Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Бар мицва что это такое


Бар-мицва - это что такое? Еврейские традиции

Бар-мицва – это один из главных еврейских праздников, всегда ожидаемый с волнением и радостным предвкушением. Буквально с иврита переводится как «сын заповеди». Это еврейское совершеннолетие.

Что это такое?

Бар-мицва – это день, в который человек, по еврейским законам, становится взрослым, следовательно, способным отвечать самостоятельно за собственные поступки. Стоит отметить, что у мальчиков такой возраст – 13 лет, у девочек – 12. При этом во многих реформистских или консервативных синагогах девочки празднуют еврейское совершеннолетие с мальчишками вместе.

До данного момента ответственность за полное соблюдение ребёнком традиций и законов иудаизма несут родители. Зато совершеннолетний человек получает уже свои обязанности и права: право учить Тору, исполнять ее заповеди, а также право жениться. Хотя новый год во взрослой жизни человека начинается не только с этого.

Бар-мицва – это очень торжественный, важный и невероятно веселый день. В этот момент приглашаются близкие и друзья. Приобретается нарядная одежда, ребенку устраивается грандиозный праздник, благодаря чему именинник себя чувствует взволнованно и радостно. При этом совершеннолетие отметить на Святой Земле вдвойне удивительно и необыкновенно.

Еврейские традиции предполагают, что, когда ребёнок достигает совершеннолетия, он начинает полностью отвечать за собственные поступки. Но это еще не все. Он становится бар-мицва (мальчики) или бат-мицва (девочки). До этого момента, повторимся, полную ответственность за то, как ребенок соблюдает традиции и законы иудаизма несут его родители. Как только дети достигают этого возраста, они берут на себя ответственность за соблюдение ритуальных, этических и остальных норм иудаизма. Кроме того, они получают право принимать участие во всех сферах деятельности еврейской общины.

Еврейские традиции

Достижение периода бар-мицвы в основном связано с тем, что молодого человека вызывают к чтению небольшого отрывка Хафтары и/или Торы в период Шаббата, кроме того, другого богослужения. Кроме того, его могут привлечь к обучению Торе, к обсуждению недельной главы. При этом что именно во время службы должен делать мальчик, изменяется в зависимости от конкретного направления религии, а еще зависит от традиций определенной общины. Вне зависимости от характера празднования, мужчины после 13 лет становятся ответственными полностью за соблюдение всех законов иудаизма (девушки — после 12).

Основное количество представителей ортодоксального иудаизма полностью отвергают идею ведения женщинами богослужения и публичного чтения ими Торы. Но публичное празднование достижения ребенка возраста бат-мицва прочими способами очень сильно проникло в харедим, а также в часть направлений ортодоксального иудаизма. В данных общинах девушки могут, к примеру, прочитать маленькую лекцию на различные еврейские темы, выучить главу Танаха, прочитать какие-то молитвы из сиддура или фрагменты других текстов.

Обязанности и права

С того момента, как еврей достигает возраста бат-мицва, перед еврейским законом он несёт ответственность как взрослый, о чем уже говорилось выше. Приобретаемые обязанности и права включают:

История

Во времена Талмуда, Мишны и Танаха современная практика празднования еврейского совершеннолетия еще не существовала. В книгах Числа и Исход возраст совершеннолетия, допустимый для армейской службы, составляет 20 лет. В Мишне 13 лет указывается как возраст, при достижении которого мальчик должен соблюдать законы Торы. Так, с 5 лет мальчики изучают Тору, с 10 — Мишну, с 13 лет исполняют полностью все заповеди.

Бар-мицва – это термин, который появился впервые в Талмуде (в пятом веке). Он обозначал мальчика, к которому применимы были все законы Торы. При этом в Талмуде указано, что клятвы человека после исполнения 13 лет приобретают полную юридическую силу, а также, что это итог его становления настоящим «мужчиной», как того требует Чис. В современном смысле термин «бар-мицва» не прослеживается до XIV века. Стоит отметить, что более старыми определениями были «гадоль» и «бар-оншин» (способный подвергаться наказанию за свои проступки).

Вторая бар-мицва

Среди религиозных евреев есть также обычай праздновать вторую бар-мицву, что происходит после достижения 83 лет. Интересно, что логика в этом заключается в том, что «простая» продолжительность жизни человека составляет примерно 70 лет, следовательно, 83-летний старик рассматриваться может как 13-летний, только в «добавочном времени». Данная практика сегодня становится всё более популярной.

Подарки

Ребенку, празднующему бар-мицву, обычно дарят подарки. Классическими дарами являются книги с образовательной или религиозной ценностью, вечные перья, различные предметы религиозного обихода, сберегательные облигации (для того чтобы их применять для дальнейшего образования), а также всевозможные подарочные сертификаты. Сегодня всё чаще на совершеннолетие дарят наличные.

Интересно, что, как и в благотворительности, здесь становится распространенным давать сумму, которая будет кратной восемнадцати. Принято при этом, чтобы бар-мицва из денежных подарков делал личную свою первую мицву (пожертвование), которая была бы направлена на благотворительность. От родителей мальчик получает на праздник первый талит.

