Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Беловодье что это такое


Беловодье - это... Что такое Беловодье?

Белово́дье — легендарная страна свободы в русских народных преданиях. Ассоциируется с ирием — раем древних славян. Именно к нему восходит образ текущей с неба «молочной реки с кисельными берегами» в русских сказках (как и греческий Эридан). Образ Беловодья частично переплетается с образом невидимого града Китежа.

Возникновение легенды относят к концу XVIII века, а её распространение связывают с деятельностью бегунов, одной из старообрядческих общин[1]. В то время существовали многочисленные «путеводители», в зашифрованной иносказательной форме описывавшие путь в Беловодье.

Исследовавший вопрос Н. К. Рерих утверждал, что легенда пришла от алтайских народов и связана с буддистскими преданиями о Шамбале. Возможно, это были ойраты, исповедующие буддизм. Часть которых — калмыки, после исчезновения Джунгарского ханства в середине XVIII века мигрировала из Алтайско-Сибирского региона в Прикаспийско-Волжские степи и приняла подданство Российской империи на территории нынешней Калмыкии.

В XVIII—XIX вв. Беловодье обрело у староверов реальный образ — долины рек Бухтарма и Катунь на Алтае, где самовольно селились различные беглецы от правительственных повинностей, сформировав этнографическую группу бухтарминских каменщиков[2]. Некоторые группы старообрядцев в поисках Беловодья уходили намного дальше вглубь китайской территории, и даже переправлялись в Северную и Южную Америку[3][4].

Содержание

  • 1 См. также
  • 2 Примечания
  • 3 Литература
  • 4 Ссылки

См. также

Примечания

dic.academic.ru

Где находился загадочный рай старообрядцев Беловодье

Страна Беловодье представлялась староверам местом, где царит справедливость и нет гнёта власть имущих. Местоположение этой страны постоянно менялось, но находились те, кто утверждал, будто бы побывал в ней.

В разное время Беловодское царство было то на Алтае, то в Сибири, то где-то на Крайнем Севере. А в славянских легендах Беловодье и вовсе находилось под землёй. Считалось, что в славянский рай можно было попасть, если получить ключ от священной птицы.

«У ворот Беловодья». В. Иванов

В стародавние времена Беловодье представлялось нашим предкам раем. Они называли его «ирием» — волшебным краем без холодов. Именно туда по легендам на зиму улетали птицы. Но вместе с тем бытовала и другая легенда. Согласно ей, славянский рай находился под землей, и в нём жили змеи. И змеи, и птицы считались символами загробного мира. А в ирии обитали души умерших, попадающие туда после ритуалов.

Душа обязательно должна была найти ключ от ирия. Его хранителями были птицы: жаворонки, кукушки или вороны. Связана была благословенная страна и с загадочным Китеж-градом.

Город в стране белых вод

Первые упоминания о Китеж-граде относятся к XVIII веку. В этом городе могли найти убежище те, кто обладает чистой душой и храбрым сердцем. По легендам Китеж-град находился на берегу озера Светлояр. Оказавшись там, можно было услышать едва заметный перезвон колоколов. Хотя ни одной церкви рядом и не было.

Сказания о прекрасном Китеж-граде тесно переплелись со сказаниями о Беловодье. Но, так сказать, реальный образ страна Беловодье обрела в конце XVIII-начале XIX. Связано это было с деятельностью общины бегунов.

Беловодское царство старообрядцев

Общество бегунов основал старообрядец Евфимий, считавший Петра I антихристом. Чтобы спастись, он предложил своим соратникам «таитися и бегати». Многие отправились за ним в Сибирь, оказавшись в добровольной ссылке. А поскольку для старообрядцев Беловодье было местом, свободным от гнёта власти, можно сказать, что они его нашли.

А за пару веков до основания общины бегунов-старообрядцев, ещё одна община основала своё Беловодье. В Бухтарминском крае, что на Алтае, поселились беспоповцы. Там же жили сбежавшие каторжники и крестьяне. Жили, соблюдая старые заветы православной веры и объединяясь в семьи. Над ними не было барского надзора, но никаких преступлений или проступков всё равно не совершалось.

О местонахождении Беловодья размышлял и художник Рерих. Он даже записал легенду, что благословенная страна находится рядом с Алтаем. Но вместе с этим Рерих связывал Беловодье с Шамбалой — священным местом буддистов. Возможно, жители Алтая услышали от своих соседей о Шамбале и несколько переиначили легенду на свой лад. И Шамбала, и Беловодье имеют общие черты.

«Оттуда». Н. Рерих. На картине изображена беловодская женщина

Один из старообрядцев по имени Марк в своей книге упоминал о том, что он побывал в загадочном Беловодском царстве. Путь его пролегал по Сибири, Алтаю и через Китай. После этого, оказавшись на «Опоньском» острове, Марк понял, что очутился в райской стране. По словам путешественника, она было заселена «ассириянами» и русскими.

Почему же Беловодье находилось в разных местах?

Любого человека манит всё неизведанное. Вот и в легендах о Беловодье — крае с молочными реками, крае истины и красоты, не указывалось точного местоположения. Урал, Алтай, Поморье, Крайний Север — все эти места вполне подходили под описание славянского рая.

Такой разброс вполне объясним. По мере открытия русскими Севера и Сибири Беловодье отдалялось в восточном направлении. Когда же все эти земли были изучены, то Беловодское царство превратилось всего лишь в красочную легенду.

