Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Ассоциативное мышление что это такое


Ассоциативное мышление, его определения, характеристики и упражнения для развития

Мышление с помощью ассоциаций присуще абсолютно каждому из нас. Но вот как правильно работать с ними знает далеко не каждый. Давайте вместе разберемся в том, как же построение связей между словами помогает нам в жизни, а главное – как развить ассоциативное мышление.

История, как ассоциативное мышление помогло Марине быстро запоминать новую информацию

В школьные времена я всегда с волнением относилась к контрольным работам или просто громоздким заданиям, требующих от меня запоминания большого количества материала. У меня никогда не получалось запомнить все полностью, из памяти обязательно что-то ускользало.

В то время к нам в школу перевелась новая девочка – Марина. Мы с ней быстро подружились, и перед очередной самостоятельной работой я пожаловалась, что плохо запоминаю материал из учебников. К моему удивлению Марина с воодушевлением взялась мне помочь. А ведь стоит заметить, что у нее никогда не было проблем с учебой, память ее не подводила. Мне иногда казалось, что Марина знает ответы на все вопросы.

Когда мы встретились за неделю до самостоятельной работы, Марина принесла мне несколько непонятных рисунков и сообщила, что с сегодняшнего дня мы будем вместе развивать ассоциативное мышление. Та тренировка памяти, которую она мне обещала, обернулась в игру с ассоциациями. А в качестве «поля» для игры служил материал к той самой самостоятельной.

И действительно, с помощью ассоциаций все запоминается значительно легче и быстрее! Я не заметила, как прошла неделя. Мы с Мариной, читавшие материал всего раз за все время, отлично написали самостоятельную работу. С тех самых пор она помогала мне развивать ассоциативное мышление, а я уже больше никогда не сталкивалась с проблемами в учебе.

Ассоциативное мышление — что это такое?

Наверняка многие из нас слышали или сами произносили такую фразу: «Ты у меня ассоциируешься с…». Однако не каждый задумывается о том, что же представляет собой ассоциация. Как правило, этим словом обозначают взаимосвязь предметов и явлений, имеющую место в сознании человека и оставшуюся в памяти. Многие люди используют подобные связи ежедневно, даже не догадываясь об этом.  Например, кто-то говорит про Новый год, а в нашем сознании всплывает образ апельсинов, ели или фейерверков.

В психологии принято выделять несколько видов ассоциаций:

А теперь давайте перейдем к основному вопросу: ассоциативное мышление –  что же это такое, что оно дает человеку? Почему же так важно его развивать?

Наверняка кто-то подумает, что раньше он легко жил без этого. Однако подобная мысль неверна. Ранее уже отмечалось, насколько часто наше сознание подбирает связи между словами. А чтобы эти связи не были просто набором слов, образов, нужно их развивать. Для начала все же требуется подробнее разобраться в самом механизме нашего сознания.

Википедия не дает точного определения, поэтому мы можем вывести его самостоятельно. Ранее мы уже отметили, что такое ассоциации, и на основе этого определения можно обозначить и сам мыслительный процесс.

Итак, ассоциативное мышление – это такой вид мышления, основой которого выступают связи между словами. С его помощью наше сознание может легко перерабатывать поступающую информацию без какого-либо логического анализа. То есть благодаря нему, мы можем мыслить гораздо быстрее и эффективнее.

Решение многих проблем осложняется при ограниченном ассоциативном мышлении. На первый взгляд может показаться, что все мы пользуемся тем объемом информации, который собрали за всю жизнь. Хотя на деле человек привык работать лишь с малой частью запаса собственных знаний. Тем самым самостоятельно ограничивая свои возможности.

У взрослого человека процесс запоминания происходит на базе накопленного опыта. С помощью своего воображения он воспринимает события, явления, предметы, факты и привязывает новое слово к уже знакомому образу. Соответственно взрослому легче развивать мышление, поскольку он имеет за плечами большой опыт и богатый багаж знаний. Это особенно полезно для людей, занимающихся творческой деятельностью или наукой. Люди, умеющие мыслить ассоциативно, ценятся на работе. Окружающий мир видится им в ярких красках, а сами они всегда позитивны и креативны.

С  помощью ассоциативного мышления дети познают окружающий мир. Ассоциации в жизни ребенка влияют на его восприятие мира и дальнейшее обучение.

Иногда родители не возьмут в толк, зачем их ребенок должен дополнительно заниматься, если он и без этого берет все необходимое из окружающей среды. Однако специалисты доказали, что сознание не может развиваться самостоятельно, без помощи родителей ребенка. Поэтому желательно начинать развивать мышление ребенка с младенческих лет.

Стоит отметить, что особое внимание требуется уделять негативным связям. Ведь часто при упоминании врача ребенок думает об уколах или горьких таблетках. Школа напоминает о необходимости выполнять много домашнего задания. Такое мышление отравляет жизнь ребенка, вырабатывая негативное отношение к окружающему миру. Только родитель в силах остановить этот процесс, пустить ассоциации в правильном русле, научить ребенка мыслить положительно.

Ограниченный ряд ассоциаций как у взрослого человека, так и у ребенка мешает развиваться, эффективно и быстро решать задачи.

Какие навыки помогает развивать ассоциативное мышление

Мы не можем отрицать, что человек с развитым мышлением будет гораздо успешнее чем тот, кто его не развивал. Важно начинать развивать ассоциативное мышление с детства, поскольку это даст преимущества в будущем, а именно:

Нужно обеспечить благоприятные условия развития ребенка. Исключить любой стресс из его жизни, ведь именно он создает почву для формирования возрастных страхов. А они, как известно, сильно тормозят рост человека, как успешной и интересной личности.

Ассоциативное мышление приносит пользу во время учебы. Школьникам, студентам легче запоминать материал, анализировать информацию с помощью построения особых связей между словами.

Взрослым ассоциации помогают при решении самых разных задач, они стимулируют активную работу мышления.  Специальные упражнения помогают успешнее делать новые открытия, придумывать креативные идеи, лучше запоминать новые сведения. Так, например, система быстрого усвоения информации Тони Бьюзена основывается именно на ассоциативном методе.

В современном обществе высоко ценятся люди с независимым критическим мышлением. Такие люди яркие и творческие, сразу привлекают к себе внимание. Большинству с ними всегда интересно проводить время.

Надеюсь, перечисленных навыков достаточно, чтобы начать работать с ассоциациями. Но хотелось бы выделить еще одну причину – самопознание. Фрейд считал, что наше подсознание с помощью ассоциаций посылает нам тайные послания, разгадка к которым откроет много новой информации о сознании. Если вы готовы открыть новые сведения о себе, тогда приступайте к выполнению упражнений.