Проступки и заповеди

Как только еврейский мальчик стал совершеннолетним, он должен себя вести, как подобает настоящему мужу или богатырю, который покоряет свое дурное начало, при этом постоянно возбуждает доброе. Учитель и отец должны помогать ребенку, начинающему этот путь. Им необходимо помочь понять ему и осмыслить все новое, что появилось в нем сейчас, а также в чем заключаются его обязанности с нынешнего момента.

Новое — это принятие мальчиком на себя навсегда бремени заповедей Всевышнего и абсолютная невозможность свержения его когда-либо с себя. В то время как его обязанность — опасаться пробуждения дурного начала, постоянно его подстерегающего, беречься от возможного совершения проступка. Он должен всем сердцем верить, что Творец ему дал для этого достаточно сил.

Обычаи и законы праздничного дня

Дети заповеди Торы исполнять не обязаны. Мальчик, как уже говорилось выше, начинает это делать с тринадцати лет, еврейская девочка — с 12. Когда они этого возраста достигают, считается, что к ним приходят вместе с этим и остальные признаки зрелости.

В случае если ребенок появился 1-го числа месяца нисан, бар-мицва он становится 1-го числа месяца нисан 14-го года жизни.

В случае если мальчик родился в месяце адар не високосного года, при этом 13-й год его жизни оказался високосным (было два месяца адар), ребенок становится бар-мицва лишь в день рождения во 2-м адаре.

В случае если ребенок появился в високосный год в адаре и 13-й год его жизни оказался также високосным, тогда, если он появился на свет в 1-м адаре, бар-мицва он становится также в 1-м адаре; если же мальчик родился во 2-м адаре, то также во втором адаре он становится бар-мицва. При этом если 13-й год его жизни был обычным, то совершенно безразлично, появился он на свет в 1-м или во 2-м адаре – как только наступает день его рождения в адаре, он автоматически становится бар-мицва.

Бар мицва

В жизни каждого человека наступает переломный момент — переход от детства ко взрослой жизни. Вроде еще вчера ты беззаботно бегал и резвился, а уже сегодня несешь ответственность за свои поступки. И хотя в большинстве стран считается, что ребенок стал полностью взрослым и самостоятельным при достижении 18 лет, а за ряд действий молодые люди несут ответственность уже с 16 лет, а за некоторые — вообще с 14.

А вот у евреев все по-другому. В Израиле совершеннолетним считается человек с 13 лет для мальчиков и с 12 лет для девочки. Хотя это совершеннолетие и религиозное, но при достижении детей данного возраста, за их поступки перестают нести ответственность родители. Такой переход во взрослую жизнь и носит название бар- или бат-мицва в зависимости от пола ребенка. Дословно этот термин переводится как сын и дочь заповедей.

Почему решили выбрать именно этот возраст как переломный? Еврейские дети еще с пяти лет начинают осваивать Письменную Тору, с 10 — Мишну. Но вот с 13 лет им разрешено исполнять все заповеди, так как считается, что только с этого возраста они способны осознать смысл заповедей. Да и если обратится к источнику обряда — Торе, то в ней можно найти рассказ о двух мальчиках, которые жаждая мести за сестру, ворвались в город. Оба они упоминались как «иш», что в переводе обозначает взрослый мужчина. Тут же отмечено, что один из них был в возрасте 13 лет. Исходя из этого, ребенка можно начинать считать взрослым не раньше, чем после достижения тринадцати лет.

Опираясь на Тору, как главный источник религиозной информации, были сформированы иудейские законы. Согласно им бар-мицва/бат-мицва празднуются, когда ребенку исполнилось 13 лет и один деть или12 лет и один день соответственно. В консервативном и реформистском иудаизме юноши и девушки отмечают праздник одновременно, в 13 лет и 1 день. Теперь ребенок самостоятельно отвечает за соблюдение им этнических, ритуальных и других норм иудаизма. Кроме этого, они становятся равноправными членами еврейского общества. До сего момента мальчики обязаны ходить в вечернюю школу, иначе они не смогут отметить праздник в синагоге.

Как проходит обряд бар мацва

Существует два обязательных действия, которые необходимо совершить, дабы церемония прошла по всем правилам. Первое — наложение тфилин. Под этим названием скрывается элемент молитвенного наряда иудейского народа. Представляет собой две крохотные коробочки, изготовленные из кожи кошерных животных и окрашенные в черный цвет. В них вложены написанные на пергаменте отрывки из Торы. Одна из коробочек с помощью кожаных ремешков одевается на лоб, ближе к линии роста волос, а другая — на левую руку, между локтем и плечом, слегка повернув к туловищу. Возможно, именно из-за тфилина выбран возраст совершеннолетия, так как его можно накладывать только с 13 лет. И все дело вот в чем…

Согласно иудейским законам, изложенные на пергаменте отрывки доступны для понимания только созревшему человеку. И только зрелый человек способен полностью сконцентрироваться на прочтении молитв, выкинув из головы всякие дурные мысли и осознано сделать свой выбор. А именно в этом возрасте наступает период «созревания» человека. Прежде чем надеть тфилин, необходимо прочесть благословение. Во время ритуала необходимо стоять и до конца действия сохранять спокойствие и молчать. Обряд не проходит по субботам и праздникам, прописанным в Торе.

Следующий этап празднования — Алия ле Тора или вызов к Торе. Все иудеи постоянно посещают синагоги. В некоторые дни, а именно: в понедельник, четверг, субботу и определенные праздники, к обычным службам добавляется еще и чтение свитка Торы. В этот момент к священному документу могут вызвать одного из присутствующих. Но сам читать свиток он не может. Делает это за него специально обученный человек, как бы от имени вышедшего.