Читайте также: Великий славянский город-святилище Ретра, затерянный на немецких землях

www.factroom.ru

Сериал Беловодье. Тайна затерянной страны: описание, трейлеры, содержание, интересные факты и многое другое о сериале

Так начиналась эта история. Несколько веков назад Дамир, один из земных магов, остановил вторжение монстров из параллельного мира Умбры. С помощью Муасынха, невероятного по силе амулета, он запечатал врата между двумя мирами. Среди людей осталась предводительница Умбры ведьма Агапа. Она поклялась распечатать врата и отомстить. Прошли столетия и Муасынх вернулся. Случайно он попал к обычному журналисту Кириллу Андрееву. Сам того не ведая Кирилл прошел обряд инициации. Его жизнью начал управлять амулет. Через портал Кирилл переместился на Алтай, где за него и Муасынх развернулась борьба. Ведьма Агапа стремилась распечатать, а земные маги во главе с Аржаном уничтожить врата в Умбру. Магическим образом амулет свел в одном месте совершенно разных людей: Сашу, сестру Кирилла, Раису, Дыню, Макса, Лику, Артура и Игоря Князева. Каждый из них должен был сыграть свою роль в предстоящих Кириллу испытаниях. Но Агапа похитила Сашу, оставив Кирилла перед выбором: или он откроет врата в Умбру, либо его сестра погибнет. Чтобы спасти сестру и не дать ведьме проникнуть в наш мир, Кирилл должен был подчинить себе силу амулета. Это возможно было только при помощи волшебного цветка папоротника. И Кириллу удалось найти его. Он отправил Агапу в Умбру и уничтожил врата. Вместе с вратами исчез и Муасынх. Кирилл лишился могущества, но обрел уверенность. Он уволился из газеты и начал читать лекции на тему «Магия в нашей жизни». Лика и Дыня влюбились друг в друга, Макс женился, Раиса отправилась путешествовать, Игорь Князев сошел с ума. Прошло три года.

Санкт-Петербург. В уличное кафе приходит пожилой импозантный мужчина с большим перстнем на пальце. Его встречает хозяйка кафе Илона, усаживает его за персональный столик, приносит кофе и круасан. Мужчина (Эдмон, хранитель из Беловодья)дарит Илоне золотой браслет, рассказывает, что украшения из его коллекции пользуются большим успехом во всем мире. Эдмон делает глоток, у него закатываются глаза, него начинаются галлюцинации. Появляется веритАлариус. Он требует, чтобы Эдмон отдал ему перстень. Сообщник Алариуса Густав стреляет в Эдмона из снайперской винтовки, которую он заряжает специальной пулей, заполненной зеленой жидкостью. Это Дантова вода. Эдмон успевает перенестись на набережную Невы, но Алариус следует за ним. Он говорит Эдмону, что Дантова вода делает хранителей уязвимыми, они становятся смертными и беспомощными. Густав делает еще один выстрел, Эдмон погибает. Алариус снимает с его пальца перстень.

В момент смерти Эдмона в Крыму происходит обрушение почвы, возникает провал, через который можно попасть в подземный склеп.

Москва. Артур Сташко (блогер АRТО) презентует свою книгу «Пока цветет папоротник». Издатель книги Татиана Днепровская знакомит Артура с редактором газеты «Секретная правда» Александром Иосифовичем и учредителем издания месье Орэлем. Посетители презентации интересуются у Артура: а Кирилл Андреев – вымышленный персонаж? Нет, это реальный человек. Мы друзья. Но для него это сюрприз, он еще не знает про книгу. Раньше он был журналистом, а теперь читает лекции по фольклору и мистике. Редактор: да, раньше он был журналистом в нашей газете. Артур спрашивает редактора: а как можно дать вам интервью? Татиана шутит: переспать с ним. Александр Иосифович говорит, что он собаку съел на таких материалах. Он обещает позвонить Артуру через пару недель и дает блогеру свою визитку.

Турция. Кирилл Андреев просыпается в номере отеля, он вертит в руках пустую бутылку из-под виски, бросает ее в мусорную корзину. Берет со столика возле кровати пригоршню золотых украшений, бросает их в угол комнаты, идет в ванную, умывается, смотрит на себя в зеркало, говорит: нашакалил, шакал! Он видит за своей спиной отражение Агапы, кричит от ужаса. Кирилл снова приходит в себя на кровати, вертит в руках бутылку, швыряет в угол комнаты украшения. Звонит телефон: такси до аэропорта прибыло. Кирилл подбирает украшения, складывает их в чемодан.

Москва, ТЮЗ имени Станиславского. В буфет театра заходит Саша Андреева. Она делает заказ буфетчице, передает ей золотую цепочку, которую обещала для ее дочери на выпускной вечер, называет цену. Буфетчица сетует на то, что цепочка тонкая. Саша предлагает более весомое ювелирное изделие, но, после того, как называет цену, буфетчица соглашается на первоначальный вариант. В буфет заходит актер Базынков. Он делает заказ, говорит, что забыл деньги, одалживает у Саши. Та напоминает Базынкову о том, что общая сумма занятых у нее денег составляет более 2750 рублей. Тот удивлен суммой, но Саша говорит, что у нее все записано. Она не собирается наживаться на коллегах-актерах.

Крым. Психиатрическая лечебница. Из заехавшего на территорию медучреждения фургончика выходят рабочие: Юра и дядя Петя. Заместитель главного врача Татьяна Андреевна показывает им провал. Это ваш фронт работ. Он срывает нам график прогулок пациентов. Быстро засыпать землей! Юра спускается в провал по спущенному туда тросу, обнаруживает там склеп, стены которого испещрены загадочными надписями. Внезапно земля под Юрой обрушивается, он падает вниз, в испуге кричит, зовет напарника, осматривается и видит в центре помещения большой камень, к которому цепями прикован серебряный ящик.

В Москве Саша встречается на набережной со скупщиком краденого Тосиком. Она передает ему золотые украшения, тот отсчитывает ей деньги. Саша возмущена суммой: ты мне платишь по цене лома! Тот предлагает Саше пойти к нему на квартиру и выпить текилы, тогда цена будет другой: половина по цене лома, половина по цене изделий. А ведь если ты нарастишь объемы поставок, то тобой заинтересуются любопытные люди. Саша отказывается от приглашения на текилу. Тосик говорит, что его предложение остается в силе, и уходит.

В подземелье спускается дядя Петя. Чего орешь? Юра показывает напарнику свою находку. Дядя Петя предлагает Юре: неси живо болторез, возьмем свое – и свалим. Юра доставляет болторез, дядя Петя перекусывает цепь, которой прикован к камню ящик.

