Домой Регистрация
Приветствуем вас, Гость



Форма входа

Население


Вступайте в нашу группу Вконтакте! :)




ПОИСК


Опросник
Используете ли вы афоризмы и цитаты в своей речи?
Проголосовало 514 человек


Аспидная доска что это такое


От аспидной до школьной доски

Однажды, рассматривая картины швейцарского художника Альберта Анкера, я обнаружил очень любопытное полотно.

Оно называется «Школьник в снежном пейзаже».

Мельком бросив на этого школяра поверхностный взгляд, я подумал: «Странно, очень странно – мальчик в старой рваной курточке и залатанных штанишках держит подмышкой планшет…  Стоп! Какой такой электронный планшет в XIX-м веке!? Не может такого быть!»

Действительно, не может быть такого! Это не гаджет, это – аспидная доска!

Жуткое название – аспидная доска – не правда, ли!? Воображение тут же рисует всевозможных мерзких аспидов. Так в старину называли огромных крылатых змеев, способных извергать огонь. Вместо пасти у этих гадов был птичий клюв. А ещё, наши бабушки называли аспидами хитрых, коварных и злых людей. В наше время это название сохранилось у довольно таки большого семейства ядовитых змей. Между прочим, знаменитые королевская кобра и чёрная мамба – это тоже аспиды.

Так вот, чёрные доски-планшеты в руках у школьников прошлых веков никакого отношения к опасным пресмыкающимся не имеют. Они названы аспидными благодаря материалу, из которого были изготовлены. Аспидный камень, или шунгит, как правильно называют его геологи – это такая горная порода, разновидность твёрдого сланца тёмно-серого или чёрного цвета. Из пластины такого сланца вырезали прямоугольник толщиной в 2-3 сантиметра, обрамляли его деревянной рамкой и получали идеальное школьное пособие для письма. На протяжении нескольких столетий аспидная доска служила детям многоразовой тетрадью. Кстати, не только детям. Банкиры вели на ней свои расчёты, учёные рисовали формулы, а трактирщики изображали меню.

Писали на такой доске обычно грифелем, поэтому в некоторых странах её именовали грифельной. Когда металл алюминий подешевел и стал общедоступен, то из него стали изготавливать палочки для письма. Алюминий оставлял на аспидной доске красивый серебристо-белый след. Позже стали активно использовать обычный мел. А вот стиралось всё написанное хорошо нам знакомым способом – влажной губкой или тряпочкой.

Почему я столь подробно описал применение этой учебной принадлежности? Да потому что аспидная доска стала «родительницей» самой известной школьной детали – классной доски. Её ведь изобрели сравнительно недавно – в начале XIX-го века. До этого учителя объясняли материал, так сказать, на пальцах. Вспомните, как это делал Архимед – прутиком на песке.

Создателем традиционной классной доски считается школьный директор из Шотландии Джеймс Пилланс.

Однажды Джеймс Пилланс вёл урок географии и решил для наглядности нарисовать контур изучаемой страны. Но она у него не поместилась на одной доске, и тогда он взял несколько штук и составил их вместе. И тут ему пришла в голову идея – а что если разместить несколько аспидных досок в несколько рядов на стене класса!?... Да установить их повыше, чтобы всем ученикам было видно! Так он и сделал!

Вот так, в 1814 году и родилась идея привычной всем нам классной доски.

Более того, шотландский учитель Джеймс Пилланс придумал ещё и цветные мелки. И знаете для чего? Для того, чтобы было красиво!

Он рисовал на доске контуры государств белым цветом; горы – зелёным; реки, озёра и моря – естественно, синим; а места военных сражений обильно закрашивал красным мелом. В те годы пойти в магазин канцтоваров и купить там цветные мелки, сами понимаете, было ещё невозможно, и поэтому изобретательный шотландец придумал свой собственный рецепт их изготовления. Он толок мел, и добавлял в него не только красящие вещества, но и секретную британскую добавку – овсянку! Я предполагаю, что овсянка нужна была для вязкости.

