Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Буддизм что это такое


Буддизм: кратко о религии. Доступно и понятно

Статья о буддизме — философском учении, которое часто принимают за религию. Вероятно, это не случайно. Прочитав небольшую статью о буддизме, вы сами решите, насколько буддизм можно отнести к религиозному учению, или, скорее, он является философской концепцией.

Буддизм: кратко о религии

Прежде всего, давайте с самого начала обозначим, что, хотя для большинства людей буддизм — это религия, в том числе и для его последователей, однако, на самом деле буддизм никогда не был религией и быть ей не должен. Почему? Потому что один из первых просветлённых, Будда Шакьямуни, несмотря на то, что сам Брахма вменил ему в обязанности передавать учение другим (о чём буддисты предпочитают умалчивать по очевидным причинам), никогда не хотел делать из факта своего просветления культ и тем более культ поклонения, который всё-таки впоследствии привёл к тому, что буддизм всё больше и больше стали понимать как одну из религий, и тем не менее буддизм таковой не является.

Буддизм — это в первую очередь философское учение, цель которого — направить человека на поиск истины, выхода из сансары, осознание и видение вещей такими, какими они являются (один из ключевых аспектов буддизма). Также в буддизме нет понятия бога, т. е. это атеизм, но в смысле «не-теизма», поэтому если и относить буддизм к религиям, то это нетеистическая религия, также как и джайнизм.

Ещё одно понятие, которое свидетельствует в пользу буддизма как философской школы, — это отсутствие каких-либо попыток «связать» человека и Абсолют, в то время как само понятие ре-лигии ('связывание') и есть попытка «связать» человека с Богом.

В качестве контраргументов защитники концепции буддизма как религии представляют то, что в современных обществах исповедующие буддизм люди поклоняются Будде и делают подношения, а также читают молитвы и т. д. На это можно сказать, что тенденции, которым следует большинство, никоим образом не отражают сути буддизма, но лишь показывают, насколько современный буддизм и его понимание отклонились от изначальной концепции буддизма.

Таким образом, уяснив для себя, что буддизм не является религией, мы можем наконец приступить к описанию главных идей и концепций, на которых базируется эта школа философской мысли.

Коротко о буддизме

Если говорить о буддизме кратко и понятно, то его можно было бы охарактеризовать двумя словами — «оглушительная тишина», — потому что понятие шуньяты, или пустоты, является основополагающим для всех школ и ответвлений буддизма.

Нам известно то, что, во-первых, за всё время существования буддизма как философской школы сформировалось множество его ветвей, самыми крупными из которых считаются буддизм «большой колесницы» (Махаяна) и «малой колесницы» (Хинаяна), а также буддизм «алмазного пути» (Ваджраяна). Также большое значение приобрёл дзен-буддизм и учение адвайты. Тибетский буддизм гораздо больше отличается от основных ветвей, чем другие школы, и некоторые считают именно его единственно верным путём.

Однако в наше время довольно сложно сказать, какая из множества школ действительно наиболее приближена к изначальному учению Будды о дхарме, потому что, к примеру, в современной Корее появились ещё более новые подходы к трактовке буддизма, и, разумеется, каждый из них претендует на право истинности.

Школы Махаяны и Хинаяны опираются главным образом на Палийский канон, а в Махаяне к ним добавляют ещё и Махаянские сутры. Но мы должны всегда помнить о том, что сам Будда Шакьямуни ничего не записывал и передавал свои знания исключительно устным путём, а иногда и просто через «благородное молчание». Лишь гораздо позже ученики Будды стали записывать эти знания, таким образом они дошли до нас в виде канона на языке пали и махаянских сутр.

Во-вторых, из-за патологической тяги человека к поклонению были возведены храмы, школы, центры по изучению буддизма и т. д., что естественным образом лишает буддизм его первозданной чистоты, и с каждым разом нововведения и новообразования снова и снова отдаляют нас от основополагающих концепций. Людям, очевидно, гораздо больше по душе концепция не отсечения ненужного с целью видения «того, что есть», а, наоборот, наделения того, что уже есть, новыми качествами, приукрашиванием, что лишь уводит от изначальной истинности к новым трактовкам, неоправданным увлечениям ритуальностью и, как следствие, к забвению истоков под грузом внешнего декора.

Эта участь не только одного буддизма, а, скорее, общая тенденция, которая свойственна людям: вместо того, чтобы понять простоту, мы отягощаем её всё новыми и новыми умозаключениями, в то время как нужно было делать обратное и избавляться от них. Об этом и говорил Будда, об этом и его учение, и конечная цель буддизма как раз в том и состоит, чтобы человек осознал себя, своё Я, пустоту и недуальность сущего, чтобы в конце концов понять, что даже «Я» в действительности не существует, а оно есть не что иное, как конструкция разума.

В этом и состоит суть понятия шуньяты (пустоты). Для того чтобы человеку было проще осознать «оглушительную простоту» буддистского учения, Будда Шакьямуни учил о том, как правильно выполнять медитацию. Обычный ум получает доступ к знаниям через процесс логического дискурса, точнее, он рассуждает и делает выводы, таким образом приходя к новым знаниям. Но насколько они новы, можно понять из самих предпосылок их появления. Такое знание никогда не может быть действительно новым, если человек пришёл к нему логическим путём из пункта А в пункт Б. Видно, что он использовал отправные и проходящие точки для того, чтобы прийти к «новому» выводу.

Обычное мышление не видит в этом препятствий, в целом, это общепринятый метод получения знаний. Однако не единственный, не самый верный и далеко не самый эффективный. Откровения, посредством которых были получены знания Вед, — это другой и принципиально отличный способ доступа к знаниям, когда сами знания открывают себя человеку.

Особенности буддизма кратко: медитация и 4 вида пустоты

Мы провели параллель между двумя противоположными способами доступа к знаниям не случайно, т. к. медитация — это и есть тот метод, который позволяет со временем получать знания непосредственным образом в виде откровений, прямого видения и знания, что принципиально не возможно сделать, пользуясь так называемыми научными методами.

Конечно, Будда не дал бы медитацию для того, чтобы человек научился расслабляться. Расслабление — это одно из условий для входа в состояние медитации, поэтому говорить о том, что сама медитация содействует расслаблению, было бы ошибочно, но именно так часто представляют медитационный процесс людям несведущим, новичкам, отчего складывается неверное первое впечатление, с которым люди и продолжают жить.

Медитация — это тот ключ, который раскрывает перед человеком величие пустоты, той самой шуньяты, о которой мы говорили выше. Медитация — это центральная составляющая учения буддизма, потому что только через неё мы можем познать пустоту. Опять же, речь идёт о философских концепциях, а не о физико-пространственных характеристиках.

Медитация в широком смысле слова, в том числе медитация-размышление, также приносит свои плоды, потому что человек уже в процессе медитационного размышления понимает, что жизнь и всё сущее обусловлено, — это и есть первая пустота, санскрита шуньята — пустота обусловленного, что означает, что в обусловленном отсутствуют качества необусловленного: счастье, постоянство (вне зависимости от продолжительности) и истинность.

Вторая пустота, асанскрита шуньята, или пустота необусловленного, также может стать понятной благодаря медитации-размышлению. Пустота необусловленного свободна от всего обусловленного. Благодаря асанскрите шуньяте, нам становится доступно видение — видение вещей такими, какие они есть на самом деле. Они перестают быть вещами, и мы наблюдаем лишь их дхармы (в этом значении дхарма понимается как некий поток, не в общепринятом смысле слова «дхарма»). Однако и здесь путь не заканчивается, потому что Махаяна считает, что и сами дхармы есть некая вещественность, поэтому и в них нужно найти пустоту.