Впервые удостаиваться такой чести ребенок мужского пола именно в момент празднования бар мицвы. Таким образом вся община подчеркивает свое уважения к ее новому члену и показывает, что юноша стал полноправным участником общины. Если же вызванный к Торе не имеет права ее читать, то на такого человека возлагается ответственная миссия. Он подходит к свитку, разворачивает его и руками выделяет отрывок, который собираются прочитать во время службы. Теперь ему необходимо поцеловать кисти своих рук, а затем произнести благословение. После прочтения вызванный повторяет свои действия, сворачивает Тору и вновь произносит благословение.

Во время посвящения во взрослую жизнь отец мальчика стоит возле него. Когда заканчивается прочтение Торы, он произносит благословение. В нем отец выражает благодарность господу, за то, что тот позволил ему вырастить и воспитать ребенка, и теперь тот сам отвечает за себя. Кроме этого, так как до совершеннолетия отец нес всю ответственность за сына, подсказывал ему как действовать в той или иной ситуации. Все неверные поступки ребенка были и неудачами отца, больно ранили его родительское сердце. Теперь он рад, что с этого момента поступки сына перестанут быть его болью и карой за неправильное воспитание отрока.

В конце церемонии новоиспеченного члена общества принято посыпать конфетами и орехами. Ему желают счастья и благополучия в новой взрослой жизни. От этого обычая берет начало традиция осыпать на свадьбе молодых. Ведь они так же начинают новую страничку в жизни. А кроме этого, совершеннолетний юноша уже может стать женихом.

Завершается торжественный день трапезой. На ней новоиспеченный член еврейского общества произносит торжественную речь, в которой выражает благодарность родителям за терпение и труд в его воспитании. Свою зрелось он подтверждает собственно подготовленной речью,  некоторых отрывков из Торы либо отвечает на вопросы по ней, демонстрируя свою образованность.

Здесь пышность оформления и разнообразия блюд вовсе не важны. Главное то, как молодой человек справится с заданием.

Как отмечают бат мицву

В отличие от бар мицва, во время бат мицвы церемония празднования менее пышная и, как правило, проходит в семейном кругу. Из гостей могут быть только подруги. Девушка также должна произнести слова благодарности ее родителям и продемонстрировать свои знания и понимания Торы. У ортодоксальных евреев эта церемония не прижилась. Для них неприемлемо появление женщин на службе в синагоге.

Подарки на бар мицву

Молодым людям, отмечающим бар- и бат-мицву, принято дарить подарки. Так как евреи народ очень верующий, что особенно касается ортодоксальных евреев, то главным подарком для виновника торжества считается книга. И это не просто какая-то художественная литература. Она обязательно должна соответствовать религиозной или образовательной тематике. Кроме этого дарят религиозные предметы, необходимые в повседневной жизни, облигации, подарочные сертификаты.

Современный мир заставляет вносить корректировки в привычный ход событий. Поэтому все чаще облигации заменяют на наличные деньги, которые совершеннолетний человек обязан потратить на дальнейшее свое обучение. Сумма должна непременно быть кратной восемнадцати. Кроме этого, из подаренных денег юноша обязан выделить некую суму на благотворительное пожертвование. Так как с этого момента бар-мицва будет молиться наравне с остальными членами общества, то родители дарят ему специальный молитвенный наряд.

Что ждет прошедших обряд

Теперь юноши и девушки становятся полностью ответственным за все свои деяния. Должны регулярно вместе со всеми членами общины посещать все службы, на которых парень может быть призван к прочтению Торы или стать участником миньяне.

Тора содержит 613 законов и все их необходимо соблюдать после празднования бар мицва. Когда юноша становиться совершеннолетним он может оформлять на себя собственность. Если есть желание, то может выбрать себе девушку и узаконить с ней отношения путем вступления в брак. Для нашего человека этот факт кажется абсолютным нонсенсом. Ведь какой из подростка может быть муж? Он сам еще как ребенок и ему хочется вдоволь пожить для себя. Но еврейские дети воспитаны абсолютно по-другому. Их с ранних лет учат быть самостоятельными и готовят к обряду посвящения во взрослую жизнь.

История праздника

Казалось бы, такой серьезный обряд, как празднования совершеннолетия, должен иметь глубокие корни. Увы, если верить священным писаниям, то в современном виде бар мицва отмечается не так давно. Ранее считалась, что только в двадцать лет становятся взрослыми, так как в этом возрасте юноша уже готов нести воинскую службу.

Первые упоминания о бар мицва появились в священных книгах только в пятом веке. И то, они означали, что последствия действий такого человека можно рассматривать через призму законов Торы. То есть, когда юноша достигает тринадцатилетнего возраста, все его клятвенные обещания наделяются юридической силой. Теперь он не может как юнец, бросить свои слова на ветер. За все действия он отвечает как взрослый мужчина. В современном же смысле слово бар мицва стало употребляться только после XIV века. До этого использовались другие слова, обозначавшие не совершеннолетний, а взрослый или способный нести наказания.

