Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Астенический синдром у детей что это такое


Астенический синдром у детей: симптомы, лечение, астеническое состояние

С появление детей жизнь мам и пап кардинально меняется. Все родители очень сильно переживают за своих малюток, если замечают, что с ними что-то не то. Если они заболели или просто есть признаками недомогания. Не все мамы и папы знают что такое астенический синдром у детей. В нашей статье и разберемся что это такое, поговорим о симптомах и лечении.

На самом деле понятие астенический синдром или астеническое состояние имеет множество других названий, которые дают медики при некоторых симптомах. Другим словами астеническое состояние у ребенка можно назвать неврозом или нервной слабостью. Существует очень много причин, по которым ваш ребенок может получить нервное и моральное истощение, поэтому очень важно чтобы вы следили за его состоянием. Не в коем случае нельзя доводить ребенка до полной усталости, иначе это чревато серьезными последствиями.  

Астеническое состояние

Главными признаками астенического состояния у ребенка является общая сильная слабость, повышенная утомляемость, неспособность концентрироваться на каких-то задачах.

К причинам возникновения астенического синдрома у детей можно отнести следующие:

  1. Нервное и морально-психологическое истощения. Если ваш ребенок сильно переутомляется в дошкольном учреждении или в школе, если он загружен каким-то дополнительными секциями или занятиями. Очень важно, чтобы у вашего ребенка было время на полноценный отдых. Пусть время от времени он занимается своим любимым делом, играет в различные игры, гуляет с друзьями.
  2. Перенесенные инфекционные, неврологические, эндокринные заболевания, которые вызывают сбой в организме и меняют гормональный фон.
  3. Неправильный режим сна, постоянные физические и умственный нагрузкиПосле перенесения сильного стресса

    Прием некоторых медицинских препаратов, которые направлены на угнетение нервной системы.

  4. Вирусные инфекции, Которые сильно ослабляют иммунную систему ребенка (вирус эппштен-Барра, Цитомегаловирус, вирусы герпесов и другие). Часто после перенесения этих заболеваний у детей развивается синдром хронической усталости.
  5. Нехватка кислорода, который поступает в мозг.

Лечение

Конечно же все родители задаются вопросом как поставить своего ребенка на ноги и какое есть лечение астенического синдрома. Как уже говорилось, что чаще всего астеническое состояние у ребенка является следствием какой-то перенесенной болезни, стресса или больших физических и моральных нагрузок. Поэтому первое, что вам необходимо будет сделать, так это сменить обстановку ребенку. Если он перенес стресс, то необходимо развлечь и помочь преодолеть все трудности. Если хроническая усталость вызвана заболеваниями, то надо лечить первоисточник и укреплять иммунитет различными способами.

Если самостоятельно не удается справиться с таким состоянием вашего ребенка, то необходимо обратиться к педиатру и психологу. Не следует заниматься самолечением.

Квалифицированные врачи проведут осмотр, сделают все необходимые исследования и назначат соответствующее лечение. Оно может включать в себя прием каких-то лекарственных препаратов, витамином или иммуномодулирующих средств.

Симптомы

К основным симптомам астенического синдрома у ребенка относятся следующие:

Если у вашего ребенка есть три или больше из вышеперечисленных симптомов, то не откладывайте с визитом к врачу и ищите причину возникновения астенического состояния.

Что это такое

Астенический синдром у детей возникает достаточно часто, особенно если у ребенка ослабленный иммунитет. Также дети, которые по своей природе ранимы и чувствительны, все принимают близко к сердцу очень подвержены морально-психологическому и нервному истощению. Однако, к сожалению, конкретного и точного лечения нет. Поэтому всегда важно искать причину появления такого состояния у малыша. Чтобы избежать появление астенического синдрома у вашего ребенка старайтесь проводить с ним больше времени, интересоваться его делами в учебе и в жизни. Также надо давать больше отдыхать и заниматься любимыми делами. Включите в рацион ребенка побольше свежих овощей и фруктов, сезонной давайте ему пропить курс поливитаминов и минеральных веществ.  

Надеемся, что после прочтения данной статьи  вы разобрались и получили полную информацию о том что такое астенический синдром у детей.

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Астенический синдром

Астенический синдром (астения, астеническая реакция, астеническое состояние, синдром хронической усталости) – это патологическое состояние, при котором больной испытывает постоянную усталость, не исчезающую после отдыха и постепенно приводящую к снижению умственной и физической работоспособности.

Постоянная усталость – ведущий признак астенического синдрома

Астенический синдром относится к неспецифическим проявлениям многих патологических процессов, при этом он может предшествовать другому заболеванию, сопровождать его или же сопровождать период выздоровления.

В последние годы специалистами отмечается возрастание частоты астенического синдрома, в том числе по причине его связи с психоэмоциональным перенапряжением, свойственным жителям больших городов. Астенический синдром регистрируется у людей разных возрастных групп, наиболее часто наблюдается у пациентов в 20–40 лет. В большей степени ему подвержены женщины.

Основными отличительными особенностями астенического синдрома в сравнении с обычной усталостью, которая вызвана физическим и/или психическим перенапряжением, нерациональным режимом дня, сменой климатических условий и/или часового пояса, является постепенное нарастание симптоматики, длительное течение и необходимость медицинской коррекции данного состояния.

Причины и факторы риска

Основными причинами возникновения астенического синдрома считаются расстройства метаболизма, недостаточное поступление питательных веществ, а также чрезмерное расходование энергии, что может происходить на фоне любых факторов, вызывающих истощение организма.

К факторам риска относят генетическую предрасположенность, частые стрессы, психоэмоциональные расстройства, неблагоприятные жизненные обстоятельства, несбалансированное питание. Кроме того, астенический синдром входит в клиническую картину многих патологических процессов, в частности:

Развитию астенического синдрома у детей может способствовать дискомфортная обстановка в семье, психологическое давление со стороны других детей и прочие неблагоприятные факторы непосредственного окружения ребенка.

Астенический синдром нередко является следствием эндокринных нарушений

Кроме того, астенический синдром часто диагностируется у лиц, которые проживают в экологически неблагоприятной местности (высокий уровень загрязнения окружающей среды, повышенный радиационный фон и т. д.).

Астенический синдром регистрируется у людей разных возрастных групп, наиболее часто наблюдается у пациентов в 20–40 лет. В большей степени ему подвержены женщины.

Формы заболевания

Различают астенический синдром органический (связанный с соматической патологией) и функциональный (являющийся реакцией организма на чрезмерные психические или физические нагрузки, стрессовые ситуации и пр.).

В зависимости от этиологического фактора, который обусловил развитие астенического синдрома, выделяют такие его основные формы:

В зависимости от особенностей клинической картины выделяют следующие формы астенического синдрома:

В зависимости от продолжительности астенического синдрома его классифицируют как острый и хронический.