Отсюда мы приходим к третьему виду пустоты — Махашуньяте. В ней, а также в следующем виде пустоты шуньяте шуньяты, кроется отличие буддизма традиции Махаяны от Хинаяны. В двух предыдущих видах пустоты мы всё ещё признаем двойственность всего сущего, дуальность (это то, на чём основана наша цивилизация, противоборство двух начал — плохого и хорошего, злого и доброго, малого и великого и т. д.). Но в этом и коренится заблуждение, т. к. нужно освободиться и от принятия различий между обусловленностью и необусловленностью бытия, и даже больше — нужно прийти к тому, чтобы понять, что пустота и непустота — лишь ещё одно порождение ума.

Это умозрительные концепции. Конечно, они помогают нам лучше разобраться в концепции буддизма, но, чем дольше мы цепляемся за дуальную природу сущего, тем дальше мы находимся от истины. В этом случае под истиной опять же понимается не некая идея, потому что и она была бы вещественной и принадлежала, как и любая другая идея, к миру обусловленного, а следовательно, не могла бы быть истинной. Под истиной следует понимать ту самую пустоту махашуньяты, которая приближает нас к истинному видению. Видение не судит, не разделяет, поэтому его и называют видением, в этом его принципиальное отличие и преимущество перед мышлением, потому что видение даёт возможность увидеть то, что есть.

Но и сама махашуньята — это ещё одна концепция, а следовательно, не может быть полнейшей пустотой, поэтому четвёртой пустотой, или шуньятой, называется свобода от каких бы то ни было концепций. Свобода от размышлений, но чистое видение. Свобода от самих теорий. Только свободный от теорий ум способен увидеть истину, пустоту пустоты, великую тишину.

В этом величие буддизма как философии и его недосягаемость по сравнению с другими концепциями. Буддизм велик тем, что он ничего не пытается доказать или в чём-то убедить. В нём нет авторитетов. Если же вам скажут, что есть, — не верьте. Бодхисаттвы приходят не для того, чтобы вам что-то навязать. Всегда помните изречение Будды о том, что если вы встретите Будду, убейте Будду. Нужно открыться пустоте, услышать тишину — в этом правда буддизма. Его апелляция — исключительно к личному опыту, открытию для себя видения сути вещей, а впоследствии и их пустоты: в этом заключена кратко концепция буддизма.

Мудрость буддизма и учение о «Четырех благородных истинах»

Здесь мы сознательно не стали упоминать о «Четырёх благородных истинах», которые повествуют о дуккхе, страдании, — одном из краеугольных камней учения Будды. Если вы научитесь наблюдать за собой и за миром, вы и сами придёте к этому выводу, а также к тому, каким образом можно избавиться от страдания, — тем же самым, каким вы его обнаружили: нужно продолжать наблюдать, видеть вещи без «соскальзывания» в суждение. Только тогда их можно увидеть такими, какие они есть. Невероятная по своей простоте философская концепция буддизма между тем доступна своей практической применимостью в жизни. Она не выдвигает условий и не раздаёт обещаний.

Учение о колесе сансары и реинкарнациях также не является сутью этой философии. Объяснение процесса перерождения — это, пожалуй, как раз то, что делает её применимой для использования в качестве религии. Этим она объясняет, почему человек появляется в нашем мире раз за разом, также это действует в качестве примирения человека с действительностью, с той жизнью и воплощением, которое он проживает в этот момент. Но это лишь объяснение, уже данное нам.

Жемчужина мудрости в философии буддизма заключена именно в способности и возможности человека увидеть то, что есть, и проникнуть за завесу тайны, в пустоту, без какого бы то ни было вмешательства со стороны, при отсутствии посредника. Это именно то, что делает буддизм гораздо более религиозным философским учением, чем все другие теистические религии, т. к. буддизм предоставляет человеку возможность найти то, что есть, а не то, что нужно или кто-то предписал искать. В нём нет цели, а следовательно, он даёт шанс для настоящего поиска или, правильнее сказать, для видения, открытия, потому что, как бы парадоксально это ни звучало, но нельзя найти того, к чему стремишься, что ищешь, чего ожидаешь, т. к. искомое становится всего лишь целью, а она запланирована. По-настоящему найти можно лишь то, чего не ждёшь и не ищешь, — только тогда это и становится настоящим открытием.

Буддизм - про что эта религия и в чем ее уникальность?

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Одна из самых загадочных религий, которая приоткрывает тайну восточной души – буддизм. Мы хотим познакомить вас с ней и рассказать о ней как можно больше. 

Где и когда зародилась буддийская философия, какова ее история, в чем состоят главные идеи, чем она отличается от других религий мира – ответы на все эти вопросы вы найдете в сегодняшней статье. Также вы узнаете, кто такой Будда, чем занимаются буддийские монахи и как стать буддистом.

Что же, начнем.

Содержание:Что такое буддизмКто такой БуддаРазвитие ученияГлавные постулатыУникальность дхармыКак стать буддистомБуддийские монахиШколыЗаключение

Что такое буддизм

Буддийская религия, так же, как исламская и христианская, считается мировой. Другими словами, ее принципов придерживаются люди по всему миру, без принадлежности к определенной национальности или стране.

Слово «буддизм» возникло всего в 19 столетии – так восточную религию окрестили европейцы. Сами же приверженцы называют ее «дхарма» или «бодхидхарма», что означает «учение о пробуждении». С этой точки зрения буддизм часто называют не религией, а учением, философией, традицией.

Исторические источники утверждают, что он возник две с половиной тысячи лет назад – в 500-600-х годах до нашей эры. Основателем считается Будда Шакьямуни. Именно он называл свое учение «дхарма», что можно понять как «истина», «природа», «сознание».

Будду очень почитают, но при этом он – не Бог, не Творец. Он Великий Учитель, который раскрыл людям истину, подсказал путь обретения свободы.

Кто такой Будда

В 560 году до нашей эры на северо-востоке Индии, на территории современного штат Бихар, в роду Шакья у правителя родился сын. Его назвали Сиддхартха Гаутама.

Мальчик рос во дворце в роскоши, не знал бед, но при этом был очень одаренным и добрым. Когда он повзрослел, то влюбился в прекрасную девушку и женился на ней. Скоро у них родился наследник.

Когда Сиддхартхе было 29 лет, он вышел за пределы дворца. Нечто страшное полоснуло его сердце – за одну прогулку он увидел больного, старца и похороны. В этот день он понял, как велики страдания людей.

Эта мысль не давала Сиддхартхе покоя, и он был полон решимости найти истину и избавить людей от бесконечных тягот и лишений. Тогда он оставил жену, ребенка, отца и подданных и ушел в странствие.

В скитаниях он провел шесть лет. За это время Сиддхартха общался со многими мудрецами, пробовал разные техники, вел аскетичный образ жизни вплоть до самоотречения, но так ни к чему не пришел.

Почти в отчаянии он сел под дерево и стал размышлять, молиться и снова размышлять. Так он провел 49 дней и наконец испытал состояние, которое теперь называют просветлением – ощущение полной ясности и понимания, абсолютной радости и светлого ума. Он нашел истину бытия, а это самое дерево назвали «деревом Бодхи».

Сиддхартха стал будто другим человеком. Он направился в долину, где встретил людей, желавших следовать за ним, слушая речи молодого человека, в которых заключалась истина. Так принц Сиддхартха Гаутама стал Буддой Шакьямуни – Пробужденным из рода Шакья.

Много лет Будда проповедовал, делился учением со своими последователями, которых становилось все больше. Вместе они постигали дхарму, занимались духовными медитациями.

Уже будучи глубоким стариком, Будда ушел в паринирвану – в окончательную нирвану, покинув наш мир и избавившись от страданий. А его учение спустя 25 столетий все распространяется по нашей планете.