Иногда можно обнаружить упоминания о так называемой второй бар мицве. Связанно это с тем, что евреи в среднем живут не более семидесяти лет. Но как у любого народа, среди них случаются долгожители. Поэтому, если в религиозной общине человеку исполнилось 83 года, то есть он на 13 лет пережил своих соотечественников, ему разрешают отметить свое второе совершеннолетие. Этот довольно необычный факт становится все более популярным из-за увеличения числа «долгожителей». А кто-то считает, что не стоит ждать своего «второго совершеннолетия», а нужно его отмечать через каждые 13 лет, тем самым демонстрируя свое уважение к религии и народу.

Стремятся отпраздновать свое совершеннолетие не только евреи, обитающие на израильских землях, но и живущие далеко за ее пределами. Некоторые, утратившие свою религиозность под влиянием иного общества, хотят вернуться к своим корням. Поэтому часто встречаются евреи, отмечающие свое совершеннолетие уже в достаточно зрелом возрасте имея полноценную семью.

Бат мицва — совершеннолетие у девушек

Бат-мицва (בַּת-מִצְוָה, буквально «дочь заповеди») — достижение еврейского совершеннолетия девушками в возрасте 12 лет. Начиная с возраста бат-мицвы девушка обязана соблюдать заповеди (мицвот), исполнение которых предписано еврейской женщине. Подобно этому, достижение еврейского совершеннолетия юношами в их 13 лет называется бар мицва (буквально «сын заповеди»). Возрастная граница бат-мицвы — 12 лет — является законом, полученным Моисеем на горе Синай — алаха ле-Моше ми-Синай(ср. трактат Талмуда Кидушин, 16б).

До этого времени также принято приучать детей к исполнению заповедей, однако и награду, и наказание за их поведение получают родители, а точнее, отец. После бат-мицвы или бар-мицвы молодые люди начинают отвечать за свои поступки и вступают в те отношения с Б-гом, которые называются Заветом. Теперь, выполняя мицвот, они сами получают награду — в этом и в Будущем мире (как известно, в этом мире нам дается возможность «заработать» долю в Будущем и получить награду за исполненные заповеди и добрые дела).

Время для наказания, однако, сразу после бат-(бар-)мицвы еще не пришло. В книге Зоар говорится, что Небесному суду человек подлежит только с 21 года.

Какие заповеди обязаны исполнять женщины? [↑]

Вступая в возраст бат-мицвы, девушка начинает соблюдать заповеди также, как всякая еврейская женщина.

Как известно, женщины не обязаны соблюдать все заповеди. Из 613 мицвот, предписанных Торой, а также заповедей, установленных мудрецами, они выполняют в полном объеме лишь запретительные(«ло таасе») — такие, как не красть, не есть некошерное, не нарушать Субботу. Из предписывающих заповедей («асе») женщины не должны соблюдать те, которые связаны с определенным, конкретным временем («мицвот ше-а-зман грама») — носить цицит, накладывать тфилин (и то, и другое делают только в светлое время суток), жить в шалаше-сукке в праздник Суккот, молиться все обязательные молитвы и т.д.

Но предписывающие заповеди, не связанные со временем, женщины также обязаны исполнять, например: установление мезузы, произнесение благословений, отделение халы от теста, возвращение пропажи и др..

Существуют, правда, и исключения — обязанность зажигать субботние свечи и свечи Хануки, есть мацу (пресный хлеб) в праздник Песах, слушать Мегилат Эстер в праздник Пурим. Женщины также не обязаны учить Тору, хотя это и не связано с определенным временем. Тем не менее они должны изучать законы тех заповедей, которые обязаны исполнять (все эти вопросы подробно разбираются в книгеД.Айзенберга «Так скажи дому Яакова»).

Чем объясняется такое отличие женщин от мужчин?

Мы знаем, что мицвот даны для того, чтобы возвысить и очистить нашу душу, удостоить нас вечной награды. Но женщина от природы более совершенна и не нуждается в такой постоянной работе над собой, как мужчина. Свою награду она получает за другие вещи — скромность, добрые дела, заботу о своей семье, воспитание детей в духе Торы. Женщина освобождена от исполнения заповедей, связанных со временем, также потому, что это может помешать ее прямым обязанностям, нарушить порядок и спокойствие в доме.

Существуют, правда, заповеди, которые возложены именно на женщин. Это зажигание субботних свечей, отделение халы и некоторые аспекты законов семейной чистоты.

Как празднуют бат-мицву? [↑]

Поскольку женщины, в отличии от мужчин, не участвуют в общественных молитвах, никакой официальной церемонии по поводу вступления девушки в возраст бат-мицва не проводится.

Однако в наше время некоторые семьи стараются каким-то образом отметить это важное событие — например, устроить праздничное застолье, пригласив на него подруг дочери.

Можно в этот день съездить на могилы праведников или к Стене Плача, помолиться и почитать Теилим (Псалмы), или сходить к какому-нибудь уважаемому раввину и попросить благословения. Хорошо также замесить тесто в количестве, требующем «отделения халы», чтобы девушка смогла первый раз в жизни выполнить заповедь отделения халы, а потом всей семьей испечь халы, булочки и пироги.