5 упражнений, которые помогут вам успешнее работать с ассоциациями

Ряд специальных упражнений для развития ассоциативного мышления помогут интересно и успешно развить наше сознание, пополнить словарный запас и улучшить грамотность речи. Все упражнения достаточно просты и легко выполняются на протяжении всего дня.

Давайте подробнее разберем самые эффективные способы для работы с ассоциациями:

  1. Ассоциативная цепочка – необходимо придумать два совершенно разных слова и построить между ними цепочку из других слов, с помощью которых между ними возникнет связь.
  2. Начало ассоциаций – нужно выбрать одно слово, которое будет стоять в начале цепочки. А после этого уже нужно подбирать другие слова, каким-либо образом связанные с началом. Попробуйте построить настолько длинную цепочку, насколько хватит фантазии.
  3. Общая ассоциация – это упражнение также требует выдумать два слова, однако на сей раз нужно придумывать ассоциации, которые будут общими для них. Например, холодный и белый. К ним одинаково подходят слова зима, снег, холодильник.
  4. Раскрой секрет друдлов – суть этого упражнения – описание картинки, на которой изображены разнообразные каракули, в которых каждый человек увидит определенный образ. Встречаются разные варианты картинок, которые прекрасно тренируют мыслительные процессы.
  5. Нетривиальная ассоциация – выберите определенный термин и подберите к нему необычную ассоциацию. Например, когда большинство людей слышат слово «бумага», они думают о канцелярских товарах. Однако бумагу можно использовать и для поделок, например, для бумажных самолетиков или оригами. Значит, ассоциацией к слову «бумага» может стать «самолетик» или «поделка».

Эти упражнения не требуют от человека больших усилий как физических, так и умственных, поэтому тренироваться можно даже во время выполнения бытовых дел.

Как часто нужно заниматься?

Если вы хотите, чтобы упражнения принесли плоды как можно быстрее и эффективнее, уделяйте им 1-2 часа в день в любое время суток. Можно тренироваться постепенно в течение дня, уделяя одному заданию до 20 минут. Выдумывайте так много ассоциаций, сколько сможете. Это не только полезно, но и весело.

Зачем же это нам нужно?

Ассоциативное мышление позволяет с легкостью усваивать новый материал, генерировать невероятные идеи, быть первым в своем любимом деле. Создать ассоциативный ряд проще простого, но стоит запомнить и учесть одно важное правило – чтобы связь между словами запомнилась лучше, она должна быть яркой, необычной. Именно такие события прочно откладываются в нашей памяти. Нужно ежедневно выполнять специальные упражнения, и тогда вы сможете максимально развить свою память, воображение и творческие способности.

Теперь, зная, что такое ассоциативное мышление, вы можете узнавать больше новых слов и не мучить себя запоминанием нудных формулировок. Взрослый вы или ребенок, неважно, развивать ассоциации никогда не поздно. Прочтение этой статьи является первым шагом на пути к развитию эффективного мышления. Также хотелось бы посоветовать прочитать и другие статьи по развитию на данном сайте. Изучайте новое, делитесь с друзьями и никогда не останавливайтесь в своем стремлении стать лучше.

[Всего голосов: 1    Средний: 2/5]

trenermozga.ru

Ассоциативное мышление. Развитие ассоциативного мышления

Мышление – основной познавательный процесс, многое определяющий в жизни человека. Ассоциативное мышление – понятие, которое отражает использование ассоциаций: все связи действий и представлений исходят из ощущений и тех следов, которые они оставляют в мозге. Ассоциация – это связь между понятиями и представлениями, возникающая в процессе их осознания. Одно из представлений вызывает в сознании другое – так рождаются ассоциации.

Ассоциативные связи неодинаковы у разных людей, ведь они зависят от личного опыта. Так, слово «осень» у одного человека ассоциируется со слякотью и непогодой, у другого – с яркими желтыми осенними цветами, у третьего – с буйством красок в лиственном лесу, у четвёртого – с грибами и «тихой охотой», у пятого – с одиночеством, моросящим дождём и уходящей вдаль пустынной аллеей, усыпанной жухлыми листьями, а у шестого – с днём рождения, друзьями, подарками и весельем.

Термин «ассоциация» был введён английским философом и педагогом Джоном Локком ещё в 1698 году, и с тех пор широко используется. Благодаря ассоциативному мышлению мы знакомимся с новым, открываем для себя мир, расширяем границы его познания, учимся мыслить нестандартно.

Виды ассоциаций

Существуют разные классификации ассоциаций. Например, по ряду признаков можно выделить следующие их виды:

—     Причина – следствие (дождь – плащ, молния – гром, снег – лыжи).

—     Смежность, близость во времени и пространстве (колбаса – холодильник, компьютер – мышка).

—     Подобие, сходство понятий (туча – перина, груша – лампочка).

—     Контраст (белый – чёрный, огонь – лёд, холод – тепло).

—     Обобщение (цветок – букет, берёза – дерево).

—     Подчинение (овощ – помидор, куст – калина).

—     Дополнение (борщ – сметана, салат – майонез).

—     Целое и части (тело – рука, дом – подъезд).

—      Соподчинение одному объекту (клещи – плоскогубцы, стул – скамья, чашка – стакан).

Различают также ассоциации по созвучности (кошка – мошка, тень – плетень) и словообразовательные, построенные на однокоренных словах (синева – синий, печка – выпечка).

В процессе построения ассоциаций могут быть задействованы разные органы чувств, поэтому ассоциации бывают вкусовыми, визуальными, слуховыми, обонятельными и т.д.

Ассоциативная теория мышления

С образованием ассоциаций были связаны первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека. В XVII веке психология мышления еще не была выделена как отдельный раздел, и мышление не рассматривалось как особая форма деятельности человека. Развитие мышления понимали как процесс накопления ассоциаций.

Ассоциативная теория мышления относится к одной из ранних. Её сторонники считали, что мышление является врождённой способностью и сводится к ассоциациям, связывающим следы прошлого и впечатления от настоящего опыта. К сожалению, эта теория не могла объяснить творческий характер процесса мышления, специфичность его содержания и закономерности протекания.

Однако, основываясь на процессе обучения, ассоциативная теория мышления выделяла несколько очень значимых для развития мышления моментов:

—     Важность использования наглядного материала в процессе обучения;

—     Осознание того, что обучение возможно только через чувственное познание, т.е. через образы и представления.

—     Понимание, что ассоциации расширяют границы способностей, через них сознание стимулируется, активизируя процессы сравнения, анализа, обобщения.

