Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Целевое финансирование что это такое


Целевое финансирование

Определение 1

Целевое финансирование – это средства, которые получает предприятие из государственного бюджета на выполнение определенных целей в деятельности такого предприятия.

По сути, целевое финансирование – это помощь государства на развитие отдельных направлений деятельности организации.

Важное условие, которое должна выполнить организация, получившая такое финансирование – это использовать денежные средства строго по назначению. Соответствие понесенных затрат предприятия сопоставляется с утвержденными сметами на реализацию различных мероприятий, которые финансируются за счет государства.

Замечание 1

Исходя из практики, наибольшую долю целевого финансирования, получают предприятия агропромышленного сектора, что связано с государственными программами поддержки народного сельского хозяйства.

Целевое финансирования как объект налогового и бухгалтерского учета

Целевое финансирование упоминается в главном нормативно-правовом акте государства для целей налогообложения предприятий – в Налоговом кодексе РФ.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Так, к средствам, которые признаются в налоговом учете как средства целевого финансирования, являются следующие:

  1. Субсидии и ассигнования для бюджетных организаций.
  2. Безвозмездные и безвозвратные гранты, предоставляемые на такие блага как получение образования, научное развитие, культурные мероприятия, мероприятия по охране здоровья или окружающей среды.
  3. Инвестиционное финансирование, которое получает организация по завершению конкурсов.
  4. Финансирование научных или инновационных проектов.

В сфере регулирования доходов и расходов предприятия, контролирующие органы по порядку налогообложения обращают внимание на суммы полученных средств и на расходы предприятия, которые должны соответствовать целевому назначению полученного финансирования.

В части бухгалтерского учета, целевое финансирование регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Данным нормативно-правовым документом регламентированы следующие виды целевого финансирования:

  1. Субвенции, то есть денежные средства государственного бюджета, которые получает финансируемое предприятие безвозмездно и безвозвратно.
  2. Субсидии, то есть средства государственного бюджета, которые покрывают определенную долю расходов по целевому финансированию.
  3. Бюджетные кредиты, то есть ресурсы, получаемые предприятием, как в виде денежных средств, так и в виде прочих ресурсов (земельные участки, природные ресурсы и т.п.).

Стоит отметить, что бюджетные кредиты исключают получение налогового кредита.

Особенности бухгалтерского учета целевого финансирования

Организация бухгалтерского учета целевого финансирования осуществляется на основании регламента ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», а также на основании положений учетной политики организации.

Как правило, полученные бюджетные средства используются предприятием и отражаются в бухгалтерском учете по таким направлениям затрат как:

  1. Финансирование расходов на капитальное строительство и приобретение (создание) объектов основных средств.
  2. Финансирование текущих затрат организации (закупка сырья и материалов, оплата труда персонала, оплата аренды помещений и объектов основных средств и т.д.).
  3. Компенсация уже понесенных предприятием расходов на обеспечение деятельности. Для бюджетных организаций, сюда включаются уже понесенные убытки по результатам деятельности.
  4. Финансирование на оказание немедленной помощи в связи с непредвиденными событиями (стихийные бедствия, последствия кризисов и т.п.).

Замечание 2

Для отражения операций по получению и расходованию средств на целевое финансирование, в бухгалтерском учете используется одноименный счет 86 «Целевое финансирование».

spravochnick.ru

Целевое финансирование организации. Бухучет

Большинство компаний финансируют свои проекты самостоятельно. Однако в некоторых случаях средства поступают из иных источников. Они подлежат особому порядку учета.

Что представляет собой целевое финансирование?

целевое финансирование (ЦФ) – это получение денежных средств от государства на определенные цели. Главная особенность этого мероприятия заключается в том, что полученные деньги нужно использовать строго по заявленному назначению. Обязательно составление строгой отчетности. Также требуется оформить и утвердить смету. Финансирование направляется на следующие проекты:

Обычно государство направляет деньги на общественные проекты. Средства выделяются на конкретную цель.