Бар/Бат-мицва. Еврейское совершеннолетие

Что такое Бар-мицваБар-мицва в первоисточниках

ТфилинПочему с 13 летЧто такое тфилинПорядок надевания тфилинАлия ла Тора - вызов к ТореПорядок вызова к ТореТрапеза в честь праздника — Сеудат мицва

Драша

Индивидуальне занятияКак отпраздновать Бар-мицву

О Бар/Бат-мицве

Что такое Бар-мицва

В традициях многих народов отмечается момент перехода от детства к взрослой жизни. В чем же состоит отличие ребенка от взрослого? Каждый народ выдвигает свои критерии взрослости, и эти критерии, как правило, связаны с тем, как тот или иной народ осознает себя, в чем видит свои отличительные особенности, что считает для себя самым важным. Каковы же критерии взрослости в еврейской традиции? С самого момента своего рождения еврейский народ осознавал себя как народ, который связан с Б-гом особыми отношениями завета, избранный народ. Соответственно, критерием взрослости здесь становится способность человека быть частью этого завета, принять на себя «иго заповедей» и самостоятельно нести ответственность за их исполнение. Эта способность, в представлениях еврейской традиции, и делает человека взрослым. Кстати, «Бар-мицва» переводится как «сын заповеди». С точки зрения еврейской традиции, ребенок становится взрослым в 13 лет. До этого момента вся ответственность за воспитание и поступки ребенка лежит на родителях, и потому принято, что в день Бар-мицвы отец произносит благословение:

«Благословен Тот, Кто освободил меня от наказания за этого (ребенка)».

Таким образом, родители «отчитываются» о результатах своего «труда воспитания», и как бы «передают» своего сына общине, которая представляет на этом торжестве весь народ, и таким образом ребенок становится полноправным членом общины (народа). Именно поэтому некоторые обычаи празднования Бар-мицвы делают это торжество похожим на своего рода «вступительный экзамен» (например, Драша — выступление с рассуждениями о Торе). И потому Бар-мицва — это не только семейный праздник, но и праздник всей общины, всего еврейского народа.

Бар-мицва в первоисточниках

Почему обязанность исполнения заповедей наступает именно в этом возрасте?

Мишна в трактате Пиркей Авот постановляет: «С 5 лет изучают Письменную Тору, с 10 — Мишну, с 13 — исполняют все заповеди».

В Торе рассказывается о том, как сыновья Яакова Шимон и Леви ворвались в город Шхем, чтобы отомстить за свою сестру Дину. Каждого из них Тора называет словом «иш» («муж») — т.е. «взрослый мужчина». При этом известно, что младшему из братьев — Леви — было в этот момент ровно 13 лет. Следовательно, по Торе, самый ранний возраст, когда мальчик может быть назван мужчиной — 13 лет. С этого возраста ребенок способен понять и осознать ценность заповедей, и всю полноту своей ответственности перед Б-гом. Почему для девочек этот возраст наступает на год раньше? Девочки достигают до определенного момента развиваются быстрее, чем мальчики, соответственно они раньше достигают необходимой степени взрослости.

В этом возрасте у человека появляется способность осознанно и самостоятельно выбирать свой путь в жизни. Устная Тора так рассказывает о сыновьях праотца Ицхака — братьях-близнецах Яакове и Эйсаве: «до 13 лет оба ходили в школу и возвращались вместе домой; после достижения этого возраста один отправился в синагогу, а другой — к идолам».

Законы и обычаи празднования Бар-мицвы

В церемонии бар-мицвы главными являются два момента: накладывание тфилин и алия ла тора (восхождение к Торе).

Тфилин

Одна из заповедей, которую начинают выполнять по достижении возраста Бар-мицвы — это заповедь накладывать тфилин. Это заметная перемена в жизни нового члена общины, так как в отличие от многих других заповедей, к исполнению которых ребенок приучается с малых лет, заповедь накладывать тфилин начинают исполнять только с возраста Бар-мицвы.

Почему с 13 лет?

Тфилин начинают накладывать только с возраста бар-мицвы. При этом остальные заповеди начинают исполнять с самого маленького возраста, даже поститься начинают раньше, чем в 13 лет. С чем это связано? Дело в том, что, по закону, человек, надевший тфилин, должен быть сосредоточен на нем и не должен отвлекаться на повседневные мысли. Считается, что способность сосредоточиться появляется у ребенка именно в этом возрасте. Кроме того, идея тфилина — в подчинении разума и сердца для служения Б-гу. Это предполагает способность осознанно сделать свой выбор. Такая способность также появляется к возрасту бар-мицвы.

Что такое тфилин?

В Торе есть четыре отрывка, которые предписывают взрослым евреям-мужчинам возлагать «эти слова» (то есть, слова, содержащиеся в этих отрывках) на руку и на голову. Эти четыре отрывка пишутся на особым образом обработанной коже кошерного животного. Специальные коробочки, в которых содержатся эти отрывки, и называются тфилин.

Тфилин состоят из двух главных частей: тфилин шель рош (его накладывают на голову) и тфилин шель яд (его накладывают на левую руку). Каждый из них состоит из байт, маленькой черной коробочки, в которой и содержатся отрывки из Торы, и рецуот — прикрепленных к байт ремней.

В Торе тфилин называются «знаком» (от) в том смысле, что символизируют собой всю Тору, выражают ее главные идеи и принципы; и действительно, четыре отрывка из Торы, которые пишутся на пергаменте и вкладываются в тфилин, говорят, к примеру, о единстве Б-га, признании царства небес, об Исходе из Египта... И потому сказано в Мидраше (аллегорическом толковании Священного Писания):

Сказал народ Израиля: «Г-сподин мира, рады мы изучать Тору днем и ночью, но нет у нас возможности». Сказал им Святой, Благословен Он: «Исполняйте заповедь тфилин, и Я засчитаю вам, как если бы вы проводили все время в изучении Торы».