Развитие ассоциативного мышления

Идеи, подсказанные ассоциациями, успешно используются человеком уже давно. Наблюдения за рыбами натолкнули на идею создания подводной лодки, а системы всплытия и погружения навеяны ассоциациями с рыбьим воздушным пузырем. Идея эхолокации позаимствована у дельфинов. Репейник, цепляющийся за шерсть собаки, подсказал Жоржу де Менстралю, инженеру из Швейцарии, принцип создания липучки, которая на сегодняшний день широко используется в одежде и обуви. Немало нереализованных идей, подсказанных ассоциациями, сохранилось в тетрадях Леонардо Да Винчи. Так, наблюдения за птицами подсказали ему идею орнитоптера, позволившего бы человеку парить над землёй. Его наброски парашюта – отражение мечты о летающем человеке, дрейфующем в вышине, не боящемся упасть с любой высоты.  И это только крохотная часть идей, навеянных ассоциациями, и главное – этот процесс не остановить.

Развитое ассоциативное мышление дает нам ряд преимуществ:

•   способствует развитию воображения;

•   помогает генерировать новые, незаурядные идеи;

•   облегчает восприятие и способствует образованию новых смысловых связей;

•   улучшает адаптацию к новым, нестандартным ситуациям и помогает в поиске решений необычных задач;

•   стимулирует работу мозга;

•   улучшает объём памяти.

Нельзя не упомянуть о том, что в основе мнемоники, позволяющей запоминать большие объёмы слов, лежат ассоциации. Об ассоциативной памяти больше можно узнать здесь:

Начинать развитие ассоциативного мышления лучше с раннего детства, поэтапно. Сначала нужно просто знакомить ребёнка со всеми встречающимися понятиями и связанными с ними действиями. Следующий этап – обучение ребёнка обобщению. Например, чашки, тарелки, блюдца – посуда; стул, стол, кресло – мебель; машинка, кукла, кубики – игрушки. Вместе с тем ребёнок учится называть и различать предметы.

Для детей постарше нужны другие, более сложные упражнения: составление ассоциативных рядов, поиск последовательности в словесном ряду, анализ предметов по признаку.

Ассоциативное мышление ребёнка может приводить его к психологически сложным ситуациям. Родителю в том случае, когда ребёнок остро негативно реагирует на образ или ассоциацию (например, прививка – укол – врач – белый халат) важно понимать, что загнанные «в тёмный угол», подавленные ассоциации могут стать причиной развития разного рода комплексов в будущем. Важно проявлять терпение, говорить с ребёнком о том, что его пугает, объяснять, настраивать на позитив. Следует прислушиваться к ребёнку и его ассоциациям, стараться понять его потребности, образы, стремления, с тем чтобы поддержать ребёнка, успокоить, вернуть ему чувство защищенности.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Хотите попробовать поиграть в ассоциации? Это тот случай, когда игры развивают:

1.Возьмите два любых слова, не связанные по смыслу, и попробуйте постепенно создать смысловую ассоциативную цепочку, приводящую от одного к другому. Например: машина и дерево. Цепочка может быть такой: машина – дорога – лес – дерево.

2.Придумайте несколько слов (например: бутылка, бусы, окно). Подберите к ним слова-ассоциации, сходные по одному или нескольким признакам (например: стеклянный, твёрдый, сверкающий, зелёный).

3.Подберите ассоциации, объединяющие все слова одновременно. Например: холодный, блестящий – лёд, бриллиант, металл.

4.Если Вы на прогулке или в пути, и у Вас есть попутчик, придумайте любое первое слово и по очереди ведите от него цепочку ассоциаций. Когда ассоциация непонятна, объясняйте её появление. Это весело,  интересно и развивает ассоциативное мышление.

5.Придумайте необычные ассоциации. Например, кошелёк – деньги – это обычная, ожидаемая ассоциация. А что ещё можно хранить в кошельке? Лотерейный билет, прядь волос, амулет, записку, ключ?

6.Существует любопытный тест, не отнимающий много времени, но позволяющий и поиграть в ассоциации, и заглянуть в своё подсознание и понять, что Вас беспокоит. Это ведь первый шаг к решению, верно? Можно просто придумать 16 любых слов, а можно воспользоваться вспомогательными начальными буквами. Но не следует долго раздумывать, нужно писать первое, что придёт в голову, и быть честным с собой (если Ваша цель – узнать себя получше и решить свою проблему). Можно использовать существительные, прилагательные, наречия, словосочетания. Итак, если Вы решили воспользоваться буквами (для начала так проще), возьмите листок бумаги и слева по вертикали запишите следующие буквы: т, д, б, м, г, а, ж, о, к, р, в, н, з, п, л, с. Теперь напротив каждой из них напишите слово, начинающееся на эту букву — первое, которое придёт в голову. Теперь попарно берите получившиеся слова, подбирая ассоциацию на каждые два идущих подряд по вертикали слова. Записывайте ассоциации напротив каждой пары слов. У Вас получится 8 слов. Затем снова по вертикали сверху вниз объединяйте по два получившихся слова и снова записывайте рождающиеся ассоциации. Теперь их будет 4. Объедините и их попарно, запишите две новые ассоциации. Объединив их, Вы получите ключевую ассоциацию, самую важную. Ассоциации помогали в исследованиях подсознательного, они использовались З.Фрейдом, затем К.Юнгом, и до сегодняшнего дня применяются многими психоаналитиками (и не только). Задействуя творческую составляющую своей личности, в ходе такого теста можно заглянуть в своё подсознание и найти пути решения проблемы, если таковая присутствует. Во всяком случае, излагая на бумаге ассоциации и мысли, мы подвергаем их анализу, поглубже заглядываем в себя и лучше понимаем.

Нарушение ассоциативного мышления

Нарушения ассоциативного мышления выражаются в изменении его темпа, целенаправленности и стройности. Серьёзные болезненные нарушения ассоциативного мышления являются предметом изучения в литературе по психиатрии и клинической психологии, в разделе психопатологии.

Были выявлены некоторые закономерности нарушений мыслительного процесса. Исходя из симптомов нарушений, разделяют, например, расстройства по форме и по содержанию. В первом случае речь идёт о нарушениях ассоциативного процесса мышления (то, как человек мыслит), а во втором – нарушения суждений (то, что человек думает, разного рода навязчивые состояния, бред, сверхчерные идеи). Ниже мы рассмотрим только некоторые виды нарушений ассоциативного мышления:

•     По изменению темпа мышления:

—     Ускорение, заметно опережающий всех остальных темп обработки информации, генерации идей, принятия решений, иногда скачки идей. Такое ускорение характерно для маниакальных состояний.