Симптомы астенического синдрома

Клиническая картина астенического синдрома зависит от этиологического фактора, который обусловил его развитие, а также от индивидуальных особенностей пациента.

Быстрая утомляемость, один из основных признаков астенического синдрома, сопровождается снижением продуктивности труда, особенно при интеллектуальных видах деятельности, забывчивостью, снижением внимания, раздражительностью, быстрой сменой настроения, напряженностью и беспокойством. Больные легко теряют самообладание, возникает тревожность, подавленность, пессимистическое настроение, периодические депрессии, нетерпимость и раздражительность по отношению к окружающим людям. Также пациентам бывает трудно сосредоточиться, подобрать подходящие слова. После кратковременного отдыха состояние больных не улучшается.

Быстрая утомляемость – один из признаков астенического синдрома

В клинической картине астенического синдрома часто присутствуют вегетативные нарушения: тахикардия, дискомфорт и болевые ощущения в области сердца, колебания уровня кровяного давления, гиперемия или бледность кожных покровов, ощущение жара или зябкость при нормальной температуре тела, повышенная потливость (локальная или генерализованная). Нередко пациенты предъявляют жалобы на диспептические расстройства (боли в животе, снижение аппетита, спастические запоры), тяжесть и боль в голове, снижение либидо.

Нарушения сна проявляются трудностью засыпания, тревожными сновидениями, пробуждениями посреди ночи, после чего бывает трудно заснуть, а также ранним пробуждением. После сна больной не чувствует себя отдохнувшим, а по мере прогрессирования патологического процесса появляется сонливость в дневное время, усиливающаяся на фоне психических и физических нагрузок. Иногда пациентам кажется, что они практически не спят ночью, однако на самом деле это не так.

Обычно симптомы астенического синдрома усиливаются во второй половине дня, утром общее состояние пациента может быть удовлетворительным.

Нарушения сна характерны для астенического синдрома

При астеническом синдроме часто отмечается диффузная боль в мышцах, чаще всего она имеет ноющий или тянущий характер и является практически постоянной, нередко появляется мышечная слабость. Может возникать боль в крупных суставах. Иногда отмечается увеличение лимфатических узлов и болевые ощущения в них.

У лиц молодого возраста нередко есть указание на частые простудные заболевания в анамнезе, а также хронический тонзиллит – в анамнезе или на момент обращения к врачу по поводу астении. Санация небных миндалин при этом не имеет положительного эффекта, даже после нее у больных сохраняется слабость и субфебрильная температура тела.

В ряде случаев у пациентов с астеническим синдромом происходит существенное снижение массы тела, сопровождающееся снижением тургора кожных покровов.

Астенический синдром у детей обычно сопровождается вялостью, а также изменениями поведения (раздражительность, обидчивость, нерешительность, боязливость и застенчивость) и эмоциональной лабильностью.

Читайте также:

Синдром хронической усталости – болезнь XXI века

7 способов активизировать скрытые резервы организма

6 способов сохранить душевное равновесие, если вас оскорбляют

Диагностика

В ходе диагностики астенического синдрома в первую очередь проводят сбор жалоб и анамнеза пациента. При этом необходимо установить соответствие или несоответствие объективных и субъективных признаков заболевания, определить особенности ночного сна, проследить поведение больного во время проведения обследования, его приверженность терапии. В анамнезе следует искать причины, которые могли бы послужить объяснением наличия астенического синдрома (наличие нарушений обмена веществ, злокачественных новообразований, проведение радио- и/или химиотерапии, иммунодефицитные состояния, злоупотребление спиртными напитками, наркотическая зависимость и т. д.).

Поскольку астенический синдром не является самостоятельным заболеванием, в ходе обследования по его поводу необходимо направлять усилия на обнаружение той патологии, которая его вызвала. С этой целью проводят лабораторное и инструментальное обследование.

Астенический синдром относится к неспецифическим проявлениям многих патологических процессов, при этом он может предшествовать другому заболеванию, сопровождать его или же сопровождать период выздоровления.

Лабораторное обследование включает: общий и биохимический анализ крови, общий анализ мочи, копрограмму. Определение возможного инфекционного возбудителя проводится культуральным методом, а также при помощи полимеразной цепной реакции. При необходимости проводится иммунодиагностика, позволяющая обнаружить снижение клеточного иммунитета по внутрикожным пробам с инфекционными антигенами, снижение количества Т-лимфоцитов и их пролиферативной активности, нарушение соотношения иммунорегуляторного индекса, снижение функции NK-клеток (натуральных киллеров). В ряде случаев для уточнения диагноза может потребоваться проведение дополнительных анализов.

Чтобы выяснить причину астенического синдрома, проводится комплексная диагностика организма и сбор анамнеза

Инструментальная диагностика: УЗИ органов брюшной полости, ЭКГ, гастроскопия, дуоденальное зондирование, рентгенологическое исследование органов грудной клетки, магниторезонансная и компьютерная томография и т. д.

Дифференциальная диагностика проводится с ипохондрическим или депрессивным неврозом, а также с гиперсомнией.

Лечение астенического синдрома

Лечение астенического синдрома в первую очередь требует терапии основной патологии и зависит от течения основного заболевания. Важным условием является модификация образа жизни: адекватная организация работы и отдыха, восстановление сна, регулярная умеренная физическая нагрузка, прогулки на свежем воздухе. Необходимо свести к минимуму воздействие на организм неблагоприятных факторов, нормализовать обстановку дома и на работе и/или в учебном заведении. Показаны санаторно-курортное лечение, туристические поездки. Диета подбирается в зависимости от основного заболевания.

Показано назначение общеукрепляющих препаратов и витаминных комплексов, при необходимости медикаментозная терапия астенического синдрома включает ноотропные средства, антидепрессантов, седативные препараты, стимулирующие нейролептики, психостимуляторы. В ряде случаев положительный эффект оказывают препараты растительного происхождения, обладающие иммуностимулирующим и тонизирующим действием (китайский лимонник, женьшень, корень солодки, эхинацея пурпурная, элеутерококк, родиола розовая и пр.).

Важным условием в лечении астенического синдрома является четкое соблюдение распорядка дня

Наблюдаются случаи спонтанного излечения пациентов с астеническим синдромом, однако обычно они связаны с улучшением уровня жизни, условий труда, переездом в экологически благоприятный регион, длительным отдыхом и правильным питанием.

Возможные осложнения и последствия

При отсутствии адекватного лечения астенический синдром может сохраняться длительно, усугубляя состояние больного. Осложнения астенического синдрома трудно предсказуемы. Известны случаи, когда у пациентов на фоне данного состояния развивались неврастения, депрессия, и даже шизофрения.

