Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Бурлеск что это такое


Бурлеск - это... Что такое Бурлеск?

Бурле́ск (фр. burlesque, от итал. burla — шутка) — вид комической поэзии, сформировавшийся в Эпоху Возрождения в связи с общим развитием бурлескной поэзии. Комизм бурлеска строится на том, что серьёзное содержание выражается несоответствующими ему образами и стилистическими средствами, а «возвышенные герои» классической античной либо неоклассической (реже — средневековой) литературы оказываются как бы «переодетыми» в шутовское чуждое им одеяние. Травестия — литературный пародийный приём, когда о низком предмете повествуется высоким стилем.

История

Бурлеск возник ещё в античной литературе. Первым образцом этого жанра является Батрахомиомахия («Война мышей и лягушек») — пародия на Илиаду Гомера.

В Эпоху Возрождения раньше всего бурлеск возникает в Италии. Ранними образцами итальянского бурлеска можно считать Orlando riffato — ироникомическую поэму Франческо Берни (1541), являющуюся соответственной переделкой «Влюблённого Роланда» Боярдо и подобную же переделку того же сюжета, принадлежащую перу Лодовико Доменики (1545). Но только в следующем веке мы видим уже по-настоящему сформировавшийся бурлеск, нашедший, наконец, свой основной объект — образы античной древности, прежде всего столь высоко чтимой Средневековьем и гуманистами «Энеиды». Такова «Eneide travestita» Лалли (1633), нашедшего себе многочисленных подражателей.

Во Франции наиболее ярким произведением этого жанра явилась знаменитая в своё время «Eneide travestie» Скаррона (1648—1653). Так как Скаррон прервал своё изложение на восьмой песне «Энеиды», то вскоре появились попытки продолжения. Более самостоятелен д’Ассуси со своим «Ravissement de Proserpine». Был и ещё целый ряд подобных попыток во французской литературе, но малоудачных. Несколько выделяется в этом ряду попытка травестировать «Генриаду» Вольтера, попытка, сделанная Монброном (1758).

Начало немецкого бурлеска, в конце XVIII в., положил Михаэлис со своим «Leben und Taten des teuren Helden Aeneas». Erstes Märlein, 1771. Но это произведение, как и последующее аналогичное Ф. Беркана (1779—1783), были ещё очень слабыми. Более удачный образец бурлеска дал лишь А. Блумауэр (1784—1788), вызвавший ряд подражателей и последователей в Германии и даже за её пределами. Резкие выпады Блумауэра против иезуитов, яркие картины немецкого быта под покровом рассказа об Энее и его спутниках, удачное применение комического тона — обусловили довольно большую популярность Блумауэра и его травестированной «Энеиды».

На английской почве Скаррону подражал в своём травестированном Вергилии К. Коттон; но важнейшим памятником бурлеска в Англии является «Гудибрас» Батлера (1669) — злая сатира на пуритан. Из других травестийных поэм можно назвать 4 кн. «Энеиды» голландского поэта П. Лангендика (1735) и поэму датского поэта Гольберга (1754), травестировавшего в своей поэме ряд мест из «Энеиды».

В России конец XVIII в. ознаменовался несколькими травестированными поэмами. Одна из них — «Виргилиева Енейда, вывороченная наизнанку» Н. П. Осипова (1791) и с продолжением Котельницкого (в 1801). Далее к тому же жанру относятся «Ясон, похититель златого руна, во вкусе нового Енея» Наумова (1794) и «Похищение Прозерпины» Котельницкого и Люценко (1795). Все эти произведения сохранили теперь только историческое значение. Напротив, поныне сохранила свою свежесть высокохудожественная украинская травестия — «Энеида» И. Котляревского (1-е полное посмертное изд. 1842, написана же была в период от 90-х гг. XVIII столетия и до 20-х гг. XIX столетия). Была попытка травестировать «Энеиду» и в белорусской литературе («Энеіда навыварат» В. Ровинского; другой образец бурлеска — «Тарас на Парнасе» К. Вереницына).