Развитие учения

Появившись в Древней Индии и растекаясь по Востоку, буддийская мысль за все время существования была свидетелем многих событий и вынесла разные перипетии истории: возникновение в Индии индуизма, набеги арийцев, притеснение со стороны мусульман, установление могущественной империи Моголов, современное время с его глобализацией.

Однако дхарма продолжает распространяться по миру – сегодня насчитывается порядка 500 миллионов приверженцев.

В основном это, конечно, юг, юго-восток Азии и дальневосточные регионы: тайские, бутанские, вьетнамские, китайские (особенно тибетские), японские, камбоджийские, лаосские, корейские, шри-ланкийские, мьянманские, непальские, монгольские территории.

В Индии, которая является родиной буддизма, с распространением индуизма учение утратило свое значение – здесь его исповедуют менее одного процента всего населения.

Буддийских взглядов традиционно придерживаются также некоторые национальные республики в России: Калмыкия, Тува, Бурятия, часть алтайских районов. Минуя их, мысль движется все глубже на Запад: в Москву, Санкт-Петербург, в европейские страны и на американский континент.

Главные постулаты

Основные идеи буддийского учения сводятся к трем понятиям:

Кроме того, существует понятие «дукха». Оно отождествляется с негативными чувствами: страхом, болью, неудовлетворенностью, гневом, тревогой, алчностью – говоря обобщенно, это страдания. С понятием дукха связаны Четыре благородные истины, которые считаются основой буддистского пути:

  1. Есть дукха – страдание.
  2. У каждого страдания причина, которая выражается в привязанности, зависимости.
  3. Есть тропа, которая избавляет от страданий и ведет к нирване.
  4. Эта тропа – Восьмеричный путь.

Восьмеричный путь предполагает правильное:

Этапы Восьмеричного пути нужно постигать не по очереди, а все вместе, в комплексе – они неразрывно связаны друг с другом и ведут к освобождению.

Мы видим, что ступени Восьмеричного пути помогают постигать мудрость, воспитывают нравственное поведение и тренируют ум. Будда завещал, что в соблюдении этих основ не нужно бросаться в крайности от полной аскезы до пресыщенной роскошью жизни, нужно найти «золотую середину» – это правило Шакьямуни называл Срединным путем.

Достичь нирваны невозможно без постоянного духовного очищения, практик медитации и соблюдения главных заповедей. Последние предписывают:

  1. Не причинять другим живым существам зла и актов насилия – это так называемое правило ахимсы.
  2. Не воровать и не присваивать чужого.
  3. Не прелюбодействовать.
  4. Не лгать никому.
  5. Не употреблять алкоголь, наркотики и другие одурманивающие вещества.

Священные писания в буддийской философии называются сутрами. В разных направлениях почитаются разные сутры, но суть дхармы полно изложена в Палийском каноне, который называется «Трипитака».

«Трипитака» состоит из нескольких томов:

Уникальность дхармы

Буддизм как религия уникален в своем роде, потому что имеет много отличий от других вероисповеданий. Он вобрал в себя черты как религии, так и философии. Именно поэтому буддизм правильнее назвать религиозно-философским учением.

Буддистское учение отличается от других конфессий множеством черт:

В отличие от индуизма, который также строится на законах кармы, сансаре, перерождениях, буддийская философия считает всех людей равными, вне зависимости от положения в обществе и происхождения – в противовес этому в индуизме варны и касты.

Однако буддийская философия, распространяясь на все новые и новые земли, переливалась в разные течения и принимала разные формы. Каждая школа обретала собственные черты, и некоторые направления становились больше похожи на религию, например тибетский буддизм.

В этом случае Будда обожествляется: ему делают подношения, сооружают алтари, изготавливают статуи, делают изображения, похожие на иконы. Появляется пантеон будд и бодхисаттв – просветленных, которые помогают другим людям обрести освобождение. 

Становится все больше храмов, которые также называются дацанами, хуралами, ватами, монастырями. Монахи в особом одеянии, службы в храмах, праздники, медитации с чтением мантр, обряды – в некоторых направлениях прослеживаются все составляющие религиозного течения. Таким образом, буддизм относится к философии и религии одновременно – все зависит от школы дхармы.

Как стать буддистом

«Буддистами не рождаются, ими становятся» – можно адаптировать известное выражение. Действительно, нельзя стать буддистом только родившись в буддийской семье – нужно осознанно выбрать учение как путеводную звезду в жизни, или, как говорят последователи дхармы, «принять прибежище».

В прибежище принимают три драгоценности:

Для достижения главных драгоценностей необходимо отказаться от трех ядов:

На пути истины буддист вооружается специальными методами:

Избрав путь дхармы и соблюдая главные правила, приверженцы Будды приближаются к познанию себя, окружающего мира и к освобождению от страданий.

Буддийские монахи

Первым буддийским монахом был сам основоположник учения – Будда Шакьямуни. По образу жизни и внешнему виду он был чем-то похож на аскетичных мудрецов, которые относились к ранним религиозным течениям и странствовали по восточным просторам.

Вслед за Буддой из числа его учеников появились другие монахи, которые знакомили с дхармой мирян. Буддийское монашество существует до сих пор – наверняка в фильмах, на фотографиях или даже вживую многие видели их, облаченных в оранжево-красную одежду.

Нынешние монахи не ведут отшельническую жизнь – они обычно поселяются в монастыре целой общиной и тесно взаимодействуют с мирянами – буддистами, которые ведут привычную современную жизнь. Монахи проповедуют мирянам дхарму, учат духовной жизни, а миряне дают им одежду, еду, а во время несчастных случаев – кров.

Монахи мужского пола зовутся «бхикшу», а женского – «бхикшуни». Они живут по строгим законам и ограничениям, которые могут меняться в зависимости от направления буддийской мысли и священных писаний, предписывающих правила монашеской жизни.

Жизнь монахов может быть разной также из-за климата, особенностей природы. К примеру, монахи, которые живут на тибетских высокогорьях или в монгольских степях, могут иметь больше предметов одежды. А в монастырях, которые находятся вдалеке от поселений мирян и поэтому не могут принимать подаяния от них, может быть собственная кухня, где монахи сами готовят для себя еду.

Школы

С течением времени буддийская мысль распространялась по всей Азии и дальше, на Запад. В каждой местности она накладывалась на менталитет местного населения, религиозные верования, укоренившиеся там до прихода буддизма, поэтому существует множество его направлений.

К трем основным школам буддийской философии относятся:

1. Хинаяна – Малая Колесница

В современности чаще употребляется название Тхеравада – учение старейшин. Она считается древнейшей и самой ортодоксальной школой. Распространена в юго-восточном азиатском регионе, поэтому ее часто называют «южным буддизмом».

Страны: Таиланд, Лаос, Камбоджа, Шри-Ланка, Вьетнам.

Тхераваде присущи следующие черты:

2. Махаяна – Большая колесница

Она менее консервативна, чем хинаяна. Считается «северным буддизмом» из-за своей географии.

Страны: Япония, Китай, Южная Корея, северные районы Индии.

Отличительные черты:

3. Ваджраяна – Алмазная Колесница

Она появилась как ответвление от Махаяны. Также известна под названием «тантрический буддизм».

Страны: тибетская часть Китая, Непал, Монголия, буддийские республики России – Бурятия, Тува, Калмыкия.

Особенности:

Главный учитель в тибетском буддизме – Далай-лама.

В каждой из перечисленных школ может быть еще несколько ответвлений. Также буддизму знакомы направления, которые не относятся ни к одной из главных школ.