Следует отметить, что примерно в это же время за океаном, в Североамериканских Штатах математик Джордж Барон тоже стал использовать традиционную классную доску в большой аудитории во время чтения своих лекций в Военной Академии. Интересен тот факт, что в Америке XIX-го века школьные доски сколачивали из сосны, и покрывали их поверхность составом из яичных белков и перемолотой обугленной картофельной шелухи.

На протяжении более ста лет с момента изобретения основным цветом классных досок был исключительно чёрный. Школяры и студенты писали белым по чёрному. И на мой взгляд, белым по чёрному – это самое изящное, классическое такое, цветовое сочетание.

В середине XX-го века добавился ещё один колор – коричневый. Сейчас и в школах, и в университетах доски почти везде зелёные почему-то.

Во многих современных учебных заведениях активно применяются устройства нового электронного поколения – интерактивные доски и планшеты. А вот старые аспидные доски окончательно перестали использоваться тоже сравнительно недавно – в 30-е годы прошлого века.

Кстати, поэтесса Марина Цветаева в детстве училась писать палочкой по сланцевой поверхности. У неё даже стихи об этом есть: 

Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду, и кольцом на стеклах…

Есть одна жуткая школьная фраза, которая вот уже два столетия приводит в трепет учеников всех стран мира, всех национальностей, сидящих в совершенно различных классах разной степени комфортности. Всё равно какая у них школа: элитная в престижном районе или у которой стены из тростника, замазанного глиной. И без разницы – какая именно доска висит на стенке: зелёная, коричневая или чёрная, цифровая-интерактивная или покрытая горелой картофельной шелухой. Её размер тоже не имеет никакого значения. Всё вышеперечисленное не имеет значения для одной очень сильной школьно-институтско-образовательной эмоции.

Вот уже 200 лет ученики и студенты вздрагивают, покрываются холодным потом и зарываются носом в учебники когда слышат ужасную, леденящую душу фразу:  - А сейчас к доске пойдёт…

Так вот, это страшное душераздирающее требование «К доске!» впервые произнёс шотландский учитель-новатор Джеймс Пилланс, тот самый, который разместил аспидные доски на стене. 

С тех пор ленивые и нерадивые ученики обзывают своих преподавателей обидным словом «Аспид!». Либо другими словами, имеющими такое же значение.

polzam.ru

аспидная доска - это... Что такое аспидная доска?

dic.academic.ru

Писала я на аспидной доске…

Писала я на аспидной доске, И на листочках вееров поблеклых, И на речном, и на морском песке, Коньками по льду, и кольцом на стеклах…

Марина Цветаева

В Козьмодемьянском Этнографическом музее под открытым небом им. В.И. Романова, в крестьянской избе, в книжном шкафчике, выставлены школьные принадлежности начала ХХ века. Среди книг, пеналов, ручек стоит предмет, который современным детям напоминает планшет, в шутку мы называем его «вечная тетрадь» - это аспидная (грифельная) доска.

Аспидная доска – жуткое название, фантазия сразу рисует страшных, мерзких змей – аспидов. Так в старину называли огромных крылатых змеев, имеющих клюв и способных извергать огонь. Доски получили такое название благодаря материалу, из которого были изготовлены. Аспидный камень, или шунгит, так называют его геологи – это разновидность твёрдого сланца тёмно-серого или чёрного цвета. Из пластины такого сланца вырезали прямоугольник толщиной в 0,5 - 3 сантиметра, обрамляли его деревянной рамкой и получали школьное пособие для письма.

Писали на такой доске обычно грифелем, поэтому её иногда называли грифельной. Когда металл алюминий подешевел и стал общедоступен, то из него стали изготавливать палочки для письма. Алюминий оставлял на аспидной доске красивый серебристо-белый след. Позднее стали активно использовать обычный мел. А стиралось всё написанное хорошо нам знакомым способом – влажной тряпочкой.

Первое письменное упоминание использования аспидной доски относится к XIII веку, встречаются также упоминания в XVI—XVII веках. Но массовое использование аспидных досок началось в конце XVIII века. С развитием сланцевой индустрии. В XIX веке почти в каждой школе использовались аспидные/грифельные доски. Примерно к 1930 - 40 годам грифельные доски практически вышли из употребления.