В европейской литературе XIX века жанр бурлеска развития не получил. Особняком стоят бурлескные оперетты Оффенбаха — «Прекрасная Елена» и «Орфей в аду».

Искусство XX века (экспрессионизм, сюрреализм, театр абсурда) вновь использовало опыт бурлеска. См. бурлескная комедия.

Ссылки

Литература

  1. Adam A. Note sur le burlesque // Dix-septième siècle. Paris, 1949. № 4.
  2. Bar F. Le genre burlesque en France au XVIIe siècle. Étude de style. Paris, 1960.
  3. Bar F. Style burlesque et langue populaire // Cahiers de l’Association internationale des études françaises. Vol. 9. 1957. № 9.
  4. Brunetière F. Le maladie du burlesque // Revue des Deux Mondes. T. 34. 1906.
  5. Flögel K. F. Geschichte des Burlesken. Leipzig, 1794.
  6. Fournel V. Du burlesque en France // Le Vergil travesti en vers burlesques par Paul Scarron. Paris, 1858.
  7. Johnson S. Burlesque // The beauties of Samuel Johnson, LL.D.: Consisting of maxims and observations, moral, critical, and miscellaneous. London, 1787.
  8. Le Roux Ph.-J. Dictionaire comique, satyrique, critique, burlesque, libre et proverbial. Lyon, 1735.
  9. Nédélec C. Les états et empires du burlesque. Paris, 2004.
  10. Nédélec C. L’invention du burlesque: de Marc Fumaroli à Boileau, aller et retour // Les Cahiers du Centre de Recherches Historiques. Vol. 28 — 29. 2002.
  11. Oeuvres diverses de monsieur de Marivaux. T. 3. L’Iliade en vers burlesques. Paris, 1765.
  12. Peureux G. Le burlesque. Paris, 2007.
  13. Schoch R. W. Not Shakespeare: bardolatry and burlesque in the nineteenth century. Cambridge Univ. Press, 2002.
  14. Watson E. B. Burlesque // Dictionary of World Literature. Criticism, Forms, Technique / Ed. J. T. Shipley. London, 1945.
  15. West A. H. L’influence française dans la poésie burlesque en Angleterre entre 1660 et 1700. Paris, 1980.
  16. Москвин В. П. Бурлескный стиль: опыт типологии // Известия РАН. Серия лит. и яз. Т. 70. 2011. № 6.
  17. Семёнов В. Б. Бурлеск // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

Бурлеск. Или как всё начиналось..

Бурлеск – это развлекательное театрализованное шоу, которое берет свое начало в первой трети XIX века.

Термин «бурлеск» имеет много значений. В литературе бурлеском называют вид комической поэзии. В эпоху античности появился первый образец бурлеска: древние греки без всякого почтения посмеялись над стариком Гомером, сочинив «Батрахомиомахию» — пародию на «Илиаду». Вместо героев здесь описывается война мышей и лягушек. Эстафету через века подхватила эпоха Возрождения, и потом пародирование уже никогда не исчезало из литературы. Но нас интересует другой бурлеск, сценический.

Бурлеск придумали мужчины для мужчин?

Американские нравы времен покорения дикого Запада были просты. Спрос на массовые развлечения, когда не было кино, телевидения и люди, страшно сказать, как-то обходились без интернета, удовлетворял театр во всех его разновидностях. Массовый зритель вряд ли ежедневно посещал театр. Зато пропустить стаканчик вечером после работы мог позволить себя каждый. В салунах, барах и клубах посетителям давали непритязательные представления с юмористическими диалогами.

Схема сценария многие годы оставался неизменным. Ведущим выступал известный комик, другие актеры ему подыгрывали, выступая в комедийном гриме. Инсценированные песни обязательно разбавлялись юмористическими монологами или диалогами, пикантность которым придавал двусмысленный эротический подтекст. Еще одним непременным элементом представления были танцы из разряда «погорячее». По ходу дела актрисы использовали элементы раздевания. Мужчины были в полном восторге.