—     Замедление темпа, чрезмерное затягивание обдумывания и принятия решений.

—     Непроизвольное вторжение мыслей (ментизм), мешающее мыслительному процессу, сбивающее с темы.

—     Остановка мышления – обрыв течения мыслей, их непроизвольная остановка.

•    По подвижности, живости процесса мышления:

—     Изобилие детализации, второстепенных подробностей, несущественных для темы.

—     Излишняя обстоятельность, усугубляющая предыдущий пункт излишними отвлекающими ассоциациями и деталями.

—     Вязкость мыслей, при которой мышление перестаёт быть продуктивным, теряется нить разговора.

•    По грамматическому построению речи:

—     Использование клише, готовых штампов, шаблонов или вопросов при построении ответа, то есть использование речевых стереотипов.

—     Повторение лишенных смысла слов, звуков или фраз.

—     Бессвязное повторение слов или их сочетаний, в которых нет ни логического, ни грамматического построения.

•    По целенаправленности:

—     Излишняя витиеватость при выражении простой мысли.

—     Соскальзывание с темы в пространное рассуждение на отвлечённую ассоциацию с последующим возвращением к теме.

—     Многословное пустое и пространное разглагольствование без цели, «ни о чем» (резонёрство).

—     Направление усилий не на решение вопроса, а на исполнение протокола (формализм).

—     Рассмотрение вопроса с разных углов зрения, с разными критериями оценки, меняя уровни обобщения,  з-за чего невозможно принятие окончательного решения (разноплановость).

—     Нечеткое, противоречивое использование понятий, когда понять, о чем речь, почти невозможно (аморфность).

—     Нарушения логики мышления, при котором страдают или предпосылки, или причинно-следственные связи, или доказательства.

—     Символизм, понятный только самому пациенту, и больше никому.

—     Патологическое нахождение новых смыслов в словах, исходя, например, из количества букв или из их рифмования с тем или иным, (например, «счастливым» или «несчастливым) словом.

—     Аутистическое мышление – такое, которое касается только внутреннего мира пациента, закрытого для посторонних.

—     Архаическое мышление – в его основе лежат старинные стереотипы, суждения, взгляды, далекие от современности.

—     Персеверация (упорство, настойчивость) – при этом человек настойчиво повторяет слова, фразу или дело, даже если уже исчерпан уместный контекст.

—     Разорванность (отсутствие логической связи между понятиями, суждениями и умозаключениями), хотя грамматический строй речи при этом может быть и не нарушен.

Для поддержания мозга в тонусе важно комплексное развитие его познавательных функций, таких как внимание, мышление, память и восприятие. Для их развития можно использовать регулярные занятия на тренажёрах для мозга онлайн .

Мы искренне желаем Вам полезного и увлекательного времяпрепровождения и успехов в саморазвитии!

Фото: sophie

b-trainika.com

Ассоциативное мышление: 10 методов развития

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Ассоциативное мышление – это достаточно важный познавательный процесс, который происходит с помощью образов, возникающих на какой-либо стимул. И сегодня мы рассмотрим наиболее эффективные и интересные методы, которые помогут его развить.

Ассоциации у каждого человека на одно слово, событие, возникают абсолютно разные. Так происходит в силу жизненного опыта, который находится за плечами. Например, при слове «солнце» кто-то может радостно улыбнуться, вспоминая самый счастливый день, когда ярко светило солнце и было тепло. А кто-то наоборот, нахмурится, припомнив, как летом получил ожоги, вдобавок с солнечным ударом из-за того, что уснул на пляже.

А также в силу разности ведущей репрезентативной системы. Коротко напомню, что существуют аудиалы, им проще запоминать и воспринимать информацию на слух. Кинестеты, они это делают с помощью ощущений, прикосновений. Визуалы – опираются на своё зрение, им важно видеть, только тогда они смогут заметить и запомнить что-то. А также редкий тип дигаталов, они совместили все особенности репрезентативной системы, взяв от каждого типа по чуть-чуть.

Так вот, мы строим ассоциации в зависимости от того, с помощью каких органов восприятия познаём этот мир, существуем в нём. Допустим, чтобы выучить номер телефона, вам необходимо просто произнести его вслух несколько раз. А вот другому человеку не удастся его воспроизвести, пока он не выпишет его на лист, или же не представит каждую цифру в своей голове.

В чём польза?

Этот вид мышления необходим нам для решения задач, как жизненных, так и рабочих. И если вы займётесь его развитием, вас будут ожидать приятные бонусы. Например:

Немало изобретений было создано благодаря ассоциациям. Например, Жорж де Местраль придумал застёжки-липучки, однажды разглядев под микроскопом колючки репейника. Он их постоянно снимал с шерсти любимой собаки после прогулок. Увидев, как интересно расположены крючки этого растения, у него возникла идея создать столь ценную деталь одежды, обуви, аксессуаров.

Виды

Типы

Различают по:

Упражнения для развития

Игра «Банка»

Представьте банку и попробуйте назвать предметы, которые могут в неё поместиться. Чтобы разнообразить задание, придумайте какую-то определённую тематику. Потому что, допустим, в банке ведьмы будут храниться совсем не те вещи, которые бы поместил маленький ребёнок или девушка, блуждающая по лесу в поисках сокровищ и находок.

Подключайте фантазию и друзей, детей. Совместная, да ещё и развивающая игра поднимет настроение и поможет интересно провести время, сблизиться.

В принципе, можно банку заменить на кошелёк, сумочку, копилку или даже шкаф, чтобы упростить задачу.

Музыка

Подумайте о каком-то знакомом вам человеке и назовите песню, которая, по вашему мнению, характеризует его личность, поступки, образ жизни и прочее. В общем, что в голову придёт. И попробуйте для себя объяснить, почему так. Этот приём, кстати, поможет развить осознанность.

А ещё можно каждое утро, просыпаясь, придумывать, какой именно стиль в музыке его характеризует.

Включите радио или какую-то песню, клип которой вы ещё не видели, закройте глаза и наблюдайте за возникающими образами.

Логическая и не логическая цепочка

Возьмите два слова, совершенно друг с другом не связанных ни по каким характеристикам, и попробуйте выстроить между ними логическую цепочку.

А ещё можно взять любое слово, включить таймер и в течение пяти минут фиксировать мысли, которые приходят в голову в связи с ним. После чего попробовать найти объяснение каждой из них.