Москва. Саша помогает Кириллу делать ремонт в его квартире. Она говорит, что лучше нанять рабочих, ведь деньги у Кирилла есть. И ей приходится для этого общаться с представителями преступного мира, она уже боится за свою жизнь. Брат жалуется Саше на то, что ему плохо после утраты магических способностей, он хотел бы ихвернуть. Ему отвратителен его золотоносный промысел. Саша утешает Кирилла, предлагает ему съездить на Алтай, встретиться там с друзьями. Кирилл принимает эту идею, но говорит, что на Алтай они съездят позже. А пока его пригласили во Владивосток на семинар. Вот и хорошо, съездишь, развеешься.

Барнаул. Ведущая местного телевидения Лика Измайлова заходит в магазин ритуальных принадлежностей, где трудится ее жених Денис (Дыня) Стрельцов. Она напоминает ему, что сегодня день рождения его тети, Раисы Владимировны Тарасовой. Денис говорит: купим ей электро-мясорубку, ты вручишь ей подарок. А ты? Мне нужно срочно в Бийск, там открывается наш филиал. В нашем бизнесе такая конкуренция, нельзя медлить. Лика упрекает жениха за невнимательность к тете и к ней самой. Денис говорит, что думает о Лике все время, даже когда принимает новые гробы. Возмущенная Лика уходит.

Владивосток, день спустя. Кирилл рассказывает слушателям семинара о том, что русские сказки в соответствии с теорией Владимира Проппа повествуют о путешествиях в параллельные миры, которые существуют на самом деле (Тридевятое царство, например). И при этом описание такого перемещения дается в завуалированной форме: «Ехали мы долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли…» На самом деле речь идет об использовании передовых технологий. Вы говорит об этом так, словно сами совершали подобные перемещения, – говорит один из слушателей. Вы на самом деле нашли цветок папоротника, как об этом пишет автор этой книги? Кириллу показывают книгу Артура.

Крым. В провал спускается завхоз лечебницы Арсений Олегович. Там он обнаруживает трупы Юры и дяди Пети. Их лица страшно обезображены. Завхоз обнаруживает серебряный ящик, поднимает его наверх и прячет в кустах. Он сообщает Татьяне Андреевне о происшествии.

Кирилл листает книгу Артура, звонит ему в Москву. Ты чего творишь? А что тут такого? Я только заменил имя Макс на Артур. Ты уже прочитал? Я хотел тебе сюрприз сделать. Не стал я дочитывать, это просто противно! Кому противно? 10 тысяч экземпляров, дополнительный тираж в верстке! Кирилл: да ты подставил меня и себя! Кому? Придуркам всяким, которые захотят добыть цветок папоротника. Не бойся, все под контролем. Разговор прерывает хозяйка квартиры, в которой Артур снимает комнату: свет забыл в туалете выключить, поставил кефир не на ту полку в холодильнике, завтра платить за комнату пора!

Кирилл выходит на пляж. Он видит, где под песком находится потерянное людьми золото, достает кольцо, зашвыривает его в море. Но тут же снова видит место, где можно найти золото. Подходит девушка, ставит на это место сумку. Кирилл говорит, что это его место. Возмущенная девушка забирает сумку и отходит в сторону. Кирилл откапывает из песка золотую цепочку, спрашивает девушку, не она ли потеряла это украшение? Нет. Тогда я вам дарю цепочку. Я не люблю золото. Кирилл: я тоже. Можно, я вас мороженым угощу?

Возле провала в Крыму материализуется хранитель Клавдий. Он говорит: мы опоздали. Серебряный ящик исчез. Надо его срочно найти. Клавдий исчезает.

Беловодье. Замок хранителей. Кабинет Вигуса. С ним связывается Алариус: надо встретиться, кольцо у меня. Вигус открывает портал, появляется Алариус. Он протягивает Вигусу перстень Эдмона. Вигус протягивает Алариусу шкатулку: вот ваша плата. Алариус: Густав просил передать, что условия сделки изменились. Кольцо стоит дороже. Вигус спрашивает: Эдмон был почти неуязвим, но вы его одолели? Алариус показывает капсулу с Дантовой водой: мы используем новые технологии. Так что одним хранителем стало меньше. Ты должен дать нам за кольцо свиток Аргона. Последний свиток? Кольцо того стоит. Плюс наше молчание. Зачем кому-то знать, что веритам помогал хранитель?Хорошо. Достань пока из шкафчика вина. Алариус пытается открыть дверцу шкафчика. Вигус: рядом ключ лежит. Алариус берет ключ, вставляет его в замочную скважину, пытается повернуть и ранит ключом палец.Алариус падает на пол. Вигус: алчность погубит этот мир. Итальянский ключ. Его обожали кардиналы семейства Борджа. На нем шипы. Его вставляют в тугой замок и пытаются повернуть. Алариус: мы вас все равно уничтожим!

Тело мертвого Алариуса и шкатулка с платой за кольцо Эдмона через портал выбрасываются в зимнем лесу.

Кирилл входит в свой номер в отеле. Он слышит какие-то звуки. Кто здесь? Я звоню на ресепшен! Кирилл оборачивается, кто-то бьет его в лицо.

Беловодье. Храм двенадцати богов. На постаменте горит гроб с телом Эдмона. Рядом стоят хранители: Клавдий, Стефания, Вигус, Трэвис, Наира и Расмус. Не дождавшись окончания похоронной церемонии, Клавдий собирается уходить. Его останавливает Стефания, они спорят. Стефания говорит: мы все смертны, но кто-то погибает достойно, как он. А если он узнает? Вигус: это вы о чем? Стефания: о том, кто стоит за этим вероломным нападением.

Крым. В провал по лестнице спускаются Татьяна Андреевна и главврач лечебницы Сергей Петрович. Они осматривают обезображенные трупы рабочих.

Москва. Артур, включив громкую музыку, строчит на швейной машинке. Хозяйка кричит ему, что в двери кто-то звонит. Артур открывает, в квартиру заходят Орэль и крупный негр со шрамом на лице. Они входят в комнату Артура. Вы по поводу интервью? Я готов хоть сейчас. Орэль говорит Артуру, что тот должен добыть для него цветок папоротника. Артур говорит, что это невозможно. Негр подносит к плечу Артура электрошокер, блогер с криком падает на пол.Орэль говорит Артуру, что они поедут на Алтай.