Ответвления, в которых прослеживаются элементы учения Будды, но которые не относятся к традиционным школам, объединяются в название «необуддизм». Чаще всего они распространены в «небуддийских» странах Европы и Америки.

Очень популярное сейчас на Западе направление – дзен-буддизм. Однако оно уже много веков практикуется на японских, корейских и особенно китайских территориях – здесь оно зовется «чань». 

Японский монах дзен-буддизма

К главным чертам дзен-буддизма можно отнести:

Этой цели можно достичь с помощью практики созерцания. Она выполняется в падмасане – позе лотоса. Закрывая глаза, приверженцы дзен сосредотачивают внимание лишь на собственном дыхании, отрешаются от происходящего вокруг и как бы заглядывают внутрь себя.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, что сегодня вы узнали много нового, познакомились с удивительной философией буддизма и приоткрыли дверцу в еще неизведанный мир Востока.

Конечно, в одной статье невозможно рассказать все о дхарме, ведь даже сотне книг не удалось этого сделать. Но все же мы хотим продолжить раскрывать восточную мудрость вместе с вами.

Пусть истина, любознательность и доброта сопутствуют вам на жизненной тропе. Если вам понравилась статья, оставляйте комментарии, делитесь с друзьями, присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, и будем искать истину вместе.

Что такое буддизм - кратко и познавательно о самом главном

Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня в нашей статье мы поговорим о том, что такое буддизм, и дадим краткое описание этой религии.

Содержание: История Основные понятия в буддизме Ступени Восьмеричного пути Понятие Бога в буддизме Направления буддизма Заключение

Буддизм — одна из основных мировых религий наряду с христианством и мусульманством. В мире насчитывается около 500 млн. «чистых» буддистов, которые исповедуют только буддизм. Однако эта религия не запрещает придерживаться и какой-либо другой веры. В последнее время буддизм очень популярен в западном мире, многие люди приходят сами к желанию присоединиться к нему. Возможно, не последнюю роль в этом играет миролюбие и спокойствие этой религии.

История

Для начала давайте узнаем, где и как появилось это религиозно-философское течение.

Буддизм зародился в 6 веке до н.э. в Индии. Из Индии буддизм распространился в другие страны Азии. Чем большую популярность он приобретал, тем больше ответвлений  образовывалось.

Основателем буддизма был принц Гаутама Сиддхартха. Он родился в богатой семье, и жизнь его была полна роскоши и веселья.

По легенде, в возрасте 29 лет к принцу пришло озарение: он понял, что впустую растрачивает свою жизнь. Решив оставить прежнее существование, он становится аскетом. В течение следующих шести лет Гаутама был отшельником: странствовал и практиковал йогу.

Легенда гласит, что в 30 с лишним лет, достигнув духовного просветления, принц стал называться Буддой, что означает «просветленный». Он сидел под деревом и медитировал в течение 49 дней, после чего его ум стал отрешенным и светлым. Он постиг состояние радости и покоя.

В дальнейшем это дерево ученики будды называли «дерево Боддхи», или дерево просветления. У Будды было много последователей. Ученики приходили к нему, слушали его речи об учении, или дхарме, внимали его проповедям, медитировали, чтобы тоже стать просветленными.

Буддизм гласит, что стать просветленным может любой человек, достигнув высокой осознанности своей души.

Основные понятия в буддизме

Поскольку в буддизме существует множество философских понятий, отражающих суть этой восточной идеологии, давайте остановимся на основных идеях и разберем их значения.

Одним из главных воззрений является понятие Сансары. Сансара — это колесо земных перевоплощений всех живых существ. В процессе этого жизненного круговорота душа должна «расти». Сансара  всецело зависит от ваших прошлых поступков, вашей кармы.

Карма — это ваши совершения в прошлом, благородные и не очень. Например, перевоплотиться можно в высшие формы: в воина, человека или божество, а можно в низшие формы: животное, голодный дух или жителя ада, т.е. карма напрямую зависит от ваших действий. Достойные деяния влекут перевоплощения в высшие виды. Конечным итогом сансары является нирвана.

Нирвана — это состояние просветления, осознанности, наивысшего духовного бытия. Нирвана освобождает нас от кармы.

Дхарма — это учение Будды. Дхарма — это поддержание мирового порядка всеми живыми существами. У каждого свой путь и надо ему следовать в соответствии с этическими нормами. Поскольку буддизм — очень мирная религия, то этот аспект невероятно важен: не вреди другому.

Сангха — это община буддистов, которые придерживаются правил и законов учения Будды.

В основе буддизма лежат четыре благородные истины:

  1. Жизнь — это страдание. Все мы страдаем, испытываем гнев, злость, страх.
  2. У страдания есть причины: зависть, жадность, похоть.
  3. Страдание можно прекратить.
  4. Путь к нирване поможет уйти от страданий.

Цель буддизма — уйти от этих страданий. Перестать испытывать негативные чувства и эмоции, избавиться от различных зависимостей. По мнению Будды, истинный путь, он же путь к состоянию нирваны — срединный, он находится между излишествами и аскетизмом. Этот путь в буддизме называют благородным восьмеричным путем. Его нужно пройти для того, чтобы стать благородным осознанным человеком.

Ступени Восьмеричного пути

  1. Правильное понимание, мировоззрение. Наши действия — результат наших мыслей и умозаключений. Неверные действия, приносящие нам боль, а не радость — результат неправильных мыслей, поэтому надо развивать осознанность, следить за своими мыслями и поступками.
  2. Правильные стремления, желания. Нужно ограничить свой эгоизм и все, что причиняет боль. Жить в мире со всеми живыми существами.
  3. Правильная речь. Не сквернословить, избегать сплетен, злых выражений!
  4. Правильные действия, поступки. Не вредить миру и всему живому, не совершать насилие.
  5. Правильный образ жизни. Правильные поступки приведут к праведному образу жизни: без лжи, интриганства, обмана.
  6. Правильные усилия. Сосредотачиваться на хорошем, следить за своими мыслями, уходить от негативного образа сознания.
  7. Правильное мышление. Оно исходит из правильных усилий.
  8. Правильное сосредоточие. Чтобы достигнуть спокойствия, отказаться от мешающих эмоций, нужно быть осознанным, сосредоточенным.

Понятие Бога в буддизме

Как мы с вами уже увидели, буддизм — очень необычная для нашего менталитета идеология. Поскольку в любой религии одним из основных понятий является понятие Бога, давайте разберемся, что означает это в буддизме.

В буддизме Бог — это все живое, что окружает нас, божественная сущность, которая проявляется и в человеке, и в животном, и в природе. В отличие от других религий, здесь нет очеловечевания Бога. Бог есть все, что вокруг нас.

Это религия или даже духовное учение фокусируется на психологическом состояние человека, его духовном росте, нежели на ритуальных или символических действиях, в процессе которых мы  почитаем главное божество. Здесь же вы сами можете достичь божественного состояния путем работы над собой.

Направления буддизма

Буддизм разделяется на три основные ветви, о которых мы сейчас и поговорим:

  1. Хинаяна (Тхеравада), или Малая Колесница — это южный буддизм, распространен на юго-востоке Азии: Шри-Ланка, Камбоджа, Таиланд, Лаос, Вьетнам. Считается наиболее ранней школой этого религиозного учения. Суть Тхеравады заключается в индивидуальном духовном просветлении, т.е. нужно пройти восьмеричный путь, стать освобожденным от страданий и, следовательно, достичь нирваны.
  2. Махаяна, или Большая Колесница — северный буддизм. Получил свое распространение на севере Индии, в Китае, Японии. Возник как противостояние ортодоксальной Тхераваде. С точки зрения Махаяны, Тхеравада довольно эгоистичное учение, т.к. предусматривает путь просветления отдельной личности. Махаяна же проповедует помощь другим в достижении состояния осознанности, божественности. Каждый, кто избирает этот путь, может достичь состояния Будды и может рассчитывать на помощь.
  3. Ваджраяна, или тантрический буддизм образовался внутри махаяны. Его исповедуют в гималайских странах, Монголии, Калмыкии, Тибете. Способом достижения просветленного сознания в Ваджраяне являются: йога, медитация, чтение мантр и поклонение учителю. Без помощи гуру невозможно начать свой путь осознания и практики.