Мозговой штурм

Выпишите на лист все слова, которые приходят в голову в данный момент. Думать над их значением будете потом. Нет правильных и не правильных, вы просто выдаёте все мысли на бумагу.

После того, как закончили, перечитайте полученный список. Как думаете, с чем связан каждый его пункт?

Не вся информация находится в нашем сознании, поэтому могут попасться слова, которые поставят вас в тупик. Это то, что таится в недрах подсознания, что вы не замечаете или специально стараетесь игнорировать. Попробуйте разобраться, к чему и почему у вас получилось то, что получилось.

Подробнее о приёме мозгового штурма, вы можете прочитать в предыдущих статьях.

Алфавит

Напишите на листе все буквы алфавита, только в ряд, по вертикали. После чего, напротив каждой буквы укажите несколько слов, которые начинаются на неё.  И даже если они совсем друг с другом не связаны, вам необходимо придумать одну общую характеристику. Например, арбуз и акула – вода. Потому что арбуз – это ягода, в которой находится много жидкости, а акула плавает в море или океане.

История

Можете выполнять это задание самостоятельно или в компании друзей, чтобы повеселиться. Кстати, детям оно крайне полезно, так как процесс придумывания истории или сказки развивает не только их мышление, но и раскрывает творческие способности, увеличивает словарный запас.

Выберите наугад из любой книги 10 слов, на которые упадёт взгляд.  И не нарушая последовательность, попробуйте придумать историю. Поверьте, вам это доставит массу удовольствия, если позволите себе расслабиться и примерить роль писателя.

Друдлы

Друдлы – это загадки, отгадки которых зашифрованы в рисунках. Они схожи с обычными каракулями или схемами, которые человек изображает неосознанно. Например, во время разговора по телефону или скучной лекции в университете. Можете поискать готовые друдлы в интернете, а можете создать непонятные рисунки самостоятельно. Потом, конечно же, пытаясь их расшифровать и придумать, что они вам напоминают.

Интеллектуальные карты

Майнмэппинг является одним из методов планирования и структурирования своей деятельности и жизни в целом. Заключается он в том, что человек пытается схематически изобразить на листе или в программе необходимую ему информацию. Например, готовит доклад, проект, пытается найти решение возникшей проблемы или указывает необходимый материал для запоминания.

Работа над собой

Из-за ассоциаций у человека формируется отношение к чему-либо, кому-либо, которое порой мешает в жизни. Вот если ребёнок в детстве часто слышал от родителей, что деньги – это зло, а тот, кто много зарабатывает – обязательно ворует или является преступником, нехорошим человеком.

Тогда, вырастая, маловероятно, что он станет успешным и финансово обеспеченным. Образ богатого человека слишком негативен, а кому хочется в глазах родителей казаться преступником, не достойным уважения или любви?

Поэтому помимо развития этого типа мышления, вы сможете также поработать над собственными установками, которые мешают и не дают достигать желаемого.

Подумайте, с каким человеком или событием у вас возникают неприятные ощущения, чувства. Укажите каждое из них и обязательно объясните, почему так. Когда справитесь с этой задачей, напишите минимум 7 ассоциаций, только таких, чтобы вызывали приятные эмоции.

Это нелегко, но вполне реально. Ведь каждом недостатке можно найти ресурс. Необходимо только постараться и захотеть перемен.

Прогулка с другом

Прогуливаясь по парку или даже добираясь куда-то, можно весело и полезно провести время с близким человеком. Придумайте первое слово, а остальные называйте по очереди, которые возникли как ассоциация. Если какая-то связь не будет вам понятна, уточняйте и продолжайте игру.

Тренажеры

Рекомендую вам, посмотреть онлайн тренажеры. Например викиум, там много очень интересных упражнений.

Завершение

Занимайтесь саморазвитием, потому что оно обеспечит вам будущее, счастливое и успешное. Допустим, совсем нелишним будет уделить внимание и развитию нестандартного мышления.

Оно, как минимум, поможет замечать то очевидное, недоступное к пониманию из-за существующих стереотипов и личных ограничений. А это умение, между прочим, позволило многим личностям сделать гениальные открытия. Так что дерзайте и всё у вас получиться!

И подписывайтесь на блог, чтобы не пропустить новые и полезные статьи, для расширения кругозора и развития осознанности.

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

qvilon.ru

Развитие ассоциативного мышления

Ассоциативное мышление – это вид мышления, основанный на связи одного понятия с другим (ассоциации). Каждый человек обладает этим видом мышления и постоянно использует его в повседневной жизни. Например, слово «песок» может вызвать у человека воспоминания о морском пляже, солнце, жаркой погоде. А при слове «мандарин» в голове сразу же возникают мысли о новогодних праздниках, наряженной елке. Подобные воспоминания называются ассоциациями. Примечательно, что у каждого человека ассоциации индивидуальны и зависят от личного опыта.

Ассоциации и их виды

Ассоциациями называются связи, возникающие между отдельными предметами, явлениями, событиями и фактами, находящимися в памяти человека.

Психологи разделили ассоциации на несколько типов:

Еще ассоциации можно разделить на такие виды:

Ассоциативные связи полезны для решения различных задач. Ассоциации могут быть не только словесные, но и в виде зрительных образов, звуков, запахов, тактильных ощущений. В зависимости от того, какая репрезентативная система более развита у человека (визуальная, аудиальная, кинестетическая), такие ассоциации и будут более свойственны ему.

Каждый человек использует разные методы для запоминания. Одному нужно несколько раз произнести вслух новую информацию, другому – записать ее на бумаге, третьему – прочитать, а затем мысленно представить перед глазами прочитанный текст.

Каждый психически здоровый человек может создавать ассоциации. Однако есть люди, страдающие так называемым ассоциативным расстройством. Оно представляет собой психическое заболевание, при котором нарушается процесс построения ассоциаций.

В чем польза ассоциативного мышления?

Можно вспомнить немало случаев, когда определенные ассоциации помогали сделать научное открытие или создать новое изобретение. Например, инженер, специализирующийся на строительстве мостов – Броун – однажды, сидя под кустом, увидел паутину, и это подтолкнуло его к изобретению подвесного моста, который крепится на тросах. Шотландец Данлон придумал резиновые шины после того, как увидел пружинящий шланг. Когда ученые пытались понять  место субатомных частиц в атоме, у физика из Японии Х. Нагаоки родилась ассоциация с солнечной системой.