Бурлеск и театр

Первые пьесы в жанре бурлеска начал сочинять англичанин Джеймс Планш, который в 1831 году создал бурлеск-пародии на античные мифы. Пьесы стали пользоваться популярностью. Постановки нравились зрителям во многом благодаря великолепным костюмам, которые по требованию драматурга были исторически точными. Так бурлеск сделал первые шаги на пути превращения в театральное искусство.

Ровно 30 лет спустя Ада Исаак Менкен поставила бурлеск по поэме лорда Байрона «Mazeppa», представ перед зрителями привязанной к лошади в трико телесного цвета, имитирующем наготу. Это было рождение жанра бурлеск в сегодняшнем его понимании.

Женщины продолжали с успехом отыгрывать у мужчин все очки, когда в 1866 году Лора Кин на Бродвее представила «The Black Crook» («Черный Крук»). Появился, говоря современным языком, первый настоящий блокбастер: песни, танцы, почти сто актрис в чулках телесного цвета произвели эффект разорвавшейся бомбы. Эстафету принял викторианская Англия, когда 1868 году в Лондоне состоялось бурлеск-шоу «Британские блондинки», поставленное Лидией Томпсон.

Еще одна маленькая революция произошла на одном из представлений, когда актрисы вышли на сцены в ажурных чулочках и кружевных панталонах, которые пикантно выглядывали из-под платьев.

Вторая революция в бурлеске

Гламура в современном понимании в XIX веке еще не было, и актрисы бурлеска заняли место секс-символов. Это было время, когда феминистки начали всерьез бороться за равноправие с мужчинами. Суфражистки, отстаивая избирательные права и экономическую свободу женщин, организовывали акции неповиновения, приковывали себя к воротам и устраивали демонстрации на улицах.

А королевами бурлеска становились независимые, кокетливые и остроумные женщины. Они не боролись за равноправие, а покоряли мужчин своими женскими чарами. В ход шло настоящее женское очарование. Артистки бурлеска выделялись невообразимыми для обычных домохозяек прическами, придумывали оригинальные шляпки, распевали двусмысленные песенки и тонко шутили на «скользкие» темы.

Искусство дразнить и возбуждать было главным в их артистическом арсенале. В процессе «раздевания» они могли снять всего лишь перчатку, но мужчины были в полном восторге. На фотографиях тех лет королевы бурлеска демонстрируют пышные женские фигуры, изгибы которых напоминают песочные часы с крутыми бедрами и тонкой талией.

Актрисы бурлеска благодаря своей независимости и дерзости не считались «порядочными женщинами», их задерживала полиция за выступления, однако это не мешало им быть центром притяжения для многочисленных поклонников, фотографов и покровителей.

Новый бурлеск

На пороге стоял ХХ век, и бурлеск стал одним из знаков нового времени. На этом поприще блистали Мэй Уэст, Зорита, Шерри Бриттон, Салли Рэнд.

На новую высоту подняла искусство бурлеска Дита фон Тиз. Примером современного бурлеска может служить видео выступления мировой звезды и Калани Kokonuts.

Как выглядят артистки бурлеска — на сцене и в жизни

Жанр бурлеск, хоть и существует больше века, в России все еще вызывает неправильные ассоциации со стриптизом. «Афиша Daily» поговорила с командой «Ladies of Burlesque» и подсмотрела, как повседневные образы российских Дит фон Тиз отличаются от сценических.

Таисия Blanche de Moscou

Я изучала режиссуру во ВГИКе и работала десять лет в индустрии. В какой-то момент работа перестала совпадать с моими представлениями о ней, и я занялась организацией мероприятий, в том числе и шоу «Ladies of Burlesque», сопродюсером которого я являюсь. Изначально это был просто порыв души: «Cделаю один номер, потому что очень хочется». Совместными силами мы приготовили наряд, я сделала номер и получила такой адреналиновый кайф, что решила — почему бы мне не сделать это еще раз. Проект стал успешным, и мы начали выступать на регулярной основе. У меня появилось вдохновение на новые номера. Я занимаюсь бурлеском полтора года, уже съездила на два бурлескных фестиваля, и точно понимаю — это мое.