Заключение

Итак, уважаемые читатели, сегодня мы с вами поговорили о том, что входит в понятие буддизма, о его принципах и сути, познакомились с основными направлениями этого учения. Надеюсь, что знакомство с ним было интересным и полезным для вас.

Пишите комментарии, делитесь своими мыслями и подписывайтесь на обновления блога, чтобы получать новые статьи на свою почту.

Всего вам доброго и до новых встреч!

Буддизм – основные идеи кратко, философия буддизма

Буддизм наравне с исламом и христианством считается мировой религией. Это означает, что ее не определяют по этническому признаку ее последователей. Исповедовать ее можно любому человеку независимо от его расы, национальности и места проживания. В статье мы рассмотрим кратко основные идеи буддизма.

Краткое изложение идей и философии буддизма

Кратко об истории возникновения буддизма

Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.

Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис.

Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения. Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми. Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.

Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть.

Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.

Краткая история возникновения буддизма

Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос.

После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

Основные понятия и идеи буддизма

Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма:

  1. Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.
  2. У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.
  3. От зависимости и страдания можно избавиться.
  4. Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.

Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.

В буддизме выделяют три главные драгоценности:

  1. Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.
  2. Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.
  3. Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.

Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:

Согласно идеям буддизма, каждый человек испытывает и телесные, и душевные страдания. Болезни, смерть и даже рождение являются страданием. Но такое состояние противоестественно, поэтому от него нужно избавляться.

Кратко о философии буддизма

Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.

В буддизме есть основные истины, открытые Буддой:

  1. Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
  2. Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.
  3. Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.
  4. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.
Комплекс буддийских храмов

Восьмеричный путь спасения предполагает:

Первые две ступени называются праджня и предполагают этап достижения мудрости. Три последующие – регулирование нравственности и правильного поведения (шила). Оставшиеся три ступени олицетворяют дисциплину ума (самадха).

Направления буддизма

Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место.

Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.

После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.

Можно выделить три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения:

  1. Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
  2. Махаяна. Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
  3. Ваджраяна. Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.

Итак, основная идея буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.

Буддизм что это - краткая суть простыми словами

Если вы хотите узнать, что такое буддизм и как буддизм может привести вас к освобождению от страданий и истинному счастью, то прочтите статью до конца и у вас будет представление обо всех основных понятиях этого учения. В разных источниках можно найти разную информацию о буддизме. Где-то буддизм больше похож на западную психологию и объясняет как с помощью медитации можно стать спокойным, освободившись от привязанностей и желаний. Но где-то буддизм описывается как эзотерическое учение, объясняющее все происходящие события в жизни человека как закономерное следствие его кармы. Я постараюсь в этой статье рассмотреть буддизм с разных сторон и передать то, что сам слышал от одного из последователей буддизма — вьетнамского монаха, который родился в монастыре и практиковал буддизм всю жизнь.

Что такое буддизм? Буддизм – это самая популярная в мире религия, которой следуют более 300 миллионов человек по всему миру. Слово «буддизм» происходит от слова «будхи», что означает «пробудиться». Это духовное учение возникло около 2500 лет назад, когда Сиддхартха Гаутама, известный как Будда сам пробудился или обрел просветление.

Не забудьте получить 7 бесплатных уроков онлайн курса по медитации «Медитация для начинающих» + Аудиомедитации.

Там я показываю вам самый быстрый и безопасный путь с нуля научиться медитировать и переносить состояние осознанности в повседневную жизнь.

Что такое буддизм? Является ли буддизм религией?

Говорят, что буддизм – одна из первых мировых религий. Но сами буддисты считают это учение не религией, а скорее наукой о сознании человека, которая изучает причины страданий и способы освобождения от них.

Мне тоже ближе мнение, что буддизм это скорее философия или наука, в которой нет готовых ответов, и каждый человек сам является исследователем своего ума, сознания и в целом самого себя. И в процессе изучения себя, человек находит истинное непоколебимое счастье и внутреннюю свободу. Основной инструмент исследования своего ума в буддизме это медитация. Все видели изображения медитирующего Будды сидящем в позе лотоса с прикрытыми глазами. Для того, чтобы заниматься такой практикой необязательно быть последователем буддизма, становиться монахом и идти в храм. Подробнее об это можно узнать в статье медитация для начинающих в домашних условиях.

Буддийский путь можно описать следующим образом:

Читайте также: йога для начинающих в домашних условиях

Как мне может помочь буддизм?

Буддизм объясняет цель жизни, он объясняет очевидную несправедливость и неравенство во всем мире. Буддизм предоставляет практические инструкции и образ жизни, который ведет к истинному счастью, а также к материальному процветанию.

Как же буддизм объясняет несправедливость мира? Почему один человек может иметь в тысячу раз больше благ, чем миллионы других людей? Говоря, что в буддизме объясняется эта несправедливость, я немного схитрил, потому что в этом духовном учении, такого понятия как несправедливость не существует.

Буддизм утверждает, что внешний мир это что-то вроде иллюзии, причем эта иллюзия индивидуальна для каждого человека. И создается эта иллюзорная реальность самим человеческим умом. То есть то, что вы видите в окружающем мире – это отражение вашего ума. Что вы носите в своем уме, то и видите в отражении, разве это не справедливо? И самое главное, что у каждого человека есть полная свобода выбирать, чем наполнить свой ум.

Вы, наверное, подумали, что это знание можно использовать, чтобы изменить свою реальность, осуществить все свои желания и стать счастливым? Можно, но буддизм учит не этому.

Желания человека бесконечны, и достижение желаемого не принесет настоящего счастья. Дело в том, что желание – это внутреннее состояние человека, и, надо сказать, это состояние доставляет страдания. Когда же человек получает желаемое, это состояние никуда не исчезает. Просто тут же находится новый объект желания, и мы продолжаем страдать.

Истинное же счастье, согласно буддизму, достигается не изменением того, что вы носите в своем уме, а освобождением ума от всех предрасположенностей.

Если сравнить ум с кинопленкой, то вы можете выбрать какой фильм смотреть: грустный с плохим концом или легкий с хеппиендом. Но истинное счастье – это вообще не смотреть фильм, так как фильм – это заранее запрограммированная предрасположенность.

Предрасположенности ума это как раз и есть то его наполнение, которое отражаясь словно в зеркале, создает реальность человека. Это также можно представить в виде записанной в уме программы, которая воспроизводится и создает реальность.

Эта программа в буддизме называется кармой, а предрасположенности также называют отпечатками в уме или санскарой.

Отпечатки в своем уме создаем мы сами, реагируя на внешние события. Заметьте, что когда вы злитесь, в вашем теле появляется как бы отпечаток этой эмоции, когда вы благодарны это уже совсем другой по ощущениям отпечаток. Вот эти телесные отпечатки ваших реакций и будут причиной событий, которые произойдут с вами в будущем.

И вы уже поняли, что все, что в настоящий момент происходит вокруг вас – это результат ваших прошлых отпечатков. И эти события стараются вызвать в вас те же эмоции, которые стали их причиной.

Этот закон в буддизме называется законом причины и следствия.