Развитое ассоциативное мышление может оказаться весьма полезным. Оно помогает в создании новых идей и стимулирует развитие воображения. Ассоциативное мышление помогает улучшить процесс запоминания нового. Автор книги «Суперпамять» Тони Бьюзен предложил использовать для быстрого запоминания информации ассоциативный метод. Для того чтобы закрепить в памяти новое понятие, необходимо соотнести его с уже знакомым понятием, то есть провести между ними ассоциацию. Память устроена таким образом, что факты, связанные между собой, запомнить гораздо легче. Например, для скорейшего запоминания нового, незнакомого или иностранного слова нужно подобрать к нему другое, похожее по звучанию. Таким образом, человек привязывает новые знания к тем, которые уже имеются в его арсенале. Так работает ассоциативная память.

Ассоциативное мышление способствует развитию памяти и участвует в процессе генерации идей. Это полезно не только для людей искусства, но и для тех, кто хочет сделать свою жизнь лучше, ведь творчество – основа человеческого существования и развития отдельной личности и общества в целом.

Ассоциативное мышление является основой творческого процесса, поэтому развивать его весьма полезно. Как правило, такое мышление хорошо развито у детей. Дети любят играть со словами, создавая необычные ассоциации. Развитие этого типа мышления в детском возрасте помогает активизировать творческие способности ребенка. Взрослые тоже могут развить у себя ассоциативно-образное мышление с помощью специальных упражнений.

Тест на ассоциативное мышление

Прежде чем приступить к развитию мышления, рекомендуется пройти небольшой психологический тест, позволяющий увидеть собственные скрытые проблемы и попытаться найти их корни в своем подсознании. Для проведения теста приготовьте ручку и лист бумаги. Итак, приступим.

Запишите 16 любых слов, которые первыми придут вам в голову. Для облегчения задачи ниже приводится список букв, на которые должны начинаться слова. Это будет ваш первый ассоциативный ряд из 16 слов. Затем берите слова попарно и записывайте ассоциацию, возникшую от каждой пары слов. Вы получите ваш второй ассоциативный ряд, состоящий уже из 8 слов. Снова берите слова попарно и придумывайте ассоциацию к каждой паре. Получаете ассоциативный ряд из 4 слов. Следующий ряд будет состоять уже из 2 слов. Подберите ассоциацию к последней паре слов. Это самая важная ассоциация, поскольку она вышла из вашего подсознания.

Список букв, на которые начинаются слова первого ассоциативного ряда: Т, Д, Б, М, Г, А, Ж, О, К, Р, В, Н, З, П, Л, С.

Этот тест использовал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд и его последователи в работе с пациентами. Цепочка неконтролируемых, случайных ассоциаций помогает заглянуть в подсознание человека и понять корень его проблем. Во время выполнения задания важно не думать долго, подыскивая наиболее подходящую ассоциацию, а говорить то, что первым приходит в голову.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Упражнения очень просты, и выполнять их можно в любое удобное время. Они не только тренируют мышление, но и способствуют развитию речи, расширяя словарный запас. Упражнения могут выступать в виде своеобразной игры, в которую можно поиграть во время рабочего перерыва, на прогулке или вечером перед сном.

Упражнение 1. Придумайте первое слово, которое будет являться началом цепочки ассоциаций. А теперь подберите к нему следующие слова, продолжая цепочку. Например: кошка – шерсть – мягкость – гладкость и т. д.

Упражнение 2. Придумайте два не связанных между собой слова. Первое будет являться началом цепочки, а второе – ее концом. Ваша задача состоит в том, чтобы построить ассоциативную цепочку, которая свяжет между собой первое и последнее слово. Например: исходные слова – собака и машина. Составляем цепочку: собака – лай – прохожий – тротуар – дорога – машина.

Упражнение 3. Придумайте два-три исходных слова, а после подберите к ним ассоциации, имеющие связь с исходными по любому признаку или по нескольким признакам. Например: исходные слова – яркий и горячий. Ассоциации: свет, еда, печь, цвет.

Упражнение 4. Придумайте два-три слова и подберите к ним слова, которые связаны с ними со всеми одновременно. Например: Исходные слова – белый и холодный. Подбираем ассоциации: снег, мороженое, камень, металл.

Упражнение 5. Придумайте первое слово, а затем постарайтесь подобрать к нему необычную ассоциацию, которая не связана с исходным словом напрямую. Например: конверт. Первая ассоциация, которая обычно приходит в голову – письмо. Но вам нужна необычная. Для чего еще можно использовать конверт? Например, для хранения семян. Значит, ассоциация – семена.

Групповые упражнения

Следующие два упражнения можно выполнять в группе. Количество участников может быть любое. Для записи слов удобнее всего использовать диктофон. Перед началом упражнения нужно выбрать ведущего, который будет задавать первое слово в цепочке, а также следить за процессом.

Упражнение 1. Ведущий называет первое слово. Затем все участники по очереди придумывают ассоциации к каждому последующему слову, составляя цепочку. Слова должны быть связаны по смыслу, то есть иметь прямую ассоциацию. Пример: дом – стройка – кирпич – завод – производство.

Упражнение 2. Это упражнение похоже на предыдущее, только теперь участники должны подобрать к исходному слову не прямую, а косвенную ассоциацию, то есть ту, которая возникает в голове именно у него. Пример: дом – деньги – ресторан – море – выигрыш.

После того как все участники назовут свои ассоциации, необходимо провести анализ и обмен мнениями. Каждый участник должен объяснить, почему он назвал именно такую ассоциацию. Например, у первого участника слово «дом» вызывает ассоциацию с деньгами, на которые он был куплен, поэтому он называет слово «деньги». У второго участника слово «деньги» вызывает воспоминания о дорогом ресторане. Третий участник может вспомнить о ресторане, в котором он побывал во время отдыха на море. Четвертый участник, услышав слово «море», подумал о путевке, которую кто-то из его знакомых выиграл в лотерею, поэтому назвал слово «выигрыш».

В ходе подобных тренингов каждый из участников получает возможность заглянуть в собственное подсознание и лучше понять самого себя и свои страхи, эмоции, переживания.

Таким образом, тренировка ассоциативного мышления позитивно сказывается на развитии воображения, помогает улучшить память, активизировать процесс творческого поиска и повысить качество жизни.

Найти подробный обзор betfair всегда можно на нашем сайте bukmekerov.net

newgoal.ru

Развитие образно ассоциативного мышления у детей

Для усвоения новой информации и длительного удержания ее в памяти отлично подойдут красочные приметные ассоциации. Их использование позволит в подходящей ситуации максимально точно воспроизвести информацию. Развитие ассоциативно-образного мышления помогает человеку создавать что-то новое, генерировать новые идеи.

Данный вид мышления способствует развитию памяти и внимания, а также позволяет понять новую информацию на основе уже имеющейся.