Удивительно, но моя мама работала хореографом в кабаре в 90-х. Я, конечно, не видела само шоу — была маленькой, — но у мамы была кассета VHS, которую я тайком смотрела по ночам. Там были настолько классные и яркие образы, что, вероятно, это печаталось в мою детскую психику. Сейчас мама мне очень помогает либо советами, либо идеями. Для одного из моих номеров мы буквально позвонили девушке, с которой мама 20 лет назад занималась, и спросили, не остался ли у нее случайно костюм. Я его взяла, доделала и сделала номер. Многие образы из 90-х меня вдохновляют, я их переношу в бурлеск, делаю своего рода трибьют.

Первый свой номер сделала классическим бурлескным — я в нем вся в розовом, такая «ми-ми-ми» Мерилин Монро. На этом все мои «няшные» образы закончились, теперь мои номера это «Учительница», «Адмирал», «Жрица огня» — в общем, довольно жесткие выступления, которые мало кто делает. Это не классический бурлеск «перья-блестки», а что-то совсем экстравагантное, но не пошлое. Я его называю kinky-бурлеск.

Конечно, я ожидала, что как только стану заниматься бурлеском, то стану еще краше в глазах противоположного пола, но на самом деле их скорее пугает такой образ. Они думают, что я агрессивная, а я пытаюсь доказать, что на самом деле я хорошая, милая, добрая девушка. У меня, конечно, увеличилось количество сообщений «можно полизать ваши пятки» в соцсетях, но хотелось бы остаться собой в реальной жизни.

Катерина Сахара

Моя жизнь всегда была связана со сценой, искусством — я много лет занималась фаер-шоу. Однажды мне захотелось чего-то большего, и мы с моей командой перенесли шоу в другой жанр — бурлеск. Все получилось. С тех пор почти три года я им занимаюсь, обросла новыми образами и номерами.

На сцене мне нравится быть не только игривой, сексуальной, но и показывать другие свои стороны. У меня есть более горячие номера, где я использую тверк, есть комично-ироничный номер, есть томный и гипнотический. В общем, все мои номера — это я, мне ничего не приходится придумывать.

Бурлеск это вспомогательный инструмент, благодаря которому я могу показать себя полностью и раскрыть свой потенциал. Это жанр, в котором ты можешь делать все, что захочешь.

Аня Павлова

Я случайно нашла старое видео танцовщиц 50-х годов в интернете, влюбилась в него и решила, что хочу быть как эти женщины. В какой-то момент мои друзья открывали в Москве танцевальную школу и пригласили меня преподавать. Первая моя реакция была: «Вы с ума сошли?». Но они меня уговорили. Получается, что сперва я начала преподавать, а потом выступать. Тогда я работала учительницей английского в школе. Спустя год уволилась, теперь бурлеск — моя основная работа.

Мой сценический образ родился сам по себе. Я фантазировала, примеряла на себя разные образы и эпохи и поняла, что начало XX века — момент, когда женщина-цветок, которая сидит на диване и принимает брильянты, стала управлять самолетом, работать, получать права, — вдохновляет меня и завораживает.

В жизни я не очень люблю наряжаться и краситься, мне хватает этого на сцене. Я не люблю отмечать дни рождения, при мысли о свадебном платье мне прямо страшно становится. Наряжаться, если мне за это не платят, — как-то не хочется (смеется).

Подробности по теме

Как учительница английского языка стала мировой артисткой бурлеска

Как учительница английского языка стала мировой артисткой бурлеска

Радмила Rocky Zombie

Я фотограф, и изначально бурлеск привлек меня с точки зрения фотографии. Я смотрела на съемки Диты фон Тиз, и меня все это заинтересовало. Плюс с детства я занималась танцами, и мне всегда нравилось выступать на сцене, придумывать какую-то историю, образ. Бурлеск все это объединяет в себе: ты придумываешь костюм, сюжет, настроение номера — это театральная постановка с танцами и немного эротическим подтекстом.