Тфилин — символ неразрывной связи между народом Израиля и Б-гом. О тфилин сказано: «повяжите их»; то есть еврей, повязывая тфилин, «привязывает» себя к Б-гу и подчиняет себя Его власти. Поэтому тфилин повязывают на левую руку, так, чтобы они оказались напротив сердца — источника чувств, и на голову — вместилище разума.

Порядок надевания тфилин

Перед тем, как надеть тфилин, произносят благословение:

БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ ЛЕГОНИАХ ТФИЛИН«Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам надевать тфилин»

Произносить благословение и накладывать тфилин следует стоя; после произнесения благословения до окончания надевания тфилин, нельзя отвлекаться и разговаривать. Тфилин не накладывают в субботу и праздники, заповеданные Торой.

Алия ла Тора — Вызов к Торе

По понедельникам, четвергам, субботам и в некоторые праздники, в синагогальную службу включают публичное чтение свитка Торы. Сам свиток читает специально обученный для этого человек (Бааль-криа), но делает он это от имени тех, кого вызвали к Торе. К Торе, как правило, вызывают самых уважаемых и достойных членов общины, но также и тех, в жизни которых происходят важные перемены, такие, как свадьба, рождение ребенка или вступление в возраст Бар-мицвы. От имени мальчика, вступившего в возраст Бар-мицвы, удостаиваются услышать слова святой Торы все присутствующие; тем самым подчеркивается, что этот мальчик стал полноправным членом общины. Его восхождение к Торе в день празднования Бар-мицвы символизирует то, что отныне Тора обращена непосредственно к нему, и исполнение всех ее законов — его обязанность.

Порядок вызова к ТореВызванный к Торе подходит к ней и раскрывает свиток, держась за рукоятки деревянных стержней, на которые тот намотан. Ему показывают начало и конец отрывка, который будут читать; он прикасается кистью талита к свитку в начале и в конце читаемого отрывка и целует ее, потом сворачивает свиток и произносит, склонившись:

БАРХУ ЭТ АДО-НАЙ АМЭВОРАХ«Благословите Г-спода благословенного!»

Община отвечает:

БАРУХ АДО-НАЙ АМЭВОРАХ ЛЭОЛАМ ВАЭД«Благословен Г-сподь благословенный во веки веков!»

Вызванный к Торе повторяет ответ общины и после этого произносит браху:

БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЕХ АОЛАМ АШЕР БАХАР БАНУ МИКОЛЬ ААМИМ ВЭНАТАН ЛАНУ ЭТ ТОРАТО. БАРУХ АТА АДО-НАЙ НОТЭН АТОРА«Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, избравший нас из среды народов и даровавший нам Свою Тору. Благословен Ты, Г-сподь, дающий Тору!»

После того как отрывок прочитан, вызванный к Торе прикасается кистью талита к месту, где кончается отрывок, затем к месту, где он начинается, целует кисть, сворачивает свиток и произносит заключительную браху:

БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЕХ АОЛАМ АШЕР НАТАН ЛАНУ ТОРАТ ЭМЭТ ВЭХАЙЕЙ ОЛАМ НАТА БЭТОХЭЙНУ. БАРУХ АТА АДО-НАЙ НОТЭН АТОРА«Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, давший нам истинную Тору и даровавший нам вечную жизнь. Благословен Ты, Г-сподь, дающий Тору!»

После того как мальчик произнесет заключительные благословения, принято осыпать его дождем из конфет и орехов. Так же чествуют приглашенного к Торе жениха: мальчик в день бар-мицвы подобен жениху накануне свадьбы; его и называют хатан бар-мицва — «жених бар-мицвы», поскольку это событие в жизни человека не менее важно, чем свадьба.

Благословение отца «Барух шептарани»Обычно отец стоит рядом с сыном, когда тот первый раз восходит к Торе. После того как сын заканчивает благословение после чтения Торы, отец произносит благословение Барух шептарани:

БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЭХ АОЛАМ ШЕПТАРАНИ МЭОНЭШ АЛАЗЭ«Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, владыка вселенной, освободивший меня от ответственности за него»

До того времени, как дети достигли совершеннолетия, родители несли полную ответственность за все их прегрешения. С 13 лет мальчик становится взрослым и уже сам несет ответственность за все свои поступки. Теперь он обязан выполнять все заповеди Торы, его могут наравне со всеми мужчинами вызывать к чтению Торы, он становится полноправным участником миньяна.

Трапеза в честь праздника — Сеудат мицва

Существует обычай устраивать праздничную трапезу, чтобы отметить важные события или выполнение некоторых мицвот. Такая трапеза называется сеудат мицва, потому что участвовать в ней — заповедь. Сеудат мицва устраивают и по случаю бар-мицвы — либо в день бар-мицвы, либо в день восхождения к Торе.

Драша

Существует обычай, что во время сеудат мицва виновник торжества произносит драшу — рассуждение о Торе. Драша обычно посвящается теме бар-мицвы и строится на основе текста Талмуда или недельной главы Торы. Произнося драшу, ребенок демонстрирует всем присутствующим свою взрослость, разумность и готовность осознанно относиться к своим поступкам.