Формы государственной помощи

Составляющие целевого финансирования указаны в пункте 1 статье 251 НК РФ:

ВАЖНО! Финансирование может обеспечиваться не только за счет денежных средств, но и за счет имущества.

Учет госфинансирования устанавливается ПБУ 13/200. Данный нормативный акт выделяет эти виды государственной помощи:

В бухучете нужно отражать следующие направления трат, покрываемых целевым финансированием:

ВАЖНО! За расходом государственных средств строго следят контролирующие структуры. Указывать средства в бухучете нужно только в том случае, если компания точно их получит. Подтверждением получения является бюджетная роспись, соответствующие уведомления. Также организация должна быть уверена в том, что деньги будут направлены на утвержденные цели. Подтверждающие это документы: договоры, публичные решения, проектно-сметные бумаги, утвержденные руководителем.

ВНИМАНИЕ! Целевое финансирование не включает в себя различные льготы, участие государственных структур в капитале компании.

Бухгалтерский учет

Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием. Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства. Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.

Кредитное сальто счета 86 фиксирует неиспользованные средства. Кредитный оборот указывает на целевые поступления, дебетовый – применение средств. Рассмотрим базовые операции, связанные с целевым финансированием:

Бухгалтеру рекомендуется сформировать 2 субсчета:

Важно также правильно вести аналитический учет ЦФ. Необходимо указать источник получения средств, цели, на которые они будут направлены, условия получения денег. Требуется прописать величину дохода по каждому из видов ЦФ, а также остатки полученных средств.

Примеры

Производственная структура получила от государства на безвозмездной основе средства на приобретение оборудования. В бухучете отражаются следующие проводки:

Рассмотрим другой пример с НКО. Некоммерческое образование получило средства на организацию благотворительного мероприятия. При этом будут использованы следующие проводки:

Последняя проводка используется только после того, как оплачены текущие расходы. По каждой проводке нужно отразить точную сумму операции, а также первичные документы.

Составление отчета о целевом применении средств

Отчет о целевом применении отображает данные об остатке денег ЦФ на начало и завершение отчетного периода, поступлении средств и их применении. Сведения нужно фиксировать за принятый на предприятии отчетный период, а также за период предыдущего периода.

Отчет составляется НКО. Его нужно оформлять и коммерческим предприятиям в том случае, если средства поступили в отчетном периоде.

Налогообложение

При налогообложении прибыли средства ЦФ не будут учтены. Данное правило указано в пункте 1 статьи 251 НК РФ. Касается это только тех поступлений, которые прописаны в статье 251 НК РФ. Вопрос с субсидиями не столь однозначен. В законе указано, что все будет зависеть от цели выдачи субсидий. Подробнее нюансы налогообложения средств изложены в письме Минфина РФ от 30.05. 2011 г. №03-07-11/151. В частности, субсидии не указываются в составе доходов только в том случае, если они выданы на реализацию государственного задания.

assistentus.ru

Целевое финансирование

При поступлении денежных средств от фонда содействия у организации возникает целевое финансирование. Как правильно отразить в учете поступление денежных средств - читайте в статье.

Вопрос: Договор на оказание услуг - 3 участника. Заказчик - это Фонд содействия кредитования малого предпринимательства (Минфин области, областной бюджет) выделял деньги в помощь малому и среднему предпринимательству по программе поддержке, на определенных условиях, с описанием возврата денежных средств при не соблюдении этих условий. Я расцениваю эти денежные средства как целевое финансирование, не перечисленное нам на расчетный счет, а перечисленные по договору (трехстороннему) Исполнителю, а мы как Получатель несем частичные расходы, но услугу получаем в полном объеме. И при этом по договору перед Заказчиком у нас нет задолженности. Как правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете? Это целевое финансирование?

Ответ: Нет, Вы не ошибаетесь, это целевое финансирование. В таком случае в учете сделайте проводки:

1. При возникновении целевого финансирования в учете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 86 – отражена задолженность бюджета по предоставлению целевого финансирования.