В последние годы специалистами отмечается возрастание частоты астенического синдрома, в том числе по причине его связи с психоэмоциональным перенапряжением, свойственным жителям больших городов.

Прогноз

Прогноз во многом зависит от правильности подобранного лечения заболевания, на фоне которого возникла данная патология. При излечении пациента признаки астенического синдрома, как правило, исчезают. При продолжительной ремиссии хронического заболевания признаки астении также значительно уменьшаются вплоть до полного исчезновения (впрочем, при обострении может наступить рецидив).

Профилактика

В целях профилактики развития астенического синдрома рекомендуется:

Видео с YouTube по теме статьи:

Астенический синдром у ребенка: причины, симптомы и лечение

К астеническому синдрому у детей приводит длительное нервное напряжение, хотя это состояние из-за особенностей развития чаще диагностируется у взрослых. Синдром у детей представляет собой форму психического расстройства, при которой у пациента отмечается снижение физической активности, проявляется раздражительность. Если не лечить детскую астению, развиваются более тяжелые патологии нервной системы.

Причины астении у детей

Появление астении у детей обусловлено воздействием следующих факторов:

Кроме того, острое истощение организма возможно под влиянием таких причин как:

Эти заболевания провоцируют истощение организма, что ведет к невротическому синдрому у ребенка.

Повышенный риск развития психического расстройства у детей наблюдается при наличии следующих обстоятельств: наследственность, частые стрессы, неблагоприятные условия проживания (плохая экология, негативная обстановка в семье), несбалансированное питание.

Астения развивается медленно. Поэтому симптомы патологического состояния становятся заметными спустя несколько месяцев или лет после, например, перенесенной травмы головного мозга.

Клинические проявления в зависимости от возраста

Осведомленность о признаках астенического синдрома позволяет выявить признаки патологического состояния на раннем этапе его развития. А благодаря своевременному вмешательству удается предупредить появление тяжелых осложнений.

Малыши до года

Согласно медицинской статистике, чаще симптомы астенического синдрома проявляются у детей в первый год жизни. На наличие психического расстройства указывают:

Опасность астении заключается в том, что диагностировать это состояние достаточно сложно: психологическое расстройство проявляется в виде нехарактерных симптомов.

Дети до 10 лет

По мере развития астенического синдрома, у ребенка отмечаются более выраженные симптомы заболевания. Патологическое состояние вызывает слабость, утомляемость. Дети с таким нарушением часто капризничают, плачут без причины. Из-за психического расстройства пациент неспособен нормально адаптироваться в новых для себя условиях, что усиливает интенсивность общей симптоматики.

На фоне развития неврастении отмечаются также следующие явления:

Со временем клиническая картина может дополниться приступами заикания и неконтролируемым мочеиспусканием.

Признаки астении у подростков

Астенический синдром у подростков аналогичен симптомам, которые проявляются в раннем возрасте. Характерным признаком нарушения является повышенная агрессивность, из-за чего дети часто ссорятся с близкими, хамят взрослым.

Одновременно с этим астенический синдром у ребенка способствует снижению концентрации внимания, что влияет на снижение успеваемости в школе. Также при данном типе психического расстройства возможны вегетативные нарушения, проявляющиеся в виде следующих симптомов:

Отличительной особенностью астенического синдрома является состояние постоянной усталости, которая не проходит даже после продолжительного отдыха.

Лечение

Диагностированием астенического синдрома занимается врач-невролог. Он подбирает схему терапии исходя из характера психического расстройства.

Медикаментозная терапия

Астенический синдром у детей лечится с помощью следующих препаратов:

  1. Адаптогены. Лекарства повышают активность, восстанавливают запас энергии. К адаптогенам относятся экстракты женьшеня и лимонника.
  2. Ноотропы. Применяются для восстановления работы головного мозга. В эту группу препаратов входят «Аминалон», «Ноотропил».
  3. Седативные лекарства. Устраняют тревожность и раздражительность. К седативным средствам относятся «Ново-пассит» и корень валерианы.
  4. Антидепрессанты. Применяются для устранения сильной тревоги и других интенсивных симптомов. При необходимости антидепрессанты заменяются на транквилизаторы.
  5. Нейролептики. Рекомендованы при острых приступах невроза.
  6. Витаминные комплексы. Укрепляют весь организм.

Прием лекарственных препаратов при астеническом синдроме необходимо вести под контролем врача. Заниматься самолечением с помощью антидепрессантов запрещено.

Психотерапевтическое лечение

Методы психотерапии подбираются с учетом причин возникновения заболевания и индивидуальных особенностей пациента. В лечении астенического синдрома применяются техники, направленные на восстановление психического состояния. Для этого проводится коррекция образа жизни ребенка. Кроме того, психотерапевт, найдя взаимосвязь между астенией и причиной развития этого расстройства, изменяет отношение пациента к проблеме.

Другие методы лечения

При астеническом синдроме показаны некоторые физиотерапевтические процедуры, которые успокаивают нервную систему: душ Шарко, массаж, иглоукалывание, аромотерапию. Чтобы лечение было успешным, пациента необходимо оградить от стрессовых ситуаций. Кроме того, нужно устранить заболевание, которое вызвало психологическое расстройство.

Наблюдение родителей за состоянием малыша и своевременное распознавание болезни на начальном этапе способствуют быстрому устранению причин и излечению ребенка с наименьшими последствиями.

Астения у детей

Астенический синдром у детей.

В своей работе мне часто приходится встречаться с жалобами родителей и учителей на то, что ребенок невнимательный, часто отвлекается от выполнения заданий, не доделывает задания до конца, ложится на парту, «витает в облаках». Жалобы взрослых обоснованы. Ребенок действительно ведет себя таким образом. Кроме того, он не желает утром идти в школу, жалуется на частые головные боли, на усталость. В чем же причина такого поведения?

Чаще всего, такие проявления можно наблюдать у детей с астеническим синдромом. Это состояние имеет множество различных названий. Впервые определение ему дал американский врач, назвав его просто «американским неврозом». Несколько позже появился термин неврастения (или нервная слабость), синдром хронической усталости. Но более точным нужно рассматривать определение «астения» или «астенический синдром».

Итак, «астения» или «астенический синдром» — это болезненное состояние, проявляющееся повышенной утомляемостью и истощаемостью с крайней неустойчивостью настроения, ослаблением самообладания, нетерпеливостью, неусидчивостью, нарушением сна, утратой способности к длительному умственному и физическому напряжению, непереносимостью громких звуков, яркого света, резких запахов.

Истощаемость при астеническом синдроме обусловлена слабостью нервных процессов, вследствие чего и возникает быстрая истощаемость.