Как подготовиться и отпраздновать Бар-мицву в Петербурге

Индивидуальне занятия

Для тех родителей, которые, в дополнение к общим занятиям в рамках проекта подготовки к бар-мицве или вместо этих занятий хотят, чтобы их ребенок готовился к своему еврейскому совершеннолетию с учителем, существует такая возможность. В Информационном отделе Вам помогут найти квалифицированного преподавателя. Занятия с учителем, как правило, проводятся для мальчиков, чтобы лучше подготовить ребенка к участию в ритуале празднования бар-мицвы и к дальнейшему исполнению заповедей.

Как отпраздновать Бар-мицву

Бар-мицва в первую очередь — семейный праздник, который устраивают родители ребенка. Если Вы решили отпраздновать Бар/бат мицву своего ребенка в семейном кругу, мы с удовольствием Вам поможем. По всем вопросам о ритуальной стороне праздника вы можете обращаться в Информационный отдел по телефону: +7 (812) 713-8186.

По вопросам организации трапезы обращайтесь в ресторан «Лехаим» при Большой Хоральной Синагоге Петербурга.

Что такое Бар Мицва — совершеннолетие еврея?

Когда еврейскому ребёнку (мальчику) исполняется 13 лет, на него возлагается обязанность, по Торе, соблюдать мицвот — заповеди. Т.е., он становится бар-мицва — обязанным исполнять мицвот. До этого возраста, согласно Торе, ребёнок не обязан соблюдать заповеди, но его отец, как постановили мудрецы, обязан приучать его к соблюдению.

В этот день обычно устраивают трапезу — радуются тому, что ребёнок отныне обязан соблюдать мицвот, ведь заповеди — удивительный подарок, который дал нам Всевышний. Великий каббалист Аризаль пишет (Шар Руха аКодеш): «Итак, следует человеку, когда он исполняет ту или иную мицву, или изучает Тору, или произносит молитву, быть в добром расположении духа и более радостным, чем когда он получает прибыль или находит тысячу золотых динаров… И об этом сказано в стихе (Дварим 28, 47): “За то, что не служил ты Господу, Б-гу твоему с радостью и с сердечным расположением при изобилии всего…”. Это означает, что следует радоваться больше, чем при получении всего богатства мира. Таково значение слов “при изобилии всего” — больше, чем при изобилии всего[1]».

И пишет автор Маген Авраам (225, 4; раби Авраам Гомбинер, 1637—1683): «Обязан человек устраивать трапезу в день, когда его сын становится бар-мицва, как в тот день, когда он вступает под свадебный балдахин». Такую трапезу устроил ещё Авраам в день бар-мицвы Ицхака, как сказано (Бэрейшит 21, 8): «И выросло дитя, и было отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в день отнятия Ицхака от груди». Говорит мидраш (Бэрейшит Рабба 53, 10), что имеется в виду день, когда Ицхак был отлучён от дурного стремления (йецер а-ра) [2], т.е. о дне, когда ему были даны: обязанность соблюдать мицвот и доброе стремление (йецер а-тов, как сказано в комментарии Матнот Кэуна, там). И см. Зоар на главу Ва-йешев (179, 2).

Мааршаль (раби Шломо бен Йехиэль Лурия), один из величайших раввинов всех поколений, пишет в своей книге Йам шель Шломо (Б.К., 7): «А трапезы на бар-мицву, которые устраивают ашкеназы, — нет, наверное, заповеданной трапезы, важнее, чем эта; об этом говорит и её название. И устраивают веселье, восхваляют и благодарят Всевышнего за то, что удостоился мальчик стать бар-мицва, ведь “велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности”, и отец удостоился взрастить сына, довести его до этого возраста, и ввести в союз Торы полностью».

Книга Зоар (Бэрейшит 27, 1) толкует стих из Шир а-Ширим (Песни Песней; 3, 11): «Выходите и поглядите, дочери Цийона, на царя Шломо, на венец, которым венчала его мать его в день его свадьбы и в день радости сердца его», говоря, что речь здесь идёт о веселье бар-мицвы — радости праведников. «А когда удостаиваются [соблюдать заповеди]? Сказал раби Ицхак: с тринадцати лет; в этот день обязаны праведники радоваться, как в день, когда вступают под свадебный балдахин. И за выполнение этой заповеди [празднования бар-мицвы] Всевышний наградит их и пошлёт пред ними глашатая в радости».

Другая причина, по которой мы должны праздновать бар-мицву, как свадьбу: в этот день мальчик получает святую душу, «отколотую» от престола Славы Всевышнего.

В другом месте в Зоаре (Бэрейшит 18, 72) приводится ещё одна причина, по которой необходимо праздновать бар-мицву: «Раби Шимон бен Йохай позвал мудрецов принять участие в большой трапезе, которую приготовил для них. Он уставил весь дом драгоценной утварью и посадил мудрецов с одной стороны, а сам сел с другой, и был очень радостен. Спросили его: почему ты так радуешься в этот день — больше, чем в другие дни? Ответил он им: потому что в этот день спускается высшая святая душа… к Элазару, сыну моему, и с этой трапезой радость будет полной. Он посадил раби Элазара, своего сына, рядом с собой, и сказал: садись, сын мой, садись, потому что в этот день ты свят».