2. При перечислении предоплаты:

Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 51 – перечислен аванс по договору.

3. На дату оплаты услуг заказчиком в учете сделайте проводку:

Дебет 60 Кредит 76 – оплачены услуги заказчиком в рамках исполнения программы целевого финансирования;

Дебет 86 Кредит 98-2 – отнесена на доходы будущих периодов сумма целевого финансирования.

4. После подписания акта об оказании услуг сделайте записи:

Дебет 26 Кредит 60 – списана на расходы оказанных получателю услуг;

Дебет 98-2 Кредит 91-1 – учтена в составе прочих доходов сумма целевого финансирования;

Дебет 60 Кредит 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» – зачтена сумма аванса в счет погашения кредиторской задолженности;

В налоговом учете стоимость оказанных услуг на дату подписания акта включите в прочие расходы.

Сумму целевого финансирования в размере оплаты, произведенной заказчиком, включите в состав внереализационных доходов на дату признания расходов, которые фактически произведены за счет средств целевого финансирования. То есть также на дату подписания акта.

Обоснование

Как учесть субсидии, бюджетные кредиты и другую госпомощь

Поступление государственной помощи

В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи:

Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000.

В первом случае организация отражает государственную помощь в учете при наличии следующих условий:

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 13/2000.

При возникновении целевого финансирования (задолженности по предоставлению средств) в учете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 86 – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.

По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета поступившего имущества (например, денежных средств, капитальных вложений):

Дебет 51 (08, 10...) Кредит 76 – отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

Во втором случае (если организация фактически получила средства государственной помощи, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления отсутствует) при их получении в учете сделайте проводку:

Дебет 51 (08, 10...) Кредит 86 – отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Полученные средства учитывайте на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия получения целевых средств будут выполнены.

Например, такая ситуация может возникнуть, если организация получила средства на строительство производственного цеха, однако есть сомнения в том, что строительство будет окончено в установленный срок.

Об этом говорится в пункте 12, абзаце 2 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 91-1 – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;

Дебет 51 Кредит 76 – отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.

Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.

Субсидии, полученные в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, НДС не облагаются (п. 2 ст. 154 НК РФ).

Использование государственной помощи

Использовать средства государственной помощи организация обязана строго по целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 38 и пункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

Использование государственной помощи в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.

Средства государственной помощи, направленные на финансирование капитальных расходов, списывайте в таком порядке:

В первом случае целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии, в течение срока полезного использования объекта, суммы доходов будущих периодов списываются на прочие доходы в размере начисленной амортизации.

В частности, при приобретении за счет государственной помощи основных средств, подлежащих амортизации (после отражения на счете 01 в общем порядке), в учете сделайте проводку:

Дебет 86 Кредит 98-2 – отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства).

Затем ежемесячно (по мере начисления амортизации):

Дебет 20 (23, 25, 26...) Кредит 02 – начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи;

Дебет 98-2 Кредит 91-1 – учтена в составе прочих доходов сумма амортизации, начисленная по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи.

Такие правила предусмотрены пунктом 9 ПБУ 13/2000.

Использование государственной помощи на финансирование текущих расходов (например, приобретение материалов, выплата зарплаты) отражайте в периодах признания указанных затрат.

При финансировании за счет средств государственной помощи текущих расходов в учете делайте следующие проводки.

При использовании государственной помощи на приобретение материалов:

Дебет 10 Кредит 60 – оприходованы материалы;

Дебет 86 Кредит 98-2 – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;

Дебет 20 (23, 25, 44…) Кредит 10 – списаны в производство материалы;

Дебет 98-2 Кредит 91-1 – учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.

При начислении зарплаты (иных расходов аналогичного характера), источником финансирования которой является государственная помощь:

Дебет 86 Кредит 98-2 – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу сотрудников (источником уплаты зарплатных взносов);

Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 70 (69, 73,...) – начислены выплаты в пользу сотрудников (зарплатные взносы);

Дебет 98-2 Кредит 91-1 – учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат сотрудникам (зарплатных взносов).