У школьника со слабым типом нервной системы не только замедляется темп выполнения, но и происходит неадекватное увеличение количества ошибок, а к концу выполнения полное отсутствие продуктивности.

В основе истощаемости процессов лежит ослабление функционального состояния, снижение тонуса коры головного мозга, которое выражается в торможении, названном И.П. Павловым «охранительным». В действительности все эти симптомы оказываются проявлением слабости нервной системы и чрезмерно легко наступающей истощаемости, приводящей к заметному снижению умственной работоспособности. Поэтому, с детьми-астениками нужно правильно выстроить работу родителей и педагогов, чтобы помочь справиться с повседневными трудностями.

Вот несколько советов как работать с астеническими детьми:

1. Не давать нагрузку во второй половине дня и к вечеру.

2. Работу комбинировать с отдыхом.

3. Настраивать ребенка на успех, дать поверить в свои силы, хвалить за маленькие старания.

4. Не создавать ситуации, влекущие эмоциональное напряжение.

5. Не сравнивать с другими детьми.

6. Проконсультируйтесь с неврологом (возможно необходимо медикаментозное лечение, физиотерапия, витамины).

7. Болезни напрямую связаны со взаимоотношениями в семье, а именно, сколько уделяется ребенку внимания и любви. Решение проблем может помочь в выздоровлении.

8. Создайте для ребенка постоянное ощущение поддержки.

9. Нельзя при ребенке высказывать свои опасения по поводу его здоровья, успехов в учебе, в общении, т.к. внушаете тревогу.

10. Стараться уйти от гиперопеки, перестать контролировать каждое движение, т.к. это закрепляет зависимость ребенка.

11. Уйти от авторитарного стиля воспитания. При таком воспитании ребенок чахнет. Из него вырастает несчастное существо, не справляющееся с жизнью.

12. В весенне-осенний период у детей-астеников происходит обострение. В это время к ним нужно быть особенно внимательными.

Астено-невротический синдром

Астено-невротический синдром (син. астения, астенический синдром, синдром «хронической усталости», нервно-психическая слабость) — медленно прогрессирующее психопатологическое расстройство, возникающее как у взрослых, так и у детей. Без своевременной терапии приводит к депрессивному состоянию.

Онлайн консультация по заболеванию «Астено-невротический синдром». Задайте бесплатно вопрос специалистам: Невролог, Психолог, Психотерапевт.

Наиболее частой причиной формирования болезни оказывается длительное влияние стрессовых ситуаций. Помимо этого фактора, повлиять на возникновение расстройства может множество иных патологических и физиологических факторов.

Симптомы астено-невротического синдрома неспецифические: быстрая утомляемость, постоянная слабость, снижение работоспособности, эмоциональная неустойчивость, проблемы со сном и апатия.

Для выяснения причины развития недомогания проводятся лабораторные исследования и инструментальные обследования. Особое место в диагностировании занимают манипуляции, выполняемые клиницистом.

Лечением астено-невротического синдрома становится изменение образа жизни, прием лекарственных препаратов и применение народных средств медицины. Терапия не будет полноценной без купирования базового заболевания.

В международной классификации болезней аномалия не обладает собственным значением, а относится к категории «Другие невротические расстройства» — код по МКБ-10 будет F48.0.

Этиология

Заболевание развивается как у взрослого, так и у ребенка, но некоторые предрасполагающие факторы могут отличаться. Например, астено-невротический синдром у детей в большинстве ситуаций формируется на фоне таких аномалий:

У взрослых в качестве пусковых механизмов могут выступать такие состояния:

Невротический синдром у ребенка и взрослого в большинстве случаев развивается как следствие таких проблем:

Не следует исключать влияние отягощенной наследственности.

Основные причины астено-невротического синдрома

Симптоматика

Клиническая картина заболевания объединяет в себе три составляющие:

При астено-невротическом синдроме отмечается присутствие таких симптомов:

Основные симптомы астено-невротического синдрома

Клинические проявления характерны как для взрослого, так и для маленького ребенка.

Диагностика

С установкой диагноза «астено-невротический синдром» у опытного специалиста из области неврологии не возникает проблем. Куда сложнее установить этиологический фактор, который привел к формированию заболевания. Процесс диагностирования обязательно должен носить комплексный подход.

Первый этап диагностики подразумевает личную работу врача с человеком:

Наиболее информативные лабораторные исследования:

Инструментальные процедуры:

УЗДГ сосудов головы и шеи

Чтобы установить причину патологии, помимо невролога в процессе диагностики принимают участие такие специалисты:

В зависимости от того, к какому врачу попадет пациент, будут назначены конкретные лабораторно-инструментальные обследования. После изучения специалистом результатов всех диагностических процедур будет составлена индивидуальная тактика терапии.

Лечение

Лечение астено-невротического синдрома объединяет:

Лечение астено-невротического синдрома при помощи медикаментов включает прием таких средств:

Пациентам необходимо потребление пищи, богатой на триптофан. Перечень таких продуктов:

Не запрещается при синдроме лечение народными средствами, что подразумевает приготовление в домашних условиях целебных отваров на основе таких трав:

Перед тем как использовать нетрадиционные методы, необходимо проконсультироваться у лечащего врача.

Очень часто астено-невротический синдром у взрослых и детей предполагает посещение психолога или психотерапевта.

В полной мере избавиться от расстройства невозможно без комплексного устранения базового заболевания.

Причины нервного расстройства

Медики убеждены, что первоначальной причиной выступает наследственность: ребенок перенимает определенные особенности ЦНС родителя, особенно — склонность к повышенной возбуждаемости нейроцитов, которые отвечают за установку связей между клетками головного мозга. Холерики и меланхолики наиболее предрасположены к различным заболеваниям неврологического спектра.

Помимо генетики и темперамента, есть ряд других причин, провоцирующих возникновение астено-невротического синдрома у детей:

Симптомы заболевания

Невротический синдром у детей имеет различные признаки. Ребенок неуправляем, он кричит и плачет без причины, дерется, бросает предметы, без остановки бегает и скачет. Специалисты условно разделяют симптомы на 2 вида: сбои в работе вегетативной нервной системы и изменения в работе головного мозга.

Реакции вегетативной нервной системы

Явные проявления неврастении часто маскируют собой заболевания других систем органов, среди них:

Если неврастению провоцируют эндокринные заболевания и воздействие гормонов, то часто можно наблюдать небольшое повышение температуры, обычно в пределах 37,5–37,8 ºC.

