отделения Генеральной Конференции, обладающие административной властью на закрепленной за ними территорий.262 В Москве, например, существует Евро-Азиатский Дивизион Генеральной Конференции. Четкая структура и дисциплина помогают Церкви АСД эффективно решать те задачи, которые она ставит перед собой.

Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность, Григоренко А. Ю., СПб.: Европейский дом, 2004, стр. 234-231.


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.