Поэтому любая реакция на внешние события (ведана) становится причиной, которая приведет к событию в будущем, которое снова вызовет в вас ту же реакцию. Вот такой замкнутый круг. Такой причинно-следственный круговорот называется в буддизме колесом сансары.

И этот круг можно разорвать только осознанностью. Если с вами произошла неприятная ситуация, вы автоматически реагируете так, как привыкли, тем самым создавая еще одну такую ситуацию в будущем. Этот автоматизм – главный враг осознанности. Только, когда вы осознанно выбираете свои реакции на все происходящее, вы разрываете этот круг и выходите из него. Поэтому реагируя на любую ситуацию с благодарностью, как бы это не противоречило логике ума, вы наполняете свой ум хорошими благими отпечатками и формируете совершенно новую, более качественную реальность в своем будущем.

Но я еще раз повторю, что цель буддизма не только создавать благоприятные отпечатки в уме, а в принципе освободиться от любых программ и предрасположенностей, как плохих, так и хороших.

Эгоизм — причина всех страданий

Буддизм учит, что все страдания происходят от ложной концепции «Я». Да, существование отдельного Я это всего лишь очередная концепция, созданная в уме. И именно это Я, которое в западной в психологии называют Эго и страдает.

Любые страдания могут проистекать только от привязанности человека к самому себе, своему эго и себялюбия.

То, что делает буддийский Мастер — разрушает это ложное Эго, избавляя ученика от страданий. И это обычно больно и страшно. Зато действенно.

Наверное, одна из самых известных практик для избавления от эгоизма это тонглен. Для ее выполнения нужно представить перед собой знакомого человека и с каждым вдохом мысленно втягивать в себя, в район солнечного сплетения, все его страдания и боли в виде черного облака. А с каждым выдохом отдавать все свое счастье и все самое лучшее, что у вас есть или то, что вы бы хотели иметь. Представьте свою близкую подругу (если вы женщина) и мысленно отдайте ей все, что вы хотите сами для себя: много денег, лучшего мужчину, талантливых детей и т.д. А себе заберите все ее страдания. Еще эффективнее выполнять эту практику со своими врагами.

Практикуйте тонглен два раза в день утром и вечером в течение 5-10 минут 3 недели. И вы увидите результат.

Практика тонглен это то, что даст вам позитивные отпечатки в уме, которые через некоторое время придут к вам в виде того от чего отказались и отдали другому человеку.

Что такое реакции в буддизме

Представьте, что вас предал близкий человек. Это вызывает в вас злость, обиду, гнев. Но подумайте, обязаны ли вы испытывать эти чувства? Вопрос не в том, можете ли вы в этот момент испытывать что-то другое, например, благодарность. Но чисто теоретически возможен же такой вариант? Нет такого закона, согласно которому вы обязательно должны чувствовать в этой ситуации обиду или гнев. Вы сами делаете выбор.

Мы реагируем на происходящие ситуации негативными эмоциями только потому, что находимся в неведении. Мы путаем причину и следствие, меняем их местами, считая, что ситуации вызывают в нас чувства. На самом деле чувства вызывают ситуации, а ситуации только стремятся вызвать в нас те же чувства, которые стали их причиной. Но мы не обязаны на них реагировать так, как они этого хотят. Мы сами можем делать свой осознанный духовный выбор.

Мир полностью отражает наши чувства.

Мы этого не видим только потому, что отражение это происходит с задержкой во времени. То есть ваша сегодняшняя реальность – это отражение прошлых чувств. Какой смысл реагировать на прошлое? Это ли не самая большая глупость человека, находящегося в неведении? Оставим этот вопрос открытым и плавно перейдем к следующему основополагающему принципу буддийской философии.

Открытый ум

Я не зря предложил оставить вопрос из прошлой части открытым. В одной из самых распространенных форм буддизма – дзен-буддизме не принято создавать концепции ума. Почувствуйте разницу между рассуждением и размышлением.

У рассуждения всегда есть логическое завершение – готовый ответ. Если вы любите рассуждать и иметь ответ на любой вопрос, вы умник, которому до осознанности еще расти и расти.

Размышление – это состояние открытого ума. Вы размышляете над вопросом, но сознательно не приходите к логическому завершенному ответу, оставляя вопрос открытым. Это своего рода медитация. Такая медитация развивает осознанность и способствует быстрому росту сознания человека.

В дзен-буддизме есть даже специальные задачи-вопросы для медитативного размышления, которые называются коаны. Если когда-нибудь буддийский мастер задаст вам такую задачу-коан, не спешите с умным видом отвечать на нее, а не то можно получить бамбуковой палкой по голове. Коан это загадка без решения, она создана, чтобы размышлять, а не для того, чтобы умничать.

Если вы решили последовать дзен-буддизму, можете закрывать эту статью и отбросить любые другие готовые ответы на свои вечные вопросы. Как-никак, я здесь тоже занимаюсь построением концепций. Хорошо это или плохо?

Читайте также: что такое джйотиш?

Безоценочное восприятие в буддизме

Так хорошо это или плохо? Как вы ответили на вопрос из прошлой главы?

А вот буддист никак бы не ответил. Потому что безоценочное восприятие – еще один краеугольный камень буддизма.

Согласно буддизму такие оценки как «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло» и любые двойственности существуют только в уме человека и являются иллюзией.

Если на черной стене нарисовать черную точку, вы ее не увидите. Если на белой стене нарисовать белую точку, вы ее тоже не увидите. Можно увидеть белую точку на черной стене и наоборот только потому, что существует противоположность. Также не существует добра без зла и зла не существует без добра. И любые противоположности являются частями одного целого.

Создавая в своем уме любую оценку, например «хорошо», вы тут же создаете ее противоположность в своем же уме, а иначе как бы вы различили это ваше «хорошо»?

Как практиковать буддизм: осознанность

Осознанность – это основная практика буддизма. Можно подобно Будде сидеть в медитации много лет. Но для этого нужно уйти в монастырь и отречься от светской жизни. Этот путь вряд ли подходит нам, обычным людям.

К счастью, чтобы практиковать осознанность совсем не нужно сидеть под баньяновым деревом.

Осознанность можно практиковать в повседневной жизни. Для этого нужно беспристрастно и внимательно наблюдать за происходящим в настоящий момент.

Если вы внимательно читали статью, то вы уже понимаете, что тот настоящий момент о котором говорят все Мастера это не то, что происходит вокруг вас. Настоящий момент – это то, что происходит внутри вас. Ваши реакции. И в первую очередь, ваши телесные ощущения.

Ведь в зеркале мира отражаются именно телесные ощущения – они создают отпечатки в вашем уме.

Итак, будьте осознанными. Находитесь вниманием в настоящем моменте, здесь и сейчас.

И внимательно беспристрастно наблюдайте:

Буддизм в вопросах и ответах

Почему буддизм становится популярным?

Буддизм становится популярным в западных странах по ряду причин. Первая веская причина в том, что у буддизма есть решения многих проблем современного материалистического общества. Он также дает глубокое понимание человеческого разума и естественные методы лечения хронического стресса и депрессий. Медитация осознанности или майндфулнесс уже применяется в официальной западной медицине для лечения депрессий.

Самые эффективные и продвинутые психотерапевтические практики позаимствованы из буддистской психологии.

Буддизм распространяется на западе в первую очередь среди образованных и обеспеченных людей, потому что, закрыв свои первичные материальные потребности, люди стремятся к осознанному духовному развитию, которое не могут дать обычные религии с устаревшими догмами и слепой верой.

Кем был Будда?

Сиддхартха Гаутама родился в 563 году до нашей эры в королевской семье в Лумбини на территории современного Непала.