Кирилл приходит в себя. Он сидит на полу в своем номере, напротив него Дина и китаец Пенг. Вы кто? Друзья. Чьи? Теперь и твои. Что вам нужно? Ты должен найти цветок папоротника. Что? Вы должны вместе с Артуром найти цветок папоротника, то есть повторить свой подвиг.

Хозяйка квартиры говорит Артуру: не слышишь, снова звонят? Артур в сопровождении негра идет отпирать двери. В квартиру врывается Саша, она кричит на Артура, упрекает его в том, что он в своей книге все переврал, что это Кириллл с Максом нашли цветок папоротника. А еще она недовольна тем, что Артур назвал ее в книге жирной слонихой, которая забыла дорогу в спортзал. Орэль внимательно слушает Сашу. Артур говорит ему: вот видите, это все не я, моя книга – просто сказка. Не надо брать меня на Алтай! Негр использует электрошокер против Саши. Орэль звонит по телефону.

Дина принимает вызов, слушает указания Орэля, говорит Пенгу: ситуация меняется. Сказано, что его надо беречь. Мы повезем его в Москву.

Крым. С Татьяной Андреевной разговаривает следователь. Она отвечает ему, что ничего не понимает, сказать по существу ничего не может. Она врач, но не патологоанатом, не эксперт. И что за надписи покрывают стены подземелья – тоже не знает. Она – не историк. Здесь до революции был монастырь.

Лика со Светой (жена Макса, на последнем месяце беременности) идут на день рождения Раисы. Та отмечает именины в беседке, расположенной во дворе ее дома, прямо на детской площадке.

Крым, психиатрическая клиника. Медбрат Олег сообщает главврачу о том, что состояние пациента Игоря Князева стабильное: он постоянно ползает, роет землю и что-то ищет. Завхоз клиники вытаскивает из кустов серебряный ящик, открывает его.

Беловодье, Храм двенадцати богов. Хранители обсуждают сложившуюся ситуацию. Вериты объявили им войну, теперь у них имеется средство, позволяющее лишать хранителейсилы. Наира говорит, что им нужна новая кровь. Для этого подходит кандидатура Кирилла, он хорошо себя зарекомендовал. С момента битвы с Агапой прошло время, Кирилл должен был набраться сил. Расмусвыступает против привлечения Кирилла. Но остальные хранители большинством голосов принимают решение о его приеме в ряды хранителей. Расмус говорит: вы еще об этом пожалеете! Он покидает храм.

Гулянка в беседке продолжается, на дворе уже темно. Света внезапно кричит, что у нее начинаются роды. Раиса предлагает ей потерпеть, не портить ее день рождения. Света соглашается: врачи сказали, что до родов еще пять дней. И Макс сейчас в тайге, билеты у него только на субботу.Во двор заезжает полицейская машина. Света снова кричит, ее в сопровождении Раисы и Лики полицейские везут в роддом. Раиса из машины звонит племяннику. Но вместо Макса по его аппарату отвечает таежник из его группы. Макс уехал на делянку к пациенту, сломавшему руку. Там связи нет. Раиса несет пьяную околесицу. Ее собеседник делает вывод: Света родила раньше срока дочь, хотя Макс говорил, что они ждут сына. Таежник едет на делянку и сообщает об услышанном Максу. Тот приходит в ярость и собирается в аэропорт: я вернусь в город и все исправлю.

В роддоме Светлане предлагают преждевременные роды, она отказываются, ее оставляют в роддоме под наблюдением.

Крым. Медбрат Олег обнаруживает под кустом труп завхоза. Его лицо обезображено так же, как и лица Юры и дяди Пети. Олег сообщает об этом Татьяне Андреевне, та вызывает следователя. Игорь находит серебряный ящик. Он ползет в пролом, по тайному ходу выбирается с территории лечебницы. Он выскакивает на дорогу, его чуть не сбивает автомобиль. Водитель опознает в Игоре пациента психиатрической лечебницы. Он предлагает подвезти его. Игорь открывает серебряный ящик, водитель смотрит на него.Игорь садится за руль автомобиля и уезжает. Труп водителя лежит на обочине.

Дина и Пенг волокут Кирилла по улице Владивостока. Если пикнешь – китаец выстрелит тебе в ногу. Навстречу им идет Макс. Ему не удалось без очереди купить билет на самолет. Кирилл говорит Максу, что его похитили. Макс помогает Кириллу сбежать. Они уходят от погони, садятся в автобус, на котором хотят добраться до аэропорта Воздвиженка, который находится в 150 километрах от Владивостока. Кириллу звонит Саша. Она говорит с братом в присутствии Орэля и его телохранителя. Кирилл говорит Саше, что он попытается вылететь в Москву из Воздвиженки. А ты пока никому не отпирай двери. Орэль звонит Дине и сообщает, куда направляется Кирилл.

Следователь, осматривая подземелье, спрашивает Татьяну Андреевну: а мог ли пропавший пациент Игорь Князев совершить убийство?Он буйный? Нет, он пребывает в состоянии овоща. Странный какой-то овощ, шустрый очень. Сумел проломить кирпичную стену без инструментов. И откуда он знал, что тут есть проход?

В автобусе остаются кроме Кирилла и Макса еще трое пассажиров: пожилой мужчина и две женщины в черном. Мужчина прерывает беседу Макса и Кирилла: вы сегодня никуда не полетите. Макс говорит мужчине, чтобы он отстал от них: у нас был очень тяжелый день. Кирилл хватается за телефон, но аппарат раскаляется и трескается. Кирилл роняет его на пол. Мужчина говорит Кириллу: я приглашаю тебя в гости. Не отказывай старику. Макс: никуда мы не пойдем. Мужчина: а тебя никто и не приглашал. Он поднимает руку, Макса начинает швырять по салону автобуса, затем он засыпает.Женщины, глядя в глаза испуганному Кириллу, приближаютсяк нему.

www.ivi.ru

Беловодье — утерянный миф или реальность?

Много народу шло в Беловодье… Много чудес говорили они об этом месте. А ещё больше чудес не позволено им было сказать.