Симптомы сбоев в работе головного мозга

Астенический синдром сопровождается следующими симптомами, говорящими о сбоях в функционировании головного мозга:

Все вышеописанные признаки требуют внимания со стороны родителей и обращения к специалисту. Важно понимать, что если какой-либо симптом повторяется чаще нескольких раз, то это уже является поводом для родительского беспокойства и требует осмотра специалиста, для исключения неврозов и подобных заболеваний.

Осложнения

Игнорирование симптомов и отсутствие лечения приводит к задержке физического и психологического развития. Дети младшего возраста позже сверстников осваивают двигательные навыки, речь, гигиенические и социальные привычки.

Дети дошкольного и школьного возраста сложно осваивают учебную программу, имеют расстройства памяти и нарушения речи, энурез, а также добавляются психологические проблемы: страхи, депрессия, тревожность и т. д.

В сложных случаях ребенку с соматическим расстройством рекомендуют обучение в специализированных центрах. У подростков астения чревата расстройством личности, суицидальными наклонностями и излишней агрессивностью.

Психотерапевты прибегают к комплексу исследований и тестов:

При проявлении несвойственных для болезней ЦНС симптомов рекомендуют сдать дополнительные анализы и тесты, чтобы исключить наличие болезней гематологического, иммунологического и инфекционного спектров.

Лечение астено-невротического синдрома

Астено-невротический синдром, как и остальные виды неврастении, лечится комплексными терапевтическими методами. Лечение начинается только после постановки диагноза у специалистов, с обозначением его особенностей и факторов отягощения. Терапия заключается в коррекции режима, медикаментозном лечении и работе с психологом.

Коррекция режима

Соблюдение режима дня необходимо вне зависимости от причины невроза у ребенка.

Выполнение данных рекомендаций поможет избежать рецидива неврологических заболеваний в будущем и возникновения других расстройств.

Лечение медикаментами

Назначением каких-либо медикаментов и мягких успокоительных препаратов занимается только врач после постановки диагноза. Детям с расстройствами ЦНС прописывают: препараты для подавления возбудимости, препараты для улучшения кровообращения и насыщения мозга кислородом, ноотропы и аминокислоты.

Медикаментозное лечение проводится комплексно, при необходимости подключаются препараты для лечения сопутствующих заболеваний. Пациенты находятся строго под наблюдением врача.

Физиотерапия

Детям и подросткам, страдающим от каких-либо болезней, связанных с повышенной нервностью, чрезвычайно важны соответствующие возрасту физические нагрузки.

При лечении астении рекомендуют курсами пройти общеукрепляющие массажи, бальнеотерапию, УВЧ, светотерапию. Все эти мероприятия помогут мышцам расслабиться, улучшат кровообращение и деятельность всех внутренних органов и систем.

Психотерапевтические меры

Занятия с детским психотерапевтом дают отличный и стабильный результат в борьбе с астено-невротическим синдромом. Беседы со специалистом назначают пациентам, достигшим возраста 4-х лет. Коррекция нацелена на рост личностных качеств, умение контролировать и проявлять свои эмоции мирным путем.

Психолог помогает побороть всплески агрессии, страхи, фобии, суицидальные наклонности, найти свое «Я» и правильно его выражать действиями. Если триггером для ребенка выступила смена коллектива в саду или школе, назначают занятия в общей группе, тогда ребенку легче побороть страх общения с новыми людьми и наладить социальную активность.

Профилактические меры

При своевременной диагностике и лечении астено-невротического синдрома у детей прогноз благоприятный. С началом терапии симптомы будут постепенно уменьшаться и через некоторое время исчезнут, но есть риск рецидива в пубертатном периоде.

Для предотвращения рецидива неврозоподобных заболеваний специалисты рекомендуют такие шаги:

Главное — следует избегать избыточной нагрузки на ЦНС и обходить стороной шумные мероприятия, способные вызвать эмоциональный всплеск. Детям с нестабильным состоянием нервной системы противопоказаны громкие концерты, посещение комнат страха и подобных аттракционов, посещение траурных мероприятий, просмотр грустных фильмов и фильмов со спецэффектами.

Пойдет на пользу спокойный досуг с чтением книг, просмотром комедий, посещением музеев, дельфинария, вышивкой, рисованием и др.

Взрослым нужно скорректировать образ жизни семьи для удовлетворительного состояния здоровья ребенка. Для своевременной диагностики и успешного лечения астено-невротического синдрома необходим постоянный контроль невролога и индивидуальный путь терапии.Родителям важно осознать, что лечение длительное и кропотливое.

Характеристика

Дети обладают неокрепшим организмом, а также слабой нервной системой, по этой причине их важно беречь от переутомления. Учитывая тот факт, что современным детям приходится много учиться и всё успевать, нередко может возникнуть хроническая усталость. Родители могут заметить, что ребёнок стал быстрее утомляться, хуже запоминает информацию, а также понизилась его работоспособность.

При этом именно в детском возрасте может добавиться такая причина возникновения астении, как частые инфекционные заболевания, которыми начнёт страдать несовершеннолетний.

У малыша начнёт постоянно понижаться иммунитет, из-за этого ухудшается общее самочувствие. Подобное происходит из-за того, что ребёнок испытывает значительное нервное напряжение, также он страдает от высокой тревожности. Именно поэтому родители должны заботиться не только об эмоциональном самочувствии ребёнка, но и о физическом здоровье.

Если ребёнок испытывает астеническое состояние, тогда он будет ощущать себя, слабым, подавленным и разбитым. Может возникнуть стойкая апатия, из-за которой он будет проявлять равнодушие к окружающему миру. Нередко возникают трудности с засыпанием, значительно нарушается режим сна и бодрствования, от чего ситуация только усугубляется. Если несовершеннолетний не может нормально выспаться, тогда это значительно сказывается на его состоянии здоровья.

Чаще всего астения диагностируется у детей младшего школьного возраста. Это можно объяснить тем, что значительно меняется расписание дня, деятельность, а в учебном заведении значительно повышаются нагрузки. От ребёнка начинают больше требовать, при этом раньше он с подобным не сталкивался. Как итог, он может испытывать значительное нервное перенапряжение.

При посещении школы ребёнок должен не только ограничивать свои движения во время урока, но ещё и активировать мыслительную деятельность для запоминания материала. При этом перемена является слишком короткой для того, чтобы можно было полноценно отдохнуть. Более того, дома приходится делать задания, из-за чего тоже не удаётся восстановить свои силы.

Некоторым детям удаётся справляться с подобными нагрузками. У других может возникнуть астенический синдром, при котором наблюдается как эмоциональное, так и физическое истощение. У малыша развивается тревожность, наблюдается значительная подавленность, ухудшается тонус мышц. Можно заметить то, что становится хуже клеточное питание, при этом пациент становится более слабым, и у него начинается атрофия.