Идея номера может прийти ко мне совершенно случайно. По большей части это происходит, когда я слушаю музыку — в голове вдруг начинает проявляться какой-то образ. Бывает, что образ рождается сразу, а осуществляется через три или даже пять лет. Многие мои номера придуманы очень давно. Конечно, есть какие-то предпочтения и то, что мне подходит по темпераменту. Например, этот тропический номер появился, потому что мне просто нравится такая карнавальная тематика с латиноамериканскими мотивами. Второй номер, с которым я выступаю, ковбойский. К нему я шла лет десять, костюм сшила три года назад, а какой это будет номер, придумала совсем недавно.

Практически каждый мой выход в свет это какой-то образ. Я фанат косметики и яркой одежды — люблю примерять на себя что-то новое. Мой сценический образ от того, как я выгляжу в повседневной жизни, практически не отличается.

Тамасинушка

В бурлеск я не приходила, я его создала сама в Красноярске. С самого детства хотела делать что-нибудь эротическое, но при этом завораживающее, — шоу, которое показывало бы целый воображаемый мир. Когда до меня дошло, что таким искусством может быть бурлеск, мне было лет 16, и я сразу же начала делать первые шаги к своей мечте. Причем эти шаги были первыми не только для меня, но и для Красноярска. Никто не занимался бурлеском за пределами Москвы.

Я обожаю делать пасхалочки в своих номерах, правда, потом поступаю как ужасный творец — только и делаю, что занимаюсь декодингом — обожаю рассказывать, о чем я рассказываю. У меня есть определенный набор вкусов, которые влияют на то, что я показываю на сцене. Например, сильная привязанность к прошлому столетию. Настолько волнующими и загадочными мне кажутся женщины тех лет. В наше время я этого не замечаю. Без сомнения, у нас есть собственные культурные и художественные достижения, но они мне не близки. Я не стараюсь косплеить героинь ушедших эпох, а скорее хочу воспроизвести общий дух. Со всем этим у меня сливается моя любовь к фетишизму. В итоге получается что-то среднее.

Была ли я каким-то скучным человеком, а потом стала заниматься бурлеском, и он внезапно изменил мою жизнь? Нет, такого не было. Мне кажется, бурлеск позволил мне говорить еще громче, быть еще масштабнее. Был ли художник до того, как взял кисти в руки, обычным человеком? Не думаю. Я не ждала, когда на меня рухнет возможность танцевать, а просто взяла и создала эту возможность для себя.

Китти Орлова

Я давно и долго занимаюсь вокалом. Однажды моя педагог мне сказала: «Вот есть такие девочки потрясающие, тебе обязательно нужно к ним на кастинг». Это был кастинг в кабаре Ляли Бежецкой. Когда мы с Лялей увидели друг друга, сразу все поняли. Так я стала работать певицей в стиле бурлеск.

И в начале пути, и сейчас я часто эксплуатирую образ Монро. Это некий референс для сценического поведения и речевых подводок, которые я использую, — образ блондинки-глупышки, которую все любят и осыпают брильянтами. Но не всегда, обычно использую юмор. Главное в бурлеске — умение смеяться над собой, над своей сексуальностью.

Актер должен уметь отключиться от всего. К сожалению, я, как актриса, страдаю от того, что некоторые части образа переносятся в реальную жизнь и мне порой бывает сложно от них отказаться.

БУРЛЕСК - это... Что такое БУРЛЕСК?

бурлеска - это... Что такое бурлеска?