Из рассказов старообрядцев

Где она, Священная земля люда русского, люда, Китеж-град утерявшего? Кто знает ответ на вопрос сей? Где древний град — духовный центр славян? К величайшему сожалению, в доступной для рядового читателя духовной и светской литературе вплоть до последнего времени не встречалось каких-либо конкретных упоминаний о Беловодье. В редких книгах можно встретить лишь краткое определение этого понятия. То Беловодье называется легендарной землёй, духовным центром Древней Веры и Белого братства; то райской местностью (Ирием), расположенным на востоке.

Говоря современно-жаргонным языком, Беловодье вполне можно было бы «обозвать» обособленной территорией, на которой проживали «духовно продвинутые», «просветлённые люди», Шамбалой. Русский народ сочинил целый цикл легенд, посвящённых Шамбале/Беловодью. Легенды эти воистину прекрасны. Звенят в них колокола подземных храмов. Из глубин озёрных вод доносится сладкозвучное пение незримого хора. А из недр гор выходят святые старцы — эдакие добрые седобородые волшебники — и благословляют прохожих с первыми лучами солнца. Под покровительством Беловодья люди обретали новые силы и учились управлять космической энергией. По мнению Рериха, сказание о Беловодье и восточное поверье о Шамбале суть близнецы-братья. Об этом он прямо пишет в программном своём трактате «Сердце Азии». Калачкара и «многое из циклов Гэсэриады», Беловодье и «чудь подземная», западноевропейский Грааль и русский Китеж — «всё это сошлось в представлении многих веков и народов около великого понятия Шамбалы. Так же как и вся громада отдельных фактов и указаний, глубоко очувствованная, если и недосказанная». И это — не домыслы, не натяжка и не попытка подтасовки. Концепция Шамбалы есть ни больше ни меньше как понятийная трансформация древнейших представлений о Белом острове Шветадвипа, что находится где-то в районе Молочного (Ледовитого?) океана и сопряжён с горой Меру.

Долгое время считалось, что легенды о Беловодье зародились в старообрядческой среде, среди староверов «никудышного» толка, которые не раз отправлялись в Беловодье, там надеясь найти дониконовское православие «во всей его чистоте и благодати». А может, и не правы те, кто утверждает, что староверы просто взяли да и расширили «сакральную географию» Китежа, соединив его с преданиями о волшебном Беловодье? И я в который уж раз пытаюсь выяснить, а не были ли эти самые староверы (столь подло оболганные в истории) хранителями «сакральной географии» реально существовавшего Китежа и реально существовавшего Беловодья. И если уж для Н. Рериха Беловодье и Шамбала были близнецами-братьями, то для меня Китеж и Беловодье есть сокровенное единство. Поверьте, это тоже отнюдь не домыслы.

Помните, я уже говорила о том, что Шамабала является более поздней по времени трансформацией названия Белого острова Шветадвипа? «Шветадвипа» — древнеиндийский топоним, но санскритская лексема «швета» по сути, да и по звучанию полностью тождественна русскому слову «свет». В общем-то топоним сей так и переводится — Страна света. Думаю, не стоит напоминать, где располагался летописный град Китеж — на Светлояре. Здесь тоже присутствует лексема «светлый». Но «светлый» — это ещё и белый. Шветадвипа же считается островом Света, окружённым водой. Вот и Беловодье, град Китеж незримый омывается водами. Неподалёку где-то от Китежа всё та ж Волга-матушка текла, священная Ра(Яр?) — река древности. Вот и подумаешь, что, может быть, не случайно звали славянские племена Беловодье «Ирием» (раем или Яром?): «И поныне с гор Иремель и Аваляк (Ирийских гор) стекает река Белая, которая впадает в Каму, а та — в Волгу. Это есть древнее русло Ра-реки, стекавшей, по предано, с Ирийской горьг» (А. Асов. «Атланты. Арии. Славяне»). И ведь именно эти выкладки вдохновили писателя П. Мельникова-Печерского на создание серии замечательных романов «В лесах» и «На горах». Начиналась же эта серия всё с той же легенды о подводном граде Китеже, заканчивающейся у писателя словами, что от слёз и страданий жителей город очистился и… стал белым. Вот и опять это слово «белый» — верная примета того, что легенда касается Беловодья.

Что-то подсказывает мне, что старообрядцы не просто искали Беловодье, а отлично знали, где таковое располагается, как его искать и как сохранить от «неверных». Домыслы? Но помимо легенд, у староверов была конкретная книга с картами, в мельчайших деталях описывающая путь в эту благословенную землю. Называлась сия книга «Путешественник», и была она почти что «бестселлером» в 1840–1850 гг.

Н. Рерих, связывающий широкое распространение легенды о Беловодье по территории Сибири исключительно с «северными буддийскими традициями», тоже получил «географическую наводку»: «Отсюда пойдёшь между Иртышём и Аргунью… Коли не затеряешься, то придёшь к соляным озёрам… И дойдёшь ты до гор Богогорши, а от них пойдёт ещё труднее дорога. Коли осилишь её, придёшь в Кокуши. А затем возьми путь через самый Ергор, к самой снежной стране, а за самыми высокими горами будет священная долина. Там оно и есть, самое Беловодье».

Рерих попытался дать следующую расшифровку: «Соляные озёра — это озёра Цайдама с их опасными переходами. Богогорши, или Богогорье, — это горный хребет Бурхан-Будда. Кокуши принадлежит к хребту Кокушили. А Ергор — самое высокое нагорье Чантанг у Трансгималаев». Казалось бы, вот оно, просто-то как! Знай шагай себе в Беловодье/Шамбалу, веди экспедицию, снаряжённую ОГПУ, раз «доверчивые» старообрядцы открыли все тайны, «проникнувшись» особой духовностью Н. К. Рериха. Ан нет, всё оказалось хитрее. Экспедицию Рериха «водили», дав «географическую» наводку туда, сам не знаю куда. «Доверчивые» старообрядцы на поверку оказались самыми настоящими стражами Порога. Поверьте, я не придумываю и ничего не преувеличиваю, все эти перипетии экспедиции описаны в путевых дневниках Н. Рериха. «Во время следования экспедиции, — пишет он, — …проводник каравана платком завязывает себе рот и нос. Почему? Ведь день не холодный. Он поясняет: „Теперь уже необходимы некоторые предосторожности, мы приближаемся к заповедным областям Шамбалы. Скоро мы встретим `сур`, ядовитый газ, которым охраняется граница Шамбалы“. Без зова, без проводника никто не дойдёт в это заповедное место». Проводники же экспедиции отказываются идти в некоторых направлениях, обнаружив им одним зримую границу Беловодья. И скорее дадут убить себя, пишет Рерих, чем поведут вперёд. Что ж, удивительного в том нет: экспедицию, снаряжённую ОГПУ, жители Беловодья не ждали. Может, самого Рериха они нашли бы «годным», может, и позволили бы ему «с ними остаться», да вот антураж Страны Советов в «Ирий» не пускал: благими намерениями НКВД-ОГПУ дорога была вымощена не в Беловодье/Шамбалу, а в ад, «погибельные опасности».