Об этом говорится в абзаце 2 пункта 9 ПБУ 13/2000.

Исключением из всего вышеизложенного порядка отражения в бухучете использования государственной помощи является случай, когда выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий. В этом случае период, в течение которого средства будут списываться со счета 86, нужно определить исходя из времени признания тех расходов, финансирование которых осуществлено. Такой порядок предусмотрен в абзаце 4 пункта 9 ПБУ 13/2000.

В каких случаях государственная помощь коммерческим организациям признается средством целевого финансирования в целях расчета налога на прибыль

Перечень средств, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

В отношении государственной помощи, оказываемой коммерческой организации, в этот перечень включены средства, которые выделены из бюджета управляющей компании для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и общего имущества в этих домах (абз. 5, 6 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Государственная помощь, выплаченная по иным основаниям, не признается целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль.

Нужно ли при расчете налога на прибыль включить в доходы государственную помощь, которая в целях налогового учета не признается целевым финансированием

Да, нужно.

Доходы, которые не увеличивают налогооблагаемую прибыль, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ. В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:

Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете налога на прибыль.

Иных бюджетных средств, полученных коммерческими организациями на компенсацию каких-либо расходов, подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ не содержит. Поэтому руководствоваться этой нормой законодательства при поступлении других видов государственной помощи (не связанных с получением средств управляющей компанией) нельзя. Применять положения пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ коммерческие организации также не могут. А положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ распространяются только на унитарные предприятия.

Кроме того, получая целевое финансирование от государства, в частности в виде субсидий, организация получает средства из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. По своему назначению указанные субсидии могут быть направлены:

Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.

Следовательно, у организаций, получивших такие средства, возникает экономическая выгода.

Указанные средства включите в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).

Порядок признания субсидий в доходах зависит от их назначения:

Назначение субсидии Порядок признания доходов
Финансирование расходов Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

Полученные средства включайте в доходы по мере признания расходов, которые фактически произведены за счет субсидии.

Такой порядок применяйте не дольше трех лет, начиная с налогового периода, в котором получена субсидия. По окончании третьего года не учтенную в доходах сумму субсидии включите во внереализационные доходы на последнюю отчетную дату налогового периода

Расходы связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

Полученные средства включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений, которые фактически произведены за счет субсидии.

При реализации, ликвидации или ином выбытии имущества (имущественных прав) не учтенную в доходах сумму субсидии включите во внереализационные доходы на последнюю дату отчетного (налогового) периода совершения указанной операции

Компенсация ранее произведенных расходов Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств
Расходы связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

Полученные средства включайте в доходы единовременно на дату зачисления в сумме, которая соответствует ранее начисленной и отраженной в расходах амортизации.

Остаток полученной субсидии включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений

Компенсация недополученных доходов Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств

При нарушении условий получения субсидии независимо от ее назначения включите субсидию в полном объеме в доходы того налогового периода, в котором допущено нарушение.

Такой порядок установлен пунктом 4.1 статьи 271, пунктом 2.1 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Можно ли учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль затраты, оплаченные за счет средств государственной помощи. Организация не является некоммерческой, унитарным предприятием

Да, можно, но при условии что средства госпомощи не признаются для целей налога на прибыль целевым финансированием.

Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это условие связано с тем, что по деятельности, финансируемой за счет целевых средств, организация налоговую базу по налогу на прибыль не формирует. А значит, учитывать затраты, оплаченные за счет средств целевого финансирования, в составе расходов при расчете налога на прибыль нельзя (п. 1 ст. 252, п. 17 ст. 270 НК РФ).

В частности, основные средства, приобретенные за счет средств целевого финансирования, амортизируемым имуществом не признаются (подп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ). А значит, их стоимость не включается в расходы при расчете налога на прибыль.

Данное правило в полной мере касается государственной помощи, которую получает управляющая компания на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Аналогичной позиции в отношении формирования налоговой базы по налогу на прибыль при поступлении и использовании средств целевого финансирования придерживается и Минфин России в письмах от 10 ноября 2009 № 03-03-06/1/739, от 12 февраля 2004 № 04-04-04/19.