В 29 лет он понял, что богатство и роскошь не гарантируют счастья, поэтому он исследовал различные учения, религии и философии того времени, чтобы найти ключ к человеческому счастью. После шести лет обучения и медитации он, наконец, нашел «срединный путь» и стал просветленным. После просветления Будда провел остаток своей жизни, обучая принципам буддизма до своей смерти в возрасте 80 лет.

Был ли Будда Богом?

Нет. Будда не был Богом и не претендовал на это. Он был обычным человеком, который учил пути к просветлению из собственного опыта.

Буддисты поклоняются идолам?

Буддисты уважают образы Будды, но не поклоняются и не просят милости. Статуи Будды с руками, лежащими на коленях, и сочувствующая улыбка напоминают нам о стремлении развивать умиротворение и любовь внутри себя. Поклонение статуе является выражением благодарности за учение.

Почему так много буддийских стран бедны?

Одно из буддийских учений заключается в том, что богатство не гарантирует счастья, и богатство непостоянно. В любой стране люди страдают, будь то богатые или бедные. Но те, кто познает самого себя, находят истинное счастье.

Существуют ли разные типы буддизма?

Есть много различных типов буддизма. Акценты меняются от страны к стране из-за обычаев и культуры. Что не меняется, так это суть учения.

Верны ли другие религии?

Буддизм это система верований, которая терпима ко всем другим верованиям или религиям. Буддизм согласуется с моральными учениями других религий, но буддизм идет дальше, обеспечивая долгосрочную цель в нашем существовании через мудрость и истинное понимание. Настоящий буддизм очень терпим, и не касается таких ярлыков, как «христианин», «мусульманин», «индуист» или «буддист». Вот почему никогда не было войн во имя буддизма. Вот почему буддисты не проповедуют и не обращают в веру, а объясняют только в том случае, если требуется объяснение.

Буддизм это наука?

Наука — это знание, которое можно превратить в систему, зависящую от наблюдения и проверки фактов, а также от установления общих естественных законов. Суть буддизма вписывается в это определение, потому что Четыре Благородных Истины (см. Ниже) могут быть проверены и доказаны любым человеком. На самом деле сам Будда попросил своих последователей проверить учение, а не принять его слово как истинное. Буддизм зависит больше от понимания, чем от веры.

Чему учил Будда?

Будда учил многим вещам, но основные понятия в буддизме могут быть подытожены четырьмя Благородными Истинами и Благородным Восьмеричным Путем.

Что такое первая благородная истина?

Первая истина заключается в том, что жизнь — это страдание, то есть жизнь включает боль, старение, болезни и, в конечном итоге, смерть. Мы также переносим психологические страдания, такие как одиночество, страх, смущение, разочарование и гнев. Это неопровержимый факт, который нельзя отрицать. Это скорее реалистично, чем пессимистично, потому что пессимизм ожидает, что все будет плохо. Вместо этого буддизм объясняет, как можно избежать страданий и как мы можем быть по-настоящему счастливыми.

Что такое вторая благородная истина?

Вторая истина заключается в том, что страдание вызвано желанием и отвращением. Мы будем страдать, если будем ожидать, что другие люди будут соответствовать нашим ожиданиям, если мы хотим, чтобы мы нравились другим, если мы не получим того, чего хотим, и т. д. Другими словами, получение того, что вы хотите, не гарантирует счастья. Вместо того, чтобы постоянно бороться, чтобы получить то, что вы хотите, попробуйте изменить ваши желания. Желание лишает нас удовлетворения и счастья. Жизнь полная  желаний, и особенно стремления продолжать существовать, создает мощную энергию, которая заставляет человека рождаться. Таким образом, желания ведут к физическим страданиям, потому что они заставляют нас возродиться.

Что такое третья благородная истина?

Третья истина заключается в том, что страдания можно преодолеть и достичь счастья. Что истинное счастье и удовлетворенность возможны. Если мы откажемся от бесполезной жажды желаний и научимся жить в настоящем моменте (не пребывая в прошлом или воображаемом будущем), тогда мы сможем стать счастливыми и свободными. Тогда у нас будет больше времени и энергии, чтобы помочь другим. Это Нирвана.

Что такое Четвертая Благородная Истина?

Четвертая истина заключается в том, что Благородный Восьмеричный Путь — это путь, который ведет к прекращению страданий.

Что такое благородный Восьмеричный путь?

Благородный восьмеричный Путь или срединный путь состоит из восьми правил.

— правильное воззрение или постижение четырех благородных истин на своем опыте

— правильное намерение или непоколебимое решение идти по буддийскому пути

— правильная речь или отказ от лжи и грубости

— правильное поведение или отказ от причинения вреда живым существам

— правильный образ жизни или заработок на жизнь в соответствии с буддийскими ценностями

— правильное усилие или развитие в себе качеств, способствующих пробуждению

— правильная осознанность или непрерывное осознание ощущений тела, мыслей, образов ума

— правильная концентрация или глубокое сосредоточение и медитация для достижения освобождения

Что такое карма?

Карма — это закон о том, что каждая причина имеет следствие. Наши действия имеют результаты. Этот простой закон объясняет ряд вещей: неравенство в мире, почему некоторые рождаются инвалидами, а некоторые одаренными, почему некоторые живут короткой жизнью. Карма подчеркивает важность ответственности каждого человека за свои прошлые и настоящие действия. Как мы можем проверить кармический эффект наших действий? Ответ суммируется путем рассмотрения (1) намерения, лежащего в основе действия, (2) воздействия действия на себя и (3) воздействия на других.

Что такое мудрость?

Буддизм учит, что мудрость должна развиваться с состраданием. С одной стороны, вы можете быть добросердечным дураком, а с другой — вы можете получать знания без каких-либо эмоций. Буддизм использует средний путь для развития обоих. Высшая мудрость заключается в том, чтобы увидеть, что в действительности все явления неполны, непостоянны и не составляют фиксированную сущность. Истинная мудрость — это не просто вера в то, что нам говорят, а переживание и понимание истины и реальности. Мудрость требует открытого, объективного, незапятнанного ума. Буддийский путь требует мужества, терпения, гибкости и интеллекта.

Что такое сострадание?

Сострадание включает в себя качества общения, готовность дать утешение, сочувствие, заботу. В буддизме мы можем понимать других, когда мы действительно можем понять себя, через мудрость.

Как мне стать буддистом?

Буддийские учения могут быть поняты и проверены любым человеком. Буддизм учит, что решения наших проблем находятся внутри нас, а не снаружи. Будда попросил всех своих последователей не воспринимать его слово как истинное, а скорее испытать учение для себя. Таким образом, каждый решает сам и берет на себя ответственность за свои действия и понимание. Это делает буддизм не фиксированным пакетом верований, который должен приниматься полностью, а больше исследованием, которое каждый человек изучает и использует по-своему.

Не забудьте получить бесплатный онлайн курс по медитации для начинающих: получить 7 уроков по медитации бесплатно.

Там я показываю вам самый быстрый и безопасный путь с нуля научиться медитировать и переносить состояние осознанности в повседневную жизнь.

До скорого!

Ринат Зинатуллин

Буддизм: что это такое? Основные виды и концепции буддизма

Введение

Невозможно в короткой статье описать всё, что хочется сказать о буддизме и описать все виды школ и философских направлений. Но давайте попробуем, основываясь на наиболее важных из них понять, что такое буддизм и как это ортодоксальное духовное учение влияет на одухотворение общества, как развивается его осознание и ответственность.

Для этого, мы должны немного поговорить не только о самой религии, но и о том, как человечество прошло с ней через несколько тысяч лет своего существования. Будем стараться быть объективными, давая оценку этой доктрине.

Что такое буддизм?