Кстати, и Пржевальский писал о том, что проводники специально заводили караваны в труднодоступные места, только чтобы не приблизиться к недозволенной местности. Их не пугала даже угроза расстрела. То же самое происходило в эпоху легендарных китайских императоров Яо и Шуня. Они формировали и отправляли на поиски Страны счастья сухопутные отряды и морские флотилии. Но посланцы императоров ни с чем возвращались домой. Вот и выходит, что нельзя найти по приказу власть имущих то, к чему должна стремиться собственная душа. Беловодье принимает только в том случае, «коли душа твоя готова достичь это место через все погибельные опасности».

Вот и сдаётся мне, что сознательно уводили проводники/стражи Порога/хранители экспедиции с просторов Сибири, Алтая да Урала, уводили от границ Беловодья. Почему я так думаю? Всё дело в том, что Урал и Сибирь — несомненные биосферные источники энергетического (космического) заряда. Согласно теории В. И. Вернадского, всё живое вещество планеты служит источником свободной энергии и оказывает непосредственное воздействие на жизнь людей. Так вот и Урал, и Сибирь, и, разумеется, Алтай — источники мощнейшей космической энергии. И далеко не случайно, далеко не просто так русский народ, мечтая о лучшей жизни, устремлял свой тоскующий взор на эти просторы. Именно об этом северном Ирин (рае) говорится в известном произведении XIV в. «Послании Василия Новгородского ко владыке Тверскому Феодору о земном рае». Здесь рассказывается о том, как две лодии новгородцев мучительно долго носило в шторм по Студёному морю, а затем прибило к высоким горам:

«И видеша на горе той… свет быстъ… самосиянен, яко не мощи человеку исповедати; и пребыша долга на месте том, а солнца не видеша… а на горах тех ликования много слышаху, и велия гласы вещающа».

А в полуапокрифическом «Мазуринском летописце» указывается, что легендарные князья Словен и Рус, правившие задолго до Рюрика,

«обладали северными землями по всему Поморью:…и до реки великой Оби, и до устья Беловодной воды, и эта вода бела, как молоко».

Почему я «за» эти места? Я уже писала о Белой реке, исток которой начинается у горы Иремель на Южном Урале, иначе — Ирийской горы. Беловодье же называют славянским раем — Ирием.

Да и гора Меру, легендарная гора Шамбалы/Беловодья, тоже может быть найдена на реальной географической карте. Вслушайтесь в название высочайшей алтайской горы — Белуха. И такое совпадение вовсе не случайность. Ведь Русь китежская и Беловодье соединены небесными, не побоюсь патетики, божественными узами. И особенно остро это чувствуется в Сибири, на Алтае. Вслушайтесь: рахмановские ключи… Эти тёплые, живительные ключи обладают такой мощной энергетикой, что шаманы ставят на их берегах свои жилища. Кто сказал, что не берут сии загадочные ключи начало своё в подземных туннелях Беловодья?! И кто сказал, что не получили они своё название в честь Белых братьев, в русских легендах издавна именуемых рахманами?! Помните, «Слово о рахманах»:

«Александр [Македонский], увидев их чудесную и недоступную другим людям жизнь… дивился таинственной премудрости этих людей… доживают многие из них до ста пятидесяти лет благодаря великой чистоте…»!

Но вернёмся к подножию горы Белухи. Уж где-где, а здесь точно присутствует нечто сверхъестественное. Какие-то особые энергии других, космических измерений. В некоторых местах достаточно поднести к скале кусок дерева, и он… вспыхивает сам по себе! Как же после этого остаться фомой неверующим, не уверовать в легенды русские?! Знаменателен и тот факт, что уводимый от истинного Беловодья (или уводящий членов огэпэушной экспедиции) Н. К. Рерих сближал названия Сибири с сакральным именем горы (Су)меру. В его путевых дневниках за 1926 г. можно найти следующую запись: «Куёт кузнец судьбу человеческую на Сиверных горах. Гроб Святогора на Сиверных горах. Сиверные горы — Сумыр, Субыр, Сумбыр, Сибирь — Сумеру. Всё тот же центр от четырёх океанов. В Алтае, на правом берегу Катуни, есть гора, значение её приравнивается мировой горе Сумеру…»

Белуха восхитила Рериха не одной своей высотой (4506 м). Поразила его легенда о том, что внутри Белухи существует древняя галерея, по которой можно подняться на вершину горы. Последними же хранителями тайны этой сокровенной были… русские старообрядцы, с которыми общался Рерих. Так что воистину фраза Рериха: «Алтай является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужиной всей Азии» — может быть названа пророческой. Но и это ещё не всё про Белуху. Местное население зовет её… Ак-Сумер, а великий русский мыслитель Н. Ф. Фёдоров рассматривал Алтай как неотъемлемое звено в общей цепи великих цивилизаций далёкого прошлого — от Египта и Месопотамии до Индии и Китая. И что-то подсказывает мне (назовём это интуицией), что звено это было пра…изначальным. Был и хозяин сакральный у горы Белухи — Алтай-ээзи. Он мог предупреждать людей о грозящей опасности: например, путём летнего изменения конфигурации ледников и снежного покрова на вершинах гор. Так что многое, очень многое говорит о том, что где-то здесь следует искать Беловодье.