Виды

Следует отметить, что у детей астения бывает разных видов, поэтому достаточно сложно самостоятельно определить, с чем именно приходится иметь дело. Полезно будет рассмотреть типы и их характеристики, тогда можно примерно понять, с каким вариантом приходится иметь дело.

Основные виды:

Встречаются ситуации, когда у детей только в редких случаях проявляется астения. Например, признаки могут наблюдаться в утреннее время или в определённый период года. Именно поэтому родителям нужно внимательнее следить за состоянием ребенка, чтобы вовремя распознать характерные симптомы и начать лечение.

Способы терапии

Прежде чем начинать лечение, важно распознать заболевание. Сделать это возможно, если ориентироваться на конкретные симптомы. Маленькие дети могут бояться яркого света, жаловаться на головную боль и шум в ушах. У подростков наблюдается быстрая утомляемость на фоне значительной раздражительности. Если ребёнок начинает вести себя как-то иначе, тогда стоит обязательно обратиться к врачу. Например, в подростковый период могут возникать неконтролируемые приступы гнева, ухудшение успеваемости в школе и проблемы с вниманием.

Родителям стоит обратиться к терапевту, чтобы он точно сказал, с чем именно приходится иметь дело. Бывает такое, что ребенку достаточно дать больше времени на отдых, и тогда болезнь сама отступит. Если через 2-3 месяца ситуация не становится лучше, тогда стоит показать несовершеннолетнего психологу и неврологу.

Лечение заключается в использовании различных медикаментозных препаратов. Например, могут назначить успокоительные средства, которые снимут тревожность и раздражительность. Ребёнку будут полезны ноотропы, которые активируют мозговую деятельность. Могут потребоваться антидепрессанты или транквилизаторы, которые позволят устранить возникшее нервное перенапряжение.

В некоторых ситуациях ребёнку рекомендуются адаптогены, они повышают энергичность и активность. Также врачи рекомендуют нейролептики, которые борются с проявлениями психоза. Витаминные комплексы будут полезны для общего укрепления организма. Только врач сможет однозначно сказать, какие именно средства помогут улучшить самочувствие.

Рекомендуется пересмотреть режим дня и предоставить ребёнку достаточно времени для отдыха. Малыш должен полноценно высыпаться, при этом атмосфера в доме должна быть спокойной и благоприятной. Важно защищать малыша от стрессов и конфликтов, чтобы он лучше себя чувствовал. Естественно, необходимо будет пересмотреть рацион питания, потому как в нём обязаны присутствовать полезные продукты.

В большинстве случаев от возникшей проблемы удаётся достаточно быстро исправить. Главное, следовать рекомендациям врача, чтобы можно было быстро справиться с патологией.

Астенический синдром у детей - что это

Астенический синдром у детей – это состояние, при котором несовершеннолетний испытывает хроническую усталость, она не проходит даже после отдыха. Из-за неё значительно снижается работоспособность, а также физическая активность.

Подобная болезнь возникает не только у несовершеннолетних, но и у взрослых людей. При этом к подобной болезни приводят многие факторы, например, постоянные стрессы, конфликтная обстановка в семье, нервное перенапряжение и другие негативные факторы.

Как итог, у ребёнка начинает развиваться астеническое состояние, которое важно заметить и устранить.

Содержание

Характеристика

Дети обладают неокрепшим организмом, а также слабой нервной системой, по этой причине их важно беречь от переутомления. Учитывая тот факт, что современным детям приходится много учиться и всё успевать, нередко может возникнуть хроническая усталость. Родители могут заметить, что ребёнок стал быстрее утомляться, хуже запоминает информацию, а также понизилась его работоспособность.

При этом именно в детском возрасте может добавиться такая причина возникновения астении, как частые инфекционные заболевания, которыми начнёт страдать несовершеннолетний.

У малыша начнёт постоянно понижаться иммунитет, из-за этого ухудшается общее самочувствие. Подобное происходит из-за того, что ребёнок испытывает значительное нервное напряжение, также он страдает от высокой тревожности. Именно поэтому родители должны заботиться не только об эмоциональном самочувствии ребёнка, но и о физическом здоровье.

Если ребёнок испытывает астеническое состояние, тогда он будет ощущать себя, слабым, подавленным и разбитым. Может возникнуть стойкая апатия, из-за которой он будет проявлять равнодушие к окружающему миру. Нередко возникают трудности с засыпанием, значительно нарушается режим сна и бодрствования, от чего ситуация только усугубляется. Если несовершеннолетний не может нормально выспаться, тогда это значительно сказывается на его состоянии здоровья.

Чаще всего астения диагностируется у детей младшего школьного возраста. Это можно объяснить тем, что значительно меняется расписание дня, деятельность, а в учебном заведении значительно повышаются нагрузки. От ребёнка начинают больше требовать, при этом раньше он с подобным не сталкивался. Как итог, он может испытывать значительное нервное перенапряжение.

При посещении школы ребёнок должен не только ограничивать свои движения во время урока, но ещё и активировать мыслительную деятельность для запоминания материала. При этом перемена является слишком короткой для того, чтобы можно было полноценно отдохнуть. Более того, дома приходится делать задания, из-за чего тоже не удаётся восстановить свои силы.

Некоторым детям удаётся справляться с подобными нагрузками. У других может возникнуть астенический синдром, при котором наблюдается как эмоциональное, так и физическое истощение. У малыша развивается тревожность, наблюдается значительная подавленность, ухудшается тонус мышц. Можно заметить то, что становится хуже клеточное питание, при этом пациент становится более слабым, и у него начинается атрофия.

Виды

Следует отметить, что у детей астения бывает разных видов, поэтому достаточно сложно самостоятельно определить, с чем именно приходится иметь дело. Полезно будет рассмотреть типы и их характеристики, тогда можно примерно понять, с каким вариантом приходится иметь дело.

Основные виды:

Встречаются ситуации, когда у детей только в редких случаях проявляется астения. Например, признаки могут наблюдаться в утреннее время или в определённый период года. Именно поэтому родителям нужно внимательнее следить за состоянием ребенка, чтобы вовремя распознать характерные симптомы и начать лечение.

Способы терапии

Прежде чем начинать лечение, важно распознать заболевание. Сделать это возможно, если ориентироваться на конкретные симптомы. Маленькие дети могут бояться яркого света, жаловаться на головную боль и шум в ушах. У подростков наблюдается быстрая утомляемость на фоне значительной раздражительности. Если ребёнок начинает вести себя как-то иначе, тогда стоит обязательно обратиться к врачу. Например, в подростковый период могут возникать неконтролируемые приступы гнева, ухудшение успеваемости в школе и проблемы с вниманием.