Иная ситуация возникнет, если полученные средства государственной помощи не признаются таковыми в целях расчета налога на прибыль. В этом случае льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, на них не распространяется. А значит, такую государственную помощь нужно учесть в составе внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).

Поэтому затраты организации, которые оплачены за счет средств государственной помощи, можно учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Также можно учесть в расходах затраты, связанные с содержанием имущества, которое получено в рамках государственной помощи. Например, если в рамках финансирования целевых мероприятий организация получила оборудование, то суммы амортизации, начисленные по такому основному средству, можно включить в расходы при расчете налога на прибыль (п. 3 ст. 272, подп. 2 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Аналогичного мнения придерживается и Минфин России в письмах от 2 апреля 2010 № 03-03-06/1/222, от 10 декабря 2009 № 03-03-06/1/800.

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации».

Из рекомендации Нужно ли применять ККТ при выдаче, получении и возврате займа

www.glavbukh.ru

Целевое финансирование предприятия

Определение 1

Целевое финансирование предприятия – это получение предприятием средств на выполнение определенных программ.

Данные программы носят различный характер, но направлены они на получение определенных благ для государства и общества. Так, целевое финансирование может быть направлено на решение проблем:

Каждое отдельное предприятие в процессе деятельности может столкнуться с невозможностью реализации своей деятельности ввиду отсутствия достаточного количества ресурсов. В таких случаях, руководство предприятия может обратиться за помощью в виде целевого финансирования.

Пример 1

Например, предприятия, которые ведут свою деятельность в научной сфере – нуждаются в обновлении оборудования для продолжения научно-экспериментальной деятельности. Предприятия химической промышленности нуждаются в дополнительных средствах защиты для работников.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Получить средства целевого финансирования, предприятие может за счет средств:

Порядок получение целевого финансирования предприятием

В зависимости от источника целевого финансирования, существует различный протокол процедуры получения средств. Прежде всего, между предприятием и источником целевого финансирования заключается договор, где указана конкретная цель такого финансирования и прочие обязательные элементы договорных отношений.

Одновременно с договором, утверждается и целевая программа, которая содержит подробные аспекты выполнения поставленных целей. Такая программа содержит:

Замечание 1

Также, составляется и утверждается смета на расходы по всем элементам, которые обосновывают денежную оценку целевого финансирования. Статьи такой сметы должны соблюдаться предприятием в процессе выполнения программы по целевому финансированию.

Отражение целевого финансирования в учете и отчетности предприятия

Все операции, которые связаны с получением средств по целевому финансированию - должны своевременно отражаться в учете предприятия. Начисление средств по целевому финансированию (заключение договора) отражается по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76. Фактическое получение средств отражается проводками по кредиту счета 76 в корреспонденции со счетами:

Замечание 2

В конце отчетного периода предприятия, которые получили средства как целевое финансирование, в обязательном порядке отражают данные по остаткам такого финансирования в балансе. Также предприятия формируют отчет об использовании средств целевого финансирования, который должен подтвердить правильность использования таких средств.

spravochnick.ru

Целевое финансирование в бухгалтерском учете

Целевое финансирование представлено в виде средств, которые предназначены для обеспечения мероприятий целевого назначения, а именно: культурно-просветительских и детских учреждений, научно-исследовательских работ, подготовки кадров, капитальные вложения в строительство жилых помещений, а также покрытие убытков.

Определение 1

Бухгалтерский учет – это система сбора, обобщения и регистрации полученной информации об имуществе, обязательствах предприятия в денежном выражении путем ведения непрерывного документального учета всех хозяйственных операций.

Основные задачи и метод бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет ведется главным бухгалтером, который принят в организацию по трудовому договору, генеральным директором (в случае отсутствия главного бухгалтера), либо при помощи бухгалтерского сопровождения сторонней организацией.