Есть ещё несколько древних свидетельств, подтверждающих правильность моей версии. И первым из них можно назвать «Проскинитарий» Арсения Суханова, церковника, дипломата и писателя. Книга уникальная, а в связи с вопросом о географии Беловодья, так просто бесценная. У Суханова мы читаем:

«А город стоит якобы на острову. От Белаго моря стена городовая стоит подле самой воды; инде есть проход по берегу, а инде нет… башни частыя… А ворот от Белаго моря нет; и к тому берегу корабли не пристают, и никакого здания нет, и людей нет на том берегу…»,

«А выше того города гора вельми высока и крута, и с той горы можно тот город землёю засыпать валом»,

«Внутрь же града во всём граде житьё было под землёю, под палатами чудно устроено».

Яснее, казалось бы и написать нельзя: Беловодье расположено на севере, неподалёку от Белого моря. Но «ушлые» толкователи сакральных текстов твёрдо решили, что не так это, и всё тут! Что под Белым морем подразумевается Мраморное, а находится дивный город сей из «Проскинитария» поблизости от Царьграда-Константинополя, а может, и есть Царьград, вот только Арсений Суханов, древний да тёмный, почему-то об этом не догадывается. Печалит упрямство, помноженное на неграмотность. Что-то помнится мне из истории всемирной, что Царьград, он же Константинополь, он же Стамбул, был городом торговым и многолюдным и уж морскую торговлю вёл всяко. Такое ощущение, что Арсений Суханов попадает в другой Царьград, где проходов морским кораблям не имеется, где малолюдно в окрестностях, да и живут, как «чудь белоглазая», под землёй. Вероятно, следует всё-таки отказаться от завидной версии с Мраморным морем, с перепугу превратившимся на мгновение в Белое, да признать, что Арсений Суханов не прибивал свой щит, вернее, «Проскинитарий» ко вратам Царь-града.

Впрочем, это нисколько не исключает вероятности того, что он действительно описывал другой Царьград… Аркаим. Да-да, тот самый! Поскольку в «Веде славян» чётко дано древнее имя этого города: Кайле-град, что в переводе означает Царский град. О чём Суханов, вероятно, прекрасно знал.

Есть у меня в запасе ещё одно потрясающее свидетельство сибирско-северной географии Беловодья — «Роспись Китайскому государству и Лобинскому, и иным государствам» Ивана Петлина, начальника одной такой северной экспедиции 1618 г., переводчика, знатока китайского и монгольского языков. Здесь дан удивительнейший маршрут в Беловодье. Судите сами: «китайский» город Яр(!) — Туе (Туле — ?) — Белый город. И что хотите со мной делайте, но вряд ли меня убедят скупые сведения комментаторов данного текста, что Яр — это монгольское название г. Хуайлай, а Белый город — г. Чанпин! Я, конечно, монгольским не владею, но в существование Яра на Светлояре, на Ра-реке поверить могу, а вот в реальном Китае — нет, в Китае ж китежском — пожалуйста! Петлин даёт потрясающие сведения о Белом городе:

«А город каменной, бел, что снег, потому словёт Бел-город… А во храмех у них образы… вызолочены з головы и до ног сусальным золотом… образы писаны мудрёны».

Русский человек начала XVII века, православный дальше некуда, протухлой водички атеизма и иноверия ещё не хлебнувший, ни за что не пошёл бы в нехристианский, тем паче китайский (для него что антихристов) храм, но, даже и зайдя всё-таки, не стал бы о том в письменном виде признаваться, старательно описывая «образа». А вот храмы Беловодья, улицы Ярского (Светлоярского?) града он бы действительно стал описывать тщательно и с любовью, ощущая, что «в ряд войдёшь, ино манне уподобишься», то есть сподобишься вкусить манну небесную. Для Петлина Беловодье, по его же словам, «иное государство», расположенное на «великой Оби».

via

taynikrus.ru

Беловодье: где это

Так как бегуны часто уходили за тысячи километров от дома в поисках лучшего места для житья, именно этими старообрядцами был создан и популяризирован образ сказочного края Беловодья – в 1893 году даже появилась легенда о поиске Беловодья в X веке отцом Сергием, посланником князя Владимира в течение 56 лет: «Один из мудрецов, приехавших с Востока, сказал, что ему в свое время его учитель, старец мудрец, поведал, что далеко на востоке существует где-то страна Беловодье, – сказочная обитель вечной красоты и истины, и что туда, по его разумению, и нужно обращаться за советом, но что одна из особенностей той страны та, что не всякий ее может найти, туда доехать и в нее проникнуть, а только избранный – кто позван».

Разброс возможных мест нахождения таинственной страны, от Урала до Крайнего Севера, возможно, связан с тем, что по мере того, как русские продвигались на восток, захватывая все новые земли, Беловодье, потусторонняя и далекая страна, отдалялась в легендах все дальше и дальше.

Рерихом была записана легенда о том, что Беловодье находится неподалеку от Алтая, за высокими горами: нужно идти через Богогорши, Кокуши и Ергор, а затем за священной долиной находилась страна, в которой «живет Высшее знание и Высшая мудрость на спасение всего будущего человечества». Рерих связывал эту обетованную землю с Шамбалой и совершил экспедицию на Алтай, в ходе которой ему удалось прикоснуться к великой тайне: «Когда мы не так давно проехали через алтайские высоты, нам показали пути и потаённые, ведомые лишь избранным, далёкие тропинки к Священным местам, именуемым Беловодье».

Рерих считал, что легенда о Беловодье пришла к алтайскому населению от живущих неподалеку буддистов: так предание о Шамбале заимело русский аналог. Сегодня в Верхнем Уймоне на Алтае в память о экспедиции Рериха в бывшем старообрядческом доме находится музей его имени.

russian7.ru

Беловодье: где находился рай для русских

В представлении старообрядцев Беловодье - рай на земле, войти в который может только тот, кто чист душой. Беловодье называли Страной справедливости и благоденствия, но насчет того, где оно находится люди спорят до сих пор.

Старообрядческая легенда о русском рае – Беловодье – впервые возникла в XVIII веке, своими корнями она восходит к мистическим топосам славян – раю-ирию и невидимому Китеж-граду. В фольклоре Беловодье характеризуется как чудесная страна свободы, без бедных и богатых, без крепостного права и преступников, оплот веры православной, в котором живут одни лишь праведники.