Родителям стоит обратиться к терапевту, чтобы он точно сказал, с чем именно приходится иметь дело. Бывает такое, что ребенку достаточно дать больше времени на отдых, и тогда болезнь сама отступит. Если через 2-3 месяца ситуация не становится лучше, тогда стоит показать несовершеннолетнего психологу и неврологу.

Лечение заключается в использовании различных медикаментозных препаратов. Например, могут назначить успокоительные средства, которые снимут тревожность и раздражительность. Ребёнку будут полезны ноотропы, которые активируют мозговую деятельность. Могут потребоваться антидепрессанты или транквилизаторы, которые позволят устранить возникшее нервное перенапряжение.

В некоторых ситуациях ребёнку рекомендуются адаптогены, они повышают энергичность и активность. Также врачи рекомендуют нейролептики, которые борются с проявлениями психоза. Витаминные комплексы будут полезны для общего укрепления организма. Только врач сможет однозначно сказать, какие именно средства помогут улучшить самочувствие.

Рекомендуется пересмотреть режим дня и предоставить ребёнку достаточно времени для отдыха. Малыш должен полноценно высыпаться, при этом атмосфера в доме должна быть спокойной и благоприятной. Важно защищать малыша от стрессов и конфликтов, чтобы он лучше себя чувствовал. Естественно, необходимо будет пересмотреть рацион питания, потому как в нём обязаны присутствовать полезные продукты.

В большинстве случаев от возникшей проблемы удаётся достаточно быстро исправить. Главное, следовать рекомендациям врача, чтобы можно было быстро справиться с патологией.

Астенические состояния у детей и подростков. Профилактика и лечение

catad_tema Астения - статьи Комментарии

Опубликовано в журнале: Практика педиатрадекабрь, 2012, стр.56-61

А.М. Пивоварова, врач-невролог отдела психоневрологии и эпилептологии ФГБУ «МНИИ педиатрии и детской хирургии», к. м. н.

Я чувствую себя ужасно уставшим. Просыпаюсь – и мне кажется, что я вовсе не спал. Первые два урока в школе – особенно мучительны. Я, конечно, пытаюсь слушать учителя, но почти ничего не понимаю. Свет кажется слишком ярким, звонок на урок – слишком громким. Шумные одноклассники – раздражают. Потом становится немного легче, но уже после обеда опять начинает болеть голова, непреодолимо тянет в сон. Учителя недоумевают, а родители волнуются за мое здоровье. Я тоже беспокоюсь – вдруг я болен чем-то серьезным? Раньше со мной такого не было. Егор, 16 лет («Подростковая психология», 25.01.2011)

В современных условиях наблюдается значительная распространенность проявлений астении среди населения. Это связано с напряженным ритмом жизни, снижением стойкости к стрессу в условиях дефицита времени, переизбытком информации и стремительной урбанизацией [1, 2]. Все чаще это состояние стало встречаться у детей и подростков [3–5]. У детей это состояние еще называется астеническим неврозом. Несмотря на то, что астения не является диагнозом, эта проблема охватывает очень большое количество пациентов, которые обращаются к врачам самых разных специальностей. Можно с уверенностью сказать, что жалобы, связанные с астенией, время от времени предъявляет более половины всех жителей развитых стран. Среди множества неблагоприятных факторов, являющихся причинами неуспеваемости школьника, важное место занимает утомляемость. Повышенная утомляемость и истощаемость у детей нередко выступают как основной признак астенических состояний. Астения, или астенический синдром, является одним из наиболее частых синдромов в клинической практике любого врача. В патогенезе астении большое значение имеет гипоперфузия головного мозга с формированием нейротрансмиттерных нарушений и, как следствие, вегетативной дисфункцией, тревожными и депрессивными состояниями, раздражительностью и нарушениями сна, а также гипоперфузия скелетных мышц. Она сопровождается гипоксией, повышением уровня аммиака, усилением процессов анаэробного гликолиза, накоплением лактата с формированием ацидоза и, как следствие, мышечной слабостью [6–8]. Известно, что малат – это дикарбоновая кислота, которая нормализует работу цикла Кребса, уменьшает уровень лактата в крови и тканях, предупреждает развитие молочнокислого ацидоза, усиливает метаболизм, способствует синтезу АТФ и является основным поставщиком энергии для метаболических процессов. Важную роль в нормализации метаболических нарушений играет и промежуточный продукт цикла мочевины – аминокислота цитруллин, которая активирует вывод аммиачных соединений из организма. Обе аминокислоты присутствуют в организме в норме. Они катализируют метаболические и энергосинтезирующие процессы в клетке, и их недостаточно при астении [9–11]. Причины развития астении различны. Частые и особенно тяжело протекающие острые респираторные заболевания могут приводить к нарушению физического и нервнопсихического развития детей, способствуют снижению функциональной активности иммунитета и срыву компенсаторно-адаптационных механизмов организма, развитию астении. Она может быть как следствием соматических или инфекционных заболеваний, так и проявлением психических расстройств и психосоматической патологии. Астеническая симптоматика неразрывно связана с негативными эмоциями (подавленность, депрессия, страх) [12, 13]. Астения является составляющей синдрома вегетативной дисфункции, который часто встречается как у взрослых, так и у детей. Он является полиэтиологическим и обусловлен нарушениями регуляторных функций высших отделов вегетативной нервной системы [4, 7, 12–17]. Основное проявление данного синдрома – состояние устойчивой неадекватной усталости при повседневной активности, сопровождающееся снижением энергии, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Многие специалисты связывают проявления астении с астеновегетативным синдромом. Этот синдром является сопутствующим у детей с острыми и хроническими инфекционными заболеваниями, очагами хронической, чаще рото- и носоглоточной инфекции, ревматическими болезнями, анемией, неинфекционной патологией желудочно-кишечного тракта, болезнями эндокринной и нервной системы. Для него характерны разнообразные вегетативные нарушения: учащенное сердцебиение, гипергидроз кистей и стоп, похолодание конечностей, тенденция к гипотензии и т. п. Из сенсомоторных расстройств отмечаются непереносимость яркого света, шума, раздражительность, плаксивость, нарушение терморегуляции. Отмечаются нарушения аппетита, плохая переносимость физических нагрузок, возникают головная и мышечная боль, головокружение, расстройство сна, метеочувствительность. К основным нарушениям психической деятельности ребенка при этом синдроме должна быть отнесена повышенная утомляемость и истощаемость. Особенно страдает функция переключения внимания, отмечается ослабление высших форм памяти, в частности логической, снижение способности к рядообразованию, волевому и психическому напряжению. У большей части детей повышенная утомляемость и истощаемость во время урока проявляется не в простом выключении, а в двигательном беспокойстве, суетливости. [3, 5–7,18, 19]. На сегодняшний день выделяют два вида астении – реактивную (функциональную, или первичную) и органическую (вторичную) [18].