Определение 2

Объект бухгалтерского учета – это имущество предприятия, его хозяйственные операции и обязательства, которые осуществляются в процессе их деятельности.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Основная задача бухгалтерского учета – формирование достоверной бухгалтерской отчетности о положении имущества и деятельности организации, которая необходима внутренним пользователям (участникам и собственникам имущества, учредителям, руководителям) и внешним – кредиторам, инвесторам, а также другим пользователям бухгалтерской отчетности, на основании которой осуществляются такие задачи:

Определение 3

Метод бухгалтерского учета – это совокупность различных способов и приемов, с помощью которых решаются задачи бухгалтерского учета.

Метод состоит из следующих элементов:

  1. Документирование - это свидетельство о выполнении хозяйственной операции в письменном виде, что придает бухгалтерскому учету юридическую силу.
  2. Оценка – метод выражения в денежном измерении наличных средств.
  3. Бухгалтерские счета – это способ группировки текущего отражения операций, имущества и обязательств.
  4. Двойная запись – это взаимосвязанное отражение на бухгалтерских счетах хозяйственных операций. Каждая операция одновременно записывается на одинаковую сумму по кредиту одного счета и по дебету другого.
  5. Инвентаризация – проверка имущества организации, что числится на балансе. Проводится она путем описания, подсчета, взаимной сверки, взвешивания и сравнения полученных данных с показателями бухгалтерского учета.
  6. Калькулированные – расчет себестоимости продукции, услуг и работ.
  7. Бухгалтерский баланс – это источник информации, который представляет собой способ экономической группировки имущества предприятия по источникам, составу и размещению. Выражается баланс в денежном эквиваленте на определенную дату.
  8. Бухгалтерская отчетность – это показатели учета, которые отражены в форме таблиц. Они характеризуют движение имущества и финансовое положение предприятия за отчетный период.

Бухгалтерский учет операций по использованию целевых средств

Средства целевого финансирования учитываются на пассивном счете №86 «Целевое финансирование». Данный счет используется для обобщения информации о движении денежных средств, которые необходимы для осуществления мероприятий целевого назначения, а также средств, что поступили от других лиц, организаций, и бюджетных средств.

Целевые государственные средства, которые получены в качестве источников финансирования различных мероприятий, отражаются на счету 86 «Целевое финансирование» по кредиту и в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Расход целевого финансирования отражается по следующим счетам бухгалтерского учета: дебет счета 86 «Целевое финансирование», а также корреспонденция со счетами 26 «Общехозяйственные расходы» и 20 «Основное производство».

Рисунок 1. Целевое финансирование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Счет 26 по общехозяйственным расходам используется только при распределении целевого финансирования на содержание НКО.

Сальдо по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» отражает те средства целевого назначение, которые не были использованы, а кредитовый оборот по данному счету – целевые поступления. Дебетовый оборот 86 счета показывает расход целевых средств на запланированные мероприятия.

Производя аналитический учет целевого финансирования необходимо учитывать информацию, кем были предоставлены целевые средства, а также каковы его цели и условия предоставления.

Отчет о целевом использовании денежных средств отражает информацию об остатке на начало и конец отчетного года, а также о поступлении средств и назначении их расходования. Отчет о целевом использовании составляется некоммерческими организациями. Стоит отметить, что данный отчет заполняется и коммерческими структурами, но только при условии, что целевые средства были получены ими в текущем году.

Пример учета целевых поступлений в бухгалтерском учете

Строительная компания бесплатно отремонтировала детскую площадку в дошкольном учреждении. Стоимость ремонта площадки, который выполнен компанией в рамках благотворительной деятельности, отражается по дебету счета «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества» с использованием счета «Расчеты с плательщиками по прочим доходам», а также по кредиту счета «Прочие доходы».

Ремонт детской игровой площадки, который оказан организацией бесплатно, отражен по следующим бухгалтерским счетам:

Замечание 2

Справка о стоимости и Акт о приемке произведенных работ являются основанием для документального отражения выполненной операции.