Виды ассоциаций

Ассоциациями называются связи, возникающие между самостоятельными вещами, явлениями и фактами, хранящимися в памяти человека. У каждого они индивидуальны и основываются на опыте.

Ученые выделили несколько групп ассоциаций:

Помимо этого, их разделяют на тематические (связанные одной темой), фонетические (названия созвучны между собой) и словообразовательные (ассоциации — однокоренные слова).

В чем польза ассоциативного мышления

Развитие ассоциативного мышления позволяет человеку глубже понять взаимосвязи между вещами, явлениями, феноменами окружающей социально-природной среды. Чем больше и разнообразнее образы, которые мы накапливаем, тем обширнее возможности нашего разума при совершении операций с их использованием, и тем больше мы развиваем память и творческое мышление.

Ассоциативное мышление представляет собой связующее звено между предметным и абстрактным типами мышления, познания, высокий уровень развития данного вида мышления формирует целостность и эффективность реализации мыслительных процессов.

Как развить ассоциативное мышление

Развитое ассоциативное мышление предоставляет человеку много преимуществ:

Так, в основе мнемоники, помогающей сохранять в памяти большие объемы слов, лежат именно ассоциации.

По возможности развитие необходимо начинать с раннего детства.

Вначале ребенка знакомят со всеми вещами, которые он видит, и связанными с ними действиями. Затем ему объясняют принципы группирования предметов, параллельно чему малыш учится отличать и называть вещи. Детям постарше подойдут упражнения типа ассоциативных рядов или анализа предметов по признаку.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Занятия для развития своих или навыков ваших детей следует проводить регулярно. При этом желательно придерживаться легкой и комфортной формы обучения, поскольку этот вид мышления больше всего связан с творчеством, а оно, как известно, не терпит давления. Однако, это не означает, что нужно игнорировать важные упражнения и надеяться на отличный результат.

Ряд ассоциаций

Игра является самым популярным методом для развития ассоциативно-образного мышления. Подходит для развития детей с 5-6 лет и для взрослых. Сперва придумываются два слова, ассоциирующиеся друг с другом. Например, иголка и дефиле. Далее выстраивается ряд из слов, которые начинаются первым и заканчиваются вторым. Иголка — нитка — ткань — платье — модель — дефиле. Ряды могут быть любой длины, но рекомендуется придерживаться продолжительности до 7-10 слов, чтобы дольше сохранить интерес к игре, особенно у ребенка.

Цепочки

Придумайте слово, подберите к нему слово-ассоциацию и далее по тому же принципу. Например, тарелка — кухня — выпечка — пекарня — тепло и т.д. Прелесть игры в том, что у каждого человека такая цепочка уникальна, поскольку он обладает индивидуальным ассоциативным рядом, который невозможно повторить. Упражнение отлично подойдет для развлечения в большой компании.

Попробуйте скачать приложения для развития ассоциативного мышления:

Необычные ассоциации

Существуют ассоциации, которые использует большинство людей. Невеста-платье, мышь-сыр, шайба-хоккей. Из-за этого наш мозг как бы «ходит по кругу». Чтобы избавиться от этого состояния, рекомендуется придумывать необычные ассоциации. Вначале это может показаться тяжелым и долговременным занятием, но постепенно ваш мозг привыкнет к нестандартному мышлению.

Описание предметов

Методика подходит для обучения совсем маленьких детей. Вам необходимо описывать определенные предметы, создавая понятную для ребенка ассоциацию.

Играть можно в любое время, например, по дороге домой или на прогулке, комментируя окружающие вещи.

«Смотри, какой голубой цветочек, как небо», «Ветер дует, как вентилятор», «Птички поют, как будто вот такую песенку (и напеть)», «Сандалики грязные, как посуда после обеда» и т.д. Постепенно ребенок втянется в игру и начнет также активно сравнивать, развивая свое ассоциативное мышление.

Перевоплощение

Игра способствует развитию ассоциативно-образного мышления у детей. Вы представляетесь кем-то, например, мышкой, и задаете ребенку наводящие вопросы. Что делают мышки? Как они кушают? Как спят? Как умываются? Вам необходимо перенять «образ мышки» на себя. Двигаться на четвереньках, попискивать, двигать носом, принюхиваясь. Попытайтесь с помощью звуков передать то, что хотите сказать ребенку. Игра дает возможность детям представить определенных животных, получить знания о них и понять, нравятся они им или нет. Во избежание неприятных ситуаций играть в нее следует дома.

«Что? Где? Когда?»

Популярная интеллектуальная игра приносит пользу не только ее участникам, но и всем зрителям.

Игрокам необходимо благодаря эрудиции, логике, способности к образному мышлению и быстрому построению ассоциативных цепочек за отведенное время ответить на поставленный вопрос. Подобный тренинг вам помогает одновременно развивать многие навыки, включая ассоциативное мышление. Вы можете попробовать свои силы вместе с официальной игрой, транслируемой по телевизору или воспользоваться онлайн вариантом игры.

Крокодил

Популярная командная игра в ассоциации. Игроки делятся на две команды, и поочередно команды выбирают ведущего, которому соперники предлагают слово.

Задача ведущего при помощи только жестов и мимики показать своей команде выбранное слово.

Ведущий не может указывать на вещи вокруг, артикулировать губами или произносить звуки, показывать слово по частям. Чтобы выиграть, команде необходимо потратить минимум времени на разгадывание всех слов соперника. Если у вас нет возможности собрать команду, воспользуйтесь этой игрой.

Друдлы

Игра является изобретением двух творческих американцев — Роджера Прайса и Леонарда Стерна. Суть — вы описываете изображение, которое имеет несколько интерпретаций. Сами по себе картинки что-то вроде каракулей, но создатели всегда описывают вариативность их восприятия. Здесь вы сможете проверить свои силы и развить ассоциативное мышление.

Ментальные карты

Создатели карт преследовали мысль, что при необходимости запомнить нечто новое, достаточно обобщить это с уже знакомым фактом, хранящимся в вашей голове.

По своей сути ментальные карты — это техника визуализации мышления.

Инструкция для создания:

  1. Возьмите лист бумаги, напишите в центре одним словом главную тему, которой посвящена карта. Заключите ее в замкнутый контур.
  2. От центральной темы рисуйте ветви и располагайте на них ключевые слова, которые с ней связаны.
  3. Продолжайте расширять карту, добавляя к уже нарисованным ветвям подветви с ключевыми словами, пока тема не будет исчерпана.

Умения составлять mindmaps помогут не только в развитии мышления. Карты значительно упростят процесс запоминания новых данных в любой сфере деятельности. [table “2” not found /]

brain-hack.ru

Ассоциативное мышление: зачем и как?