В 2011 году была предпринята попытка разработки (Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Рожкова А.В., 2011) новой систематизации астенических расстройств у детей:

В зависимости от преобладающих проявлений принято выделять два основных вида астении:

Астению следует отличать от обычной усталости. Усталость – это нормальный ответ организма на физическую, психическую или интеллектуальную нагрузку, проходящая после обычного отдыха, в связи с чем данное состояние не требует лечения. Астенический синдром – это уже патологическое состояние, которое ощущается усталостью, возникающей после рутинной работы, не проходящее после полноценного отдыха. При астении физическая и психическая усталость возникает вне связи с нагрузками; эта усталость не проходит даже после длительного отдыха и может сопровождаться соматическими симптомами: повышением температуры, головной и мышечной болью, нарушениями сна [3, 19, 20]. Современные ученые предлагают следующую классификацию состояний, проявляющихся астенией [18, 22, 23].

Помимо вышеописанных состояний у некоторых подростков существует конституциональная склонность к возникновению длительных состояний астении, формируется особый тип характера, называемый астено-невротическим. При астено-невротическом типе характера уже с детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание. В других случаях детство проходит благополучно и первые признаки астено-невротического синдрома возникают только в подростковом возрасте. Как правило, это очень впечатлительные, тревожные, мнительные, капризно-раздражительные подростки. Они тяжело переживают ссоры и конфликты, волнуются перед ответственными событиями, теряются в незнакомой обстановке. Еще одна черта астено-невротических подростков – склонность к ипохондрии. Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно соглашаются на различные врачебные обследования и лечебные процедуры (к. п. н. Ю. Корчагина, 2011).

Для диагностики астенических состояний была разработана шкала астенического состояния на базе данных клинико-психологических наблюдений и клинического опросника MMPI (создана Л.Д. Малковой и адаптирована Т.Г. Чертовой). Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния [24].

ЛЕЧЕНИЕ Терапия астенических состояний представляет собой непростую задачу и требует совместного наблюдения таких специалистов, как педиатр, невролог, психиатр, психолог. Лечение астении должно быть в первую очередь направлено на выявление и устранение основных причин и провоцирующих факторов и носить комплексный характер. Огромное значение имеет нормализация режима дня, полноценный сон, достаточные физические нагрузки (прогулки, гимнастика), нормализация питания, отказ от вредных привычек. Следует избегать употребления стимуляторов, таких как кофе и крепкий чай, так как злоупотребление тонизирующими средствами может привести к еще большему истощению нервной системы. Астеники нуждаются в щадящем режиме работы (им следует избегать переутомления), в то же время желательно развивать их стрессоустойчивость и умение обеспечивать себе психологический комфорт. Следует замечать и закреплять даже незначительные успехи астено-невротической личности, поддерживать высокую самооценку: такие люди особенно нуждаются в ощущении уверенности. Для скорейшей нормализации состояния у пациентов с астенией помимо нормализации образа жизни применяется медикаментозная терапия. Кроме обязательного лечения основного заболевания, которое и привело к астении, в медикаментозной терапии традиционно используются препараты различных фармакотерапевтических групп: витамины, минеральные комплексы, растительные адаптогены, метаболические, ноотропные препараты, средства, улучшающие микроциркуляцию. Для уменьшения эмоциональной лабильности показано применение седативных средств. Транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики у детей используются с учетом возраста, в минимальных дозах и только при отсутствии эффекта от других методов лечения. Применяются средства, способствующие более быстрому устранению энергодефицита и гипоксии в первую очередь в нервных клетках (энергопротекторы, например цитофлавин) [3, 6, 12].

Понимание механизма развития астении на клеточном уровне дает возможность рационально и целенаправленно влиять на ее основные звенья с использованием препаратов метаболического ряда. Попытки найти новые и эффективные подходы в лечении астении и коррекции метаболических нарушений при различных патологических состояниях привели к созданию препарата, действующего на клеточный метаболизм, – Стимол ® (Biocodex, Франция), который содержит малат и цитруллин. Этот препарат обладает энергообразующим, метаболическим и детоксикационным действием, которое реализуется за счет устранения гиперлактат- и гипераммониемии. Малат обладает способностью обходить аммиачный блок окислительного пути и ограничивать накопление молочной кислоты путем переориентации ее в сторону глюконеогенеза, а цитруллин усиливает выведение аммиака [5, 9]. Кроме того, Стимол ® обладает общетонизирующим действием, способствует нормализации обмена веществ и активации неспецифических факторов защиты организма, не вызывает психическую и физическую зависимость и синдром отмены препарата, хорошо переносится, практически не вызывает побочных реакций, поэтому безопасен при применении у детей. Важным преимуществом препарата является и то, что он не содержит глюкозу и может применяться при любом психосоматическом заболевании, в том числе при сахарном диабете [5, 25–27].

Стимол ® быстро всасывается в кишечнике. После приема 4 г цитруллина малата максимальная концентрация достигается в течение 45 минут и в 6–15 раз превышает исходный уровень в плазме крови. Выводится почками в течение 5–6 часов [9, 20].Стимол ® рекомендовано применять внутрь, предварительно растворив содержимое пакетика в 100 мл воды или подслащенного напитка. Принимать во время или после еды. Взрослым – по 1 пакетику 3 раза в сутки. Детям в возрасте старше 6 лет – по 1 пакетику 2 раза в сутки. Рекомендуемый курс лечения – 4 недели [25]. В педиатрических периодических изданиях за последние годы опубликован ряд статей, посвященных применению Стимола ® для коррекции астенометаболических нарушений у детей с нефротическим синдромом, при вторичной метаболической кардиомиопатии, анемии различного генеза, в том числе постинфекционной, железодефицитной анемии, мышечных дистрофиях и амиотрофиях, головной боли перенапряжения, у девочек-подростков при становлении менструального периода, когда проявления вегетативной дисфункции наиболее манифестны (С.С. Казак, 2005; И.В. Киреев, 2005; А.П. Волосовец, 2006; С.Л. Няньковський, 2006; С.П. Кривопустов, 2006; Ю.В. Марушко, 2008; С.А. Крамарев, 2008; С.К. Евтушенко, 2008; С.Л. Няньковский, 2008; Д.Д. Иванов, 2008, Приходько и др.). Таким образом, применение Стимола ® является одним из ключевых моментов в лечении астенического синдрома у детей и подростков. Его активность в коррекции астенометаболических нарушений у детей открывает все новые точки его приложения.

Список литературы находится в редакции.

Комментарии (видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ) Если Вы медицинский специалист, войдите или зарегистрируйтесь


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.