Страна Белых Вод была открыта только для добродетельных людей, и находилась она по разным версиям на Крайнем Севере, «в Поморье, от реки великой Обь до устья Беловодной реки», в Сибири, на Урале, а также на Алтае, где селились в XVIII веке старообрядцы-бегуны.

Невидимый город Китеж стал объектом культа и поводом для создания многочисленных легенд также благодаря бегунам. В их книге «Китежский летописец», написанной примерно в 90-е годы XVIII века, и были найдены первые упоминания о нем.

Китеж-град описывался так: «Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. Скрылся он чудесно, божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошел воевать Русь Китежскую».

До сих пор ходят слухи, что в Китеж может пробраться только тот, кто смел сердцем и чист душой, а иные люди могут порой услышать тихий звон колоколов и пение, доносящиеся будто бы из ниоткуда, или из-под озера Светлояр: «И досель тот град невидим стоит,- откроется перед страшным Христовым судилищем».

Другой параллелью с легендой о Беловодье является старинное верование о рае, ключи от которого находятся у перелетных птиц. Таинственный славянский рай – ирий – впервые появляется на страницах «Поучения» Владимира Мономаха: «И сему ся подивуемы, како птица небесныя изъ ирья идут, и первѣе въ наши руцѣ, и не ставятся на одиной земли, но и силныя и худыя идут по всѣмъ землямъ Божиимь повелѣньемь, да наполнятся лѣси и поля».

Под ирием подразумевалась страна, куда на зиму улетают птицы – это волшебный край без холодов, где прячется во время заморозков вся природа. Страна эта считалась или подземной, и в ней жили змеи, или очень удаленной от Руси, находящейся за горами и лесами – в нее летели птицы. Ирий по преданию открывался ключами, хранящимися у одной из птиц – по разным версиям, кукушки, вороны или жаворонка.

Попасть в ирий можно было и через омут или водоворот, а помимо перелетных птиц и змей, издавна считавшихся в индоевропейских поверьях животными-символами потустороннего мира, в ирии также жили души умерших. С представлениями об ирии был связан и магический ритуал захоронения крыла птицы в начале осени.

Так как по его словам бегунам «достоит таитися и бегати», сотни старообрядцев решили переселиться  вглубь страны, уйти в добровольную ссылку в Сибирь.

Бегуны презирали государственные символы, и потому даже не брали с собой денег, на которых можно было найти российский герб, а также изготовляли самодельные паспорта. Не все из бегунов странствовали – некоторые только принимали себе подобных, что также зачитывалось им как путешествие.

В книге «Путешественник», написанной старообрядцем Марком, встречается упоминание о нахождении Беловодья. Его путь начинается в Москве, проходит через Казань, Екатеринбург, Тюмень, Барнаул, далее монах оказывается в алтайских деревнях, идет через Китай к «окияну», в котором на «Опоньском» острове находится Беловодье, заселенное православными «ассириянами» и русскими. Земля эта упоминается также в связи с тем, что на нее никогда не придет.

Так как бегуны часто уходили за тысячи километров от дома в поисках лучшего места для житья, именно этими старообрядцами был создан и популяризирован образ сказочного края Беловодья – в 1893 году даже появилась легенда о поиске Беловодья в X веке отцом Сергием, посланником князя Владимира в течение 56 лет: «Один из мудрецов, приехавших с Востока, сказал, что ему в свое время его учитель, старец мудрец, поведал, что далеко на востоке существует где-то страна Беловодье, – сказочная обитель вечной красоты и истины, и что туда, по его разумению, и нужно обращаться за советом, но что одна из особенностей той страны та, что не всякий ее может найти, туда доехать и в нее проникнуть, а только избранный – кто позван».

Разброс возможных мест нахождения таинственной страны, от Урала до Крайнего Севера, возможно, связан с тем, что по мере того, как русские продвигались на восток, захватывая все новые земли, Беловодье, потусторонняя и далекая страна, отдалялась в легендах все дальше и дальше.

Рерихом была записана легенда о том, что Беловодье находится неподалеку от Алтая, за высокими горами: нужно идти через Богогорши, Кокуши и Ергор, а затем за священной долиной находилась страна, в которой «живет Высшее знание и Высшая мудрость на спасение всего будущего человечества». Рерих связывал эту обетованную землю с Шамбалой и совершил экспедицию на Алтай, в ходе которой ему удалось прикоснуться к великой тайне: «Когда мы не так давно проехали через алтайские высоты, нам показали пути и потаённые, ведомые лишь избранным, далёкие тропинки к Священным местам, именуемым Беловодье».

Рерих считал, что легенда о Беловодье пришла к алтайскому населению от живущих неподалеку буддистов: так предание о Шамбале заимело русский аналог. Сегодня в Верхнем Уймоне на Алтае в память о экспедиции Рериха в бывшем старообрядческом доме находится музей его имени.

На данный момент считается, что реальным прообразом волшебной страны был Бухтарминский край (в народе – Камень) на Алтае: именно там жили староверы, ушедшие на восток после гонений патриарха Никона. Место, где обитали так называемые «каменщики», беспоповцы поморского согласия, а также жившие вместе с ними беглые каторжники и крестьяне называлось Беловодьем.

Там они жили без барского присмотра, отличительной особенностью поселений каменщиков была удивительная чистота на улицах и особая раскраска фасадов построек. За воровство и ложь старообрядцы могли выгнать за общины, жили они большими семьями по 15-20 человек, не курили и не пили, строго соблюдали каноны православной веры и с малолетства занимались тяжелым трудом.

Беловодье не входило в состав Российской Империи до 1791 года. Возможно, что именно такая жизнь, островок свободы и чистоты, как материальной, так и духовной, и стал прототипом для создания сотен легенд о волшебном Беловодье. А молочные реки и кисельные берега стали лишь символическим воплощением образа чистоты православной веры и белых вод замерзших озер.

russian7.ru


Смотрите также




При копировании материалов сайта, пожалуйста, оставляйте ссылку на наш ресурс. © 2012 - 2019 "Познавательный портал yznai-ka.ru!"