БУРЛЕ´СКА, бурлеск, бюрлеск (франц. burlesque, итал. burlesco, от итал. burla — шутка), — своеобразный жанр комической поэзии, состоящий в снижении высокого и возвышении низменного. В Италии в 14—15 вв. существовала бурлескная лирика: высоким стилем описывались самые будничные, а порой и низменные или просто некрасивые вещи (ослицы, грязная вонючая гостиница, уродливая старуха и т. п.). Таков был поэт Ф. Берни (16 в.). В комичных терцинах, пародировавших «Божественную комедию» Данте, он писал о чуме, о крысах, об угрях, о персиках. Его именем и до сих пор в Италии называется бурлескная поэзия («poesia bernesca»). До Ф. Берни в Италии писал комические бурлескные сонеты Д. Буркьело (15 в.). Зачинателем собственно бурлескного жанра в Европе считается поэт Лалли, который в 1633 г. напечатал поэму «Eneida travestita» («Перелицованная Энеида»). Во Франции его поддержал Поль Скаррон, напечатавший поэму «Перелицованный Вергилий» («Vergili travesti»), в которой он травестировал, т. е. перелицевал на умышленно шутовском языке, а порой и на вульгарном диалекте «Энеиду» Вергилия, высмеивая, таким образом, форму древнеклассической поэзии. Подобные произведения писал и другой французский писатель 17 в. Дассуси. В противовес бурлескам Скаррона, имевшим у читателей огромный успех, Н. Буало в 18 в. написал героико-комическую поэму «Налой» («Le Lutrin»), в которой он не снижал высокого стиля, как это делал автор «Перелицованного Вергилия», а, наоборот, незначительному содержанию своей поэмы придал высокий стиль. Таким образом, в европейской комической поэзии возникли два вида Б. с общим для обоих видов комическим эффектом пародирования. Истоки Б. можно найти в античной поэзии: известная поэма «Война мышей и лягушек» пародирует «Илиаду» Гомера.

В России зачинателем бурлескной поэзии был поэт В. Майков (1728—78), который в поэмах «Игрок ломбера» и «Елисей, или Раздраженный Вакх» применил второй вид Б., употребленный Буало. В «Елисее» Майков травестировал героический эпос: его поэма написана александрийским стихом, который считался в 18 в. канонической формой стиха героического эпоса; начинается она традиционным обращением поэта к лире. Персонажи поэмы — ямщик (Елисей), пьяницы, проститутки; место действия — кабак, публичный дом и т. п. В конце 18 в. Н. Осипов написал классическим четырехстопным ямбом огромную (около 22 000 строк) поэму «Вергилиева Энеида, вывернутая наизнанку», которую в начале 19 в. закончил А. Котельницкий. Поэма Осипова написана в духе первого типа Б., т. е. в духе снижения высокого. Под влиянием поэмы Осипова украинский поэт И. Котляревский создал свою знаменитую «Вергилиеву Энеиду». Русская бурлескная поэзия получила в 18 в. название «ирои-комической поэзии». Некоторые советские исследователи (Д. Благой) относят к бурлескной поэзии и «Душеньку» Богдановича. В 19 в. в белорусской литературе была создана бурлескная поэма «Тарас на Парнасе», автор ее неизвестен. Бурлескную поэзию любил А. Пушкин. Он высоко ценил «Елисея» Майкова и сам написал торжественными терцинами гениальную Б., травестирующую картину ада из «Божественной комедии» Данте:

И дале мы пошли — и страх обнял меня.

Бесенок, под себя поджав свое копыто,

Крутил ростовщика у адского огня,

Горячий капал жир в копченое корыто,

И лопал на огне печеный ростовшик.

А я: «Поведай мне: в сей казни что сокрыто?

Виргилий мне: «Мой сын, сей казни смысл велик.

Одно стяжание имев всегда в предмете,

Жир должников своих сосал сей злой старик

И их безжалостно крутил на вашем свете...»

Стилистически Пушкин объединил в своем отрывке оба вида Б.

Элементы Б. можно найти в гротескной поэме А. Твардовского «Теркин на том свете». Частично к Б. примыкает макаронический стих.

Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.

БУРЛЕСК - это... Что такое БУРЛЕСК?


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.