Расчеты по ремонту отражаются на кредите счета «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам» и дебете счета «Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества».

Однако согласно Инструкции № 157, для организации достоверного учета целевых средств, инструментов для налогового и бухгалтерского учета недостаточно. Поэтому в учетной политике государственного учреждения принимаются во внимание инструменты обособленного учета операций, которые осуществляются с имуществом.

К таким инструментам можно отнести организацию учета в разрезе показателей аналитики, использование дополнительных кодов при формировании аналитических счетов. Данные изменения осуществляются путем введения в номер счета дополнительного цифрового кода.

Организации, которые получили целевое государственное финансирование, должны предоставить отчет о целевом использовании денежных средств, услуг, целевых поступлений, финансирования, что были получены в рамках благотворительной деятельности.

Рисунок 2. Целевые поступления в бухгальерском учете. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

spravochnick.ru

Бюджетный учет: какие доходы можно отнести к целевым средствам и поступлениям и как это оформить

Действующее законодательство не содержит четких определений понятий «целевые средства» и «целевые поступления». Тем не менее, статьей 251 Налогового кодекса установлены закрытые перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и целевым поступлениям. При этом необходимо помнить, что специалисты Минфина руководствуются правовой позицией, согласно которой в статье 251 НК РФ содержится исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль (например, письма Минфина России от 16.08.11 № 03-03-05/88, от 01.06.11 № 03-03-06/4/62). Поэтому любая попытка расширенного толкования перечней средств целевого финансирования и целевых поступлений может привести к спору с налоговым органом.

Виды целевых средств и поступлений

Целевое финансирование. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, которое определено источником целевого финансирования (организацией либо физическим лицом), а также законодательством РФ.

К основным видам целевого финансирования бюджетных учреждений можно отнести следующие виды доходов:

Целевое финансирование в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) может поступать казенным учреждениям.

Бюджетным и автономным учреждениям на основании пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса из бюджетов разных уровней могут предоставляться субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), а также субсидии на иные цели.

Целевые поступления. Под целевыми поступлениями, не учитываемыми при налогообложении прибыли, понимаются использованные по назначению поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно любо на основании решений уполномоченных органов, либо от других организаций и (или) физических лиц.

Особого внимания заслуживает такой вид целевых поступлений как пожертвования. Согласно пункту 1 статьи 582 Гражданского кодекса, пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, учреждениям (лечебным, воспитательным, благотворительным, научным и образовательным, связанным с социальной защитой, культурой и т.д.), фондам, музеям, общественным, религиозным и иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса.

Налоговый учет целевых средств и поступлений

При налогообложении прибыли не учитываются средства целевого финансирования (пп. 14. п. 1 ст. 251 НК РФ), а также целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). Подробные перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и к целевым поступлениям содержатся в статье 251 НК РФ.

Помимо названных видов поступлений бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться из бюджетов субсидии двух видов: на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием; субсидии на иные цели.

Субсидии первого вида не учитываются в доходах, поскольку в их отношении может быть применен подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Отметим, что такая позиция поддерживается Минфином России в письме от 29.11.10 № 03-07-11/458. А вот говоря в том же письме о субсидиях на иные цели, специалисты финансового ведомства отмечают, что порядок их учета при налогообложении прибыли зависит от правовой квалификации целей, на которые были выделены субсидии.

Правило, которое позволяет отнести бюджетные субсидии к средствам целевого финансирования, приведено в письме Минфина России от 30.05.11 № 03-07-11/151. Оно звучит так: деятельность учреждения, финансовое обеспечение которой производится за счет субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должна осуществляться в соответствии с государственным заданием. Только в этом случае субсидии, выделенные таким учреждениям на иные цели, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в доходах на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Налоговый учет пожертвований

Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 251 НК РФ при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного на ведение уставной деятельности. А в пункте 2 статьи 251 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), среди которых названы и пожертвования.