Итак, в соответствии с Зоаром, бар-мицву следует праздновать, в том числе, потому, что в этот день ребёнок получает высшую душу.

Раби Яаков Хаим Софер (один из величайших сефардских галахистов) пишет в своей книге Каф а-Хаим (Орах Хаим 225, 11), что по этой причине «принято произносить драшу (толкование Торы с использованием мнений комментаторов и поучительным или утешительным выводом) и устраивать трапезу в день, когда мальчик становится бар-мицва. Чтобы, благодаря изучению Торы и заповедей и трапезе, которую устраивают в честь его новых обязанностей, он удостоился более высокого духовного уровня и святости. Если ребёнок не умеет произнести драшу, то произносят её перед ним. А если отец его умеет произносить драшу, то лучше, чтобы это сделал именно он, а не кто-то другой».

[1] На иврите: מרוב כל, что можно прочитать — «больше чем при изобилии всего».

[2] На иврите: הגמל יצחק, что значит не только отнятие от груди, но и отлучение от какой-то привычки, отвыкание.

Бар Мицва и Бат Мицва - это... Что такое Бар Мицва и Бат Мицва?

Праздновение Бар-мицвы у Стены Плача в Иерусалиме

Бар-мицва (ивр. בַּר מִצְוָה‎, буквально — «сын заповеди»), бат-мицва (ивр. בת מצוה‎ — «дочь заповеди», в ашкеназском произношении бас мицва) — термины, применяющиеся в иудаизме для описания достижения еврейским мальчиком или девочкой совершеннолетия.

Законы и обычаи

Согласно законам иудаизма, когда еврейский ребёнок достигает совершеннолетия (как правило, 13 лет для мальчиков и 12 для девочек), он становится ответственным за свои поступки и «становится бар или бат мицва». Во многих консервативных или реформистских синагогах, девочки празднуют бат-мицву вместе с мальчиками в 13 лет.

Этот возраст совпадает с физическим созреванием. До этого момента ребёнка ответственность за соблюдение ребёнком законов и традиций иудаизма несут родители. После достижения этого возраста, дети берут всю ответственность за соблюдение этических, ритуальных и других норм иудаизма на себя и получают право участвовать во всех сферах жизни еврейской общины.

В современной практике, достижение возраста бар-мицва (в неортодокасальном иудаизме также бат-мицва) обычно связано с вызыванием молодого человека к чтению отрывка Торы и/или Хафтары во время Шаббата или другого богослужения, может включать привлечение его к обучению Торе, включая обсуждение недельной главы. Что конкретно должен делать бар-мицва во время службы, варьируется в зависимости от направления иудаизма, а также зависит от традиций конкретной общины. Независимо от характера самого празднования, после достижения 13 лет мужчины становятся полностью ответственными за соблюдение законов иудаизма (женщины — после 12 лет).

Большинство представителей ортодоксального иудаизма отвергают идею публичного чтения женщинами Торы, и ведение ими богослужения. Однако, публичное празднование достижения девочкой возраста бат-мицва другими способами достаточно сильно проникло в среду харедим и в некоторые направления ортодоксального иудаизма. В этих общинах женщины могут, например, прочитать небольшую лекцию на еврейские темы, выучить одну из глав ТаНаХа, прочитать фрагменты других текстов (например, из Книги Эстер или Псалмов) или молитвы из сиддура.

Права и обязанности

С момента достижения евреем возраста бар- или бат-мицва, он несёт перед еврейским законом ответственность как взрослый. Приобретаемые права и обязанности включают:

История

Современная практика празднования становления бар-мицва не существовала во времена ТаНаХа, Мишны и Талмуда. В книгах Исход и Числа возраст совершеннолетия для службы в армии устанавливается на 20 лет. 13 лет указывается в Мишне как возраст, после достижения которого человек обязан соблюдать законы Торы: «С пяти лет — изучают Письменную Тору, с десяти — Мишну, с тринадцати лет — исполняют все заповеди».

Термин «бар-мицва» впервые появляется в Талмуде (V в.) для обозначения человека, к которому применимы законы Торы. В Талмуде сказано, что после достижения 13 лет клятвы мальчика приобретают юридическую силу, и говорит, что это результат его становления «мужчиной», как того требует Чис.6:2. Термин «бар-мицва» в современном смысле не прослеживается ранее XIV века. Более старыми терминами были «гадоль» («взрослый») и «бар-оншин» (сын наказания), то есть могущий подвергаться наказанию за собственные проступки.

Вторая бар-мицва

В среде религиозных евреев существует обычай праздновать вторую бар-мицву после достижения человеком 83-х лет. Логика состоит в том, что «обычная» продолжительность жизни составляет 70 лет, поэтому 83-летний человек может рассматриваться как 13-летний в «добавочном времени». Эта практика получает всё большее распространение.

Подарки

Празднующему бар-мицву принято дарить подарки. Традиционными подарками являются книги, имеющие религиозную или образовательную ценность, предметы религиозного обихода, вечные перья, сберегательные облигации (чтобы использовать их для дальнейшего образования) и подарочные сертификаты. В последнее время всё чаще дарят наличные. Как и в случае благотворительности, становится популярным давать сумму, кратную 18-ти (гематрия слова «хай» — жизнь). От родителей бар-мицва получает первый талит.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.