Приветствую вас, друзья! С чем у вас ассоциируется Новый год? Кто-то ответит, что с запахом или вкусом мандаринов, у кого-то всплывет воспоминание о елке, кто-то вспомнит о семье, а может, о салате «Оливье». Ассоциации богаты и индивидуальны. Удивительно, но ученые придают им важное значение. Хотя мы привыкли обычно не обращать на них внимание, а зря! Ассоциативное мышление может быть очень полезно в современной жизни, когда переизбыток информации, а также дефицит свободного времени, делают нас более автоматичными, менее творческими.

Знакомство с миром ассоциаций

Мы часто произносим подобные фразы: «Ты у меня ассоциируешься с…», «У меня возникла ассоциация с…». Но совсем нечасто мы задумываемся о том, что же такое ассоциация. Этим словом чаще всего называют взаимосвязь предметов и явлений, присутствующую в сознании человека и запечатленную в его памяти.

Ассоциации накапливаются в течение человеческой жизни и зависят от полученного опыта. Нет законов, строго устанавливающих правила создания ассоциативных связей. Все индивидуально. Однако есть несколько общих принципов, благодаря которым мы обычно проводим параллели между предметами:

Также наше сознание стремится обобщать, подчинять одно понятие другому, сопоставлять часть и целое, дополнять объекты.

Чаще всего ассоциации создаются по этим принципам. Интересно последить за образованием собственных взаимосвязей, а затем подумать, по какому признаку вы связали эти предметы. Если вдруг обнаружите, что ни один из вышеназванных пунктов не подходит к вашей ассоциации, это не значит, что она неправильная. Неправильных – не бывает! И в этом их прелесть.

В чем практическая ценность ассоциаций?

Умение строить необычные логические цепочки, безусловно, необходимо людям, чья деятельность связана с творческим поиском и созданием чего-то нового. Но даже если вы связаны с областью, где креативность не является ключевым навыком, способность выстраивать связи пригодится для развития памяти. Большинство мнемотехнических техник основано именно на работе с ассоциациями. К тому же в современном обществе высоко ценится независимое критическое мышление. Яркие творческие люди неизменно привлекают внимание, выделяются из толпы.  Кажется, что с ними всегда интересно. А ведь это на самом деле так.

Мышление с помощью ассоциаций находится за пределами логики. Многие из них просто возникают в голове в ответ на картинку, заботливо предложенную воображением. Но именно развитие ассоциативного мышления благоприятно влияет на:

Надеюсь этих поводов достаточно, чтобы заняться вплотную работой со своими ассоциациями. Кстати, есть еще один момент: самопознание. Именно на ассоциативном методе был основан психоанализ. З. Фрейд всегда считал ассоциацию тайным знаком нашего подсознания, разгадав который можно много нового узнать о сознании. А вы готовы узнать кое-что новое о себе? Если да, попробуйте пройти следующий тест.

Ассоциативный тест

Игра с ассоциациями – всегда глубинный процесс, исследование своей личности. С помощью данного теста у вас получится немного заглянуть в свое подсознание, чтобы понять, что сейчас с вами происходит или что важно.

  1. Запишите 16 любых случайных слов, первых, что придут в голову.
  2. Чтобы было немного проще, вот вам 16 букв: Т, Д, Б, М, Г, А, Ж, О, К, Р, В, Н, З, П, Л, С. Именно с них пусть начинаются ваши слова. То есть, первое слово – с буквы Т, второе – с Д и т.д.
  3. Получившийся ассоциативный ряд разбейте на пары (слова, которые стоят рядом) и подберите к этой паре новую ассоциацию. Получается, у вас останется 8 слов.
  4. Проделайте ту же операцию с новым рядом. И еще раз. Сначала у вас будет 4 слова, потом только два.
  5. Последняя – самая главная! – операция: подберите ассоциацию к оставшейся паре. Именно оно представляет на данный момент особую ценность. Внимательно посмотрите на него, подумайте, к чему это?

Как видите, способы, как развить ассоциативное мышление могут быть крайне увлекательными, а также познавательными.

Развивающие упражнения

В случае с ассоциативным мышлением занятия будут приносить удовольствие, окажутся легки, приятны. Это как раз тот случай, когда можно играть: чем больше – тем лучше. Однако игры лучше подбирать тематические: например, Имаджинариум – отличная настольная игра для небольшой компании. Неплохо, если вы привыкнете перебрасываться ассоциациями со своими близкими людьми. Любопытно иногда проследить, почему именно такое слово родилось в ответ. Так вы узнаете глубже не только себя, но и партнера.

Отлично может зайти игра, освобождающая сознание от стереотипов и клише. Договоритесь, что на встречный вопрос нужно ответить, не задумываясь, быстро, нелепо и невпопад. Например, на вопрос: «Который час?» — можно ответить: «Читаю книгу». Если ответы вдобавок будут еще и смешными, это упражнение на пару минут продлит вам жизнь.

Здорово расширяет круг ассоциаций и повышает ассоциативное мышление следующее задание: возьмите два несвязанных друг с другом слова, затем попробуйте построить между ними смысловую цепочку, начиная с одного, заканчивая другим.

Одним из упражнений, направляющих мышление, станет следующее: вам предстоит строить цепочку ассоциаций, но исходя из определенных ограничений. Например, представьте, что вы грузчик или врач, десятилетний ребенок или сорокалетняя женщина. Войдите в роль, отвечайте не от своего, а от их лица. Данное задание помогает лучше почувствовать различные системы ассоциаций, учит выходить из заданных рамок или, наоборот, оставаться в них.

Учитывайте тот факт, что эти упражнения не только развлечение, попытка скоротать время. Это способы развить важный навык. А значит заниматься нужно регулярно, уделяя хотя бы 15 минут на тренировку.

Даже обычную поездку в общественном транспорте можно сделать развивающим занятием: наблюдайте за рядом стоящими людьми, представляйте, сколько им лет, чем они занимаются, о чем думают.

Будет здорово, если вы начнете использовать мнемотехнические приемы. Они хорошо пригодятся для учебы и при запоминании больших объемов информации.

Если понравилась статья, делитесь ссылкой на нее в социальных сетях. В комментариях ответьте на вопрос: «Какое слово первым вам приходит в голову на букву З?»

Приятных ассоциаций, с уважением Александр Фадеев.

Поделитесь или сохраните себе, чтобы не забыть!

Автор: Александр Фадеев

Добавь в закладки: https://fadeev.su

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

fadeev.su


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.