Буддизм − это религиозно-философское учение, мировая религия, которая указывает на личность Будды, как на просветленного человека, упоминает о его революционном подходе к отношениям между человеком и Богом, по сравнению с существующими тогда религиозными порядками. Основателем этой древнейшей религиозной конфессии, возникшей в 6 в. до н.э. (в Северной Индии), является Будда Шакьямуни.

Точное количество буддистов установить очень сложно, их примерно 500 млн. по всему миру, большая часть которых живет в Китае.

Буддизм сосредоточен на человеческих аспектах − основных положениях этой религии.  В нем, особенно в его, наиболее современных направлениях говорится, что мы сами ответственны за свою собственную судьбу, не только в этой жизни, но что не менее важно, в следующих воплощениях бессмертной души.

Четыре классических принципа

Предположения первоначального буддизма чрезвычайно просты и основаны на четырех классических принципах:

1. Жизнь есть страдание;

2. Эта истина объясняет, почему существует страдание — мы страдаем, потому что мы сами этого хотим;

3. Этот принцип буддизма говорит о наблюдении за собой для того, чтобы выйти из-под власти страдания, при этом мы должны полностью отказаться от своих желаний;

4. Это правило представляет собой ряд инструкций, рассказывающих о том, как достичь этого состояния (во многих точках совпадающие с христианскими Десятью Заповедями).

Таковы основы буддизма, которые на протяжении веков трансформировались в полном объёме в государственную религию, а также стали неотъемлемым атрибутом светской и культурной жизни всего восточного сообщества.

Основные концепции буддизма

Три основные концепции:

1. Дхарма − есть истина и мудрость, само ядро науки трансцендентного Будды.

Она дает понимание того, что происходит с нами и что должно происходить. В результате того, что мы понимаем эту истину, мы должны что-то делать с самими собой. Наш внутренний долг — освободиться от страданий. Каждый должен прийти к себе истинному путём полного освобождения своего духовного начала от всевозможных наслоений, созданных нашим эго.

2. Карма − является причинно-следственной взаимосвязью событий, определяющих наши нынешние и будущие условия жизни. Это то, что мы есть и возникает из того, кем мы были и что делали в предыдущих воплощениях. Каждое новое воплощение является шанс улучшить свою судьбу.

Что такое Карма, читайте в этой статье>>

3. Нирвана − последняя великая концепция буддизма и является лучшим «вознаграждением» за наши добрые дела по отношению к себе и к другим людям, к окружающему миру, бытию в целом. Она — следствие прерывания вращения колеса Сансары, чередующего рождение и смерть до окончательного освобождения от страданий и желаний этого мира.

Виды буддизма

Я не претендую на исчерпывающую полноту повествования, я показываю только основные виды буддизма и ту огромную культурную жизнь, которая скрывается за одной из самых многочисленных религий мира.

Тхеравада-хинаяна. Этот вид буддизма выжил в Южной Азии и включает в себя Южную Индию, Цейлон, Индокитай. Это самая старая форма буддийского учения. Сохранились очень старые тексты буддийского канона, который содержит богатую коллекцию заповедей и притч. Это наиболее примитивная форма буддистской религии и не является распространенной.

Китайский буддизм. Выращенный в Индии, он устремился в Китай, ставший идеальной «ретрансляционной станцией» на весь Восток, а затем и на запад. В результате таких сложных метаморфоз и преобразований, в Китае была создана школа Чань, являющийся основой дзен буддизма, распространившегося на Японию и Корею. Школа была основана Бодхидхармой Буддой, который прибыл в Китай в пятом века до нашей эры. Со временем она стала самой важной оригинальной формой китайского буддизма, которая получила видное место среди других направлений системного мышления и верований Китая — конфуцианства и даосизма.

Тибетский буддизм. Является самым красочным, самым живописным буддистским направлением в мире. Он состоит из двух элементов. Во-первых, структура самой религии — ламаизм, другое название буддизма, применяемого в настоящее время в Тибете. Он стал основным местным верованием — религией, полной призраков, магии и богов. Вторая характеристика ламаизма сильно отличается от других школ буддизма – это необычно сильная позиция священников (лам). Тибет до китайского вторжения был самым теократическим государством в мире — треть населения составляли монахи.

Японский. Этот вид буддизма делится на несколько сект, из которых я рассмотрю наиболее важные в хронологическом порядке. Они берут начало из двух основных традиций — Риндзай и Сото.

Шин Буддизм происходит от имени Амида Будды, царящего в раю «чистой земли». Для того, чтобы попасть в рай, буддист должен произносить имя Амида Будды. Эта концепция широко известна на протяжении всей истории развития буддизма в Индии и Китае, но только в Японии, монах Хонэн (1133—1212) объявил о том, что вдохновенного произнесения имени Будды достаточно. Вам не нужны добрые мысли, дела или медитации, вы просто повторите формулу Наму Амида Буцу (отсюда и другое название этой секты — nembutsu) и этим сможете достичь спасения.

Монах Sinran, который жил 1173—1262 и был учеником Хонэн, через некоторое время пришел со своим собственным оригинальным тезисом о том, что само существование жизни каждого человека не даётся Буддой и больше не нужно называть его имя, чтобы спастись и прийти к вечному блаженству и гармонии.

Нитирэн, пожалуй, самый спорный вариант учения Будды. Секта была основана Нитирэном, который жил в 1222—1282 годах и был великим религиозным реформатором. Зарождению этой традиции способствовали исторические события того времени – Японию преследовали военные конфликты и стихийные бедствия.

Он воспользовался этим фактом, чтобы утверждать, что для того, чтобы достичь мира и спокойствия, нужно создать в Японии одну религию — буддизм в такой форме, чтобы он способствовал достижению просветления. Таким образом, создается фанатичное, ультранационалистическое религиозное движение, своего рода «японский национальный буддизм».

Что такое Дзен-буддизм? Является наиболее развитой формой. Отвергает любые внешние религиозные атрибуты — иерархии и ритуалы, а также любые интеллектуальные вспомогательные средства, способствующие просветлению (проповеди и священные книги Мудрости). Просветление приходит здесь и сейчас, и только благодаря созерцанию, происходит освобождение от эгоизма. Это состояние достигается за счет дзадзен или сидя в позе цветка лотоса, радуясь дыханию — это условия, необходимые для того, чтобы принять сострадательную природу Будды.

Риндзай Дзэн. Риндзай является наиболее важным японским Дзен направлением, также основанный монахом, который был не очень удовлетворён японским буддизмом и решил поехать в Китай (откуда буддизм пришел в Японию), чтобы узнать истинное понимание этой религии. Благодаря ему, первоосновы буддизма (китайский чань) были распространены на Японских островах, называемые на новом наречии Zen.  Это начало одной из двух главных традиций Дзен;

Сото Дзен. Soto является японской школой, которая основанна монахом по имени Догэн, который был учеником преподобного Риндзая и взял у него множество элементов мышления. Тем не менее, как и наставник, он в одиночку отправился в Китай к местным источникам, чтобы постичь знания об истинном измерении буддизма. Так появился еще один вид японского дзен, который до сих пор популярен и его практикует очень много поклонников.

Корейский буддизм. В Корее данный вид учения имеет многовековые традиции. Однако, сто-двести лет назад, казалось, это учение утратило свое значение. Это было до середины двадцатого века. Но на волне растущего интереса к дзен буддизму на Западе, корейский буддизм также переживает своё возрождение. Лучшим примером является школа дзен-Кваме Um.

Возможно, представленные здесь виды и их краткие описания были полезны для тех, кто заинтересован в этой древнейшей религиозной конфессии. Я глубоко убежден, что идея быть буддистом является одним из наиболее ценных человеческих желаний, которое каким-то странным образом близко каждому человеку.


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.