Кроме пожертвований в виде имущества (в том числе денежных средств), пожертвования могут быть в форме безвозмездного выполнения работ, но при условии, что результаты указанных работ использованы в соответствии с их целевым назначением. Согласно статье 5 Федерального закона от 11.09.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительные пожертвования могут быть выражены в форме бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями – юридическими лицами в интересах благополучателя. На наш взгляд, это означает, что безвозмездное выполнение работ можно расценивать как пожертвование.

Здесь необходимо отметить, что безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления (п. 2 ст. 423 ГК РФ). Следовательно, в договоре должно обязательно быть указано, что речь идет о пожертвовании, иначе он будет считаться возмездным.

Критерии отнесения целевых средств и поступлений к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли

Подведем итог приведенным выше рассуждениям. Итак, основными условиями для отнесения целевых средств и поступлений к доходам, которые не учитываются при налогообложении прибыли, являются:

Бухгалтерский учет целевых поступлений

Большая часть средств (имущества, права), поступающих в государственные (муниципальные) учреждения, в целях налогового учета может быть квалифицирована в качестве целевых поступлений (целевого финансирования).

Необходимость раздельного учета целевых средств и поступлений для целей налогового учета предусмотрена подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, пункта 2 статьи 251 НК РФ. О такой необходимости Минфин напоминал в письме Минфина России от 05.03.12 № 03-03-06/4/18. При отсутствии раздельного учета целевых средств и поступлений данная хозяйственная операция подлежит налогообложению с даты получения доходов.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утверждена приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н, далее — Инструкция № 157н) предусматривает определенный инструментарий для организации раздельного учета доходов и расходов в разрезе отдельных видов целевых средств. Согласно пункту 21 Инструкции № 157н при формировании кода номера счета в 18 разряде субъекты учета указывают коды вида финансового обеспечения (1 — бюджетная деятельность; 2 — приносящая доход деятельность и т. д.).

Отражение пожертвований в бухгалтерском учете.

Рассмотрим учет целевых поступлений в бухгалтерском учете на примере пожертвований.

Пример

Строительная организация в рамках благотворительной деятельности бесплатно отремонтировала детскую площадку в дошкольном учреждении. Стоимость работ по ремонту детской площадки, выполненных организацией в рамках благотворительной деятельности, следует отразить по дебету счета 2 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества» и кредиту счета 2 401 10 180 «Прочие доходы» с использованием счета 2 205 81 000 «Расчеты с плательщиками по прочим доходам».

1. Отражен ремонт детской площадки, оказанный безвозмездно: Дт 2 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» Кт 2 401 10 180 «Прочие доходы» Дт 2 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества» Кт 2 302 25 730 «Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»

Основанием для отражения данной операции служат такие первичные документы, как Акт о приемке выполненных работ и Справка о стоимости выполненных работ и затрат.

2. Отражены расчеты по ремонту: Дт 2 302 25 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества. Кт 2 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам».

Как организовать бухгалтерский и налоговый учет целевых средств и поступлений?

Однако для организации достоверного учета целевых средств как в целях бухгалтерского, так и в целях налогового учета инструментов, предусмотренных Инструкцией № 157н, недостаточно. Поэтому в учетной политике государственного (муниципального) учреждения должны быть предусмотрены инструменты для организации обособленного учета операций, осуществляемых с имуществом (в том числе с денежными средствами), поступление которого ранее было квалифицировано в качестве целевого в целях налогового и (или) бухгалтерского учета. К таким инструментам относятся:

Отчетность об использовании целевых средств и поступлений

Организации, получившие целевое финансирование, целевые поступления и другие средства, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 251 НК РФ, должны представить в ИФНС «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» — лист 07 Декларации по налогу на прибыль.

Коды видов поступлений для заполнения листа 07 Декларации приведены в приложении № 3 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 22.03.12 № ММВ-7-3/[email protected]). Кроме того, для доходов в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, установлен код вида поступлений 130.

В данный отчет не включаются средства в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным  и автономным учреждениям (п. 15.1 Порядка заполнения листа 07 Декларации по налогу на прибыль).

www.buhonline.ru


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.