Грифельные/аспидные доски, находящиеся в Этнографическом музее под открытым небом датируются концом ХIХ начала ХХ веков. Они разного размера и качества. Например, доски конца ХIХ века имеют меньший размер, цвет тёмно-серый, изготовлены кустарным способом. Доски начала ХХ века большего размера, фабричного изготовления, разлинованы: одна сторона – в клетку, другая – в косую линию. На протяжении нескольких столетий аспидная доска служила детям многоразовой тетрадью, и не только детям. На аспидных досках писали банкиры, их использовали моряки для вычислений координат, а рабочие на производствах использовали доски для учета произведённых изделий.

Любопытные факты:

Гавриил Романович Державин имел привычку писать стихи вначале на аспидной доске (черновой вариант), завершённый стих переписывал на бумагу.

Река времён в своём стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остаётся Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрётся И общей не уйдёт судьбы…

6 июля 1816 г.

«За три дня до кончины своей, глядя на висевшую в кабинете его известную историческую карту «Река времен», начал он стихотворение «На тленность» и успел написать первый куплет... Эти строки написаны им были не на бумаге, а ещё на аспидной доске (как он всегда писывал начерно)…» [1] Предположительно, это начало оды, которая так и не была завершена в связи со смертью автора. Автограф на грифельной доске хранится в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт Петербурге. «Как трубный глас звучит угроза, нацарапанная Державиным на грифельной доске». Так написал О.Э. Мандельштам, в статье, которая была опубликована в журнале «Слово и культура» в 1921.

Мало кому известно, что аспидная доска стала «родительницей» самому известному школьному предмету – классной доске. Её изобрели сравнительно недавно – в начале XIX века. До этого учителя объясняли материал, образно говоря, на пальцах. Однажды Джеймс Пилланс вёл урок географии и решил для наглядности нарисовать контур изучаемой страны. Но она у него не поместилась на одной доске, и тогда он взял несколько штук аспидных досок, составил их вместе. И тут ему пришла в голову идея – а что если разместить несколько аспидных досок в несколько рядов на стене класса. Да установить их повыше, чтобы всем ученикам было видно. Так он и сделал. Вот так, в 1814 году и родилась идея привычной для всех нас классной доски. Вот уже 200 с лишним лет школьники и студенты вздрагивают, зарываются носом в учебники, когда слышат ужасную, леденящую душу фразу: - А сейчас к доске пойдёт… Именно с тех пор ленивые и нерадивые ученики обзывают своих преподавателей обидным словом «Аспид!».

[1]   Журнал «Сын отечества», 1816, № 30, стр. 175.

Источники:

https://www.liveinternet.ru/users/ada_peters/post402300703/

http://zagadki-istorii.ru/veshi-31.html#ixzz4xGJwl2Xp

Старший научный сотрудник Отдела хранения

Лобанова Софья Юрьевна.

1. Школьные принадлежности. нач. ХХ в.

2. Девочка с аспидной доской (Albert Anker - Schulmädchen bei den Hausaufgaben, 1879)

3. Аспидная доска кон. 19 века

4. Грифельная доска ХХ в. в линию

5. Грифельная доска ХХ в. в клетку

6. Школа. Устный счёт («Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» Н. П. Богданов-Бельский, 1895)

www.kmkmuzey.ru

Писала я на аспидной доске…

Писала я на аспидной доске, И на листочках вееров поблеклых, И на речном, и на морском песке, Коньками по льду, и кольцом на стеклах…

Марина Цветаева

В Козьмодемьянском Этнографическом музее под открытым небом им. В.И. Романова, в крестьянской избе, в книжном шкафчике, выставлены школьные принадлежности начала ХХ века. Среди книг, пеналов, ручек стоит предмет, который современным детям напоминает планшет, в шутку мы называем его «вечная тетрадь» - это аспидная (грифельная) доска.

Аспидная доска – жуткое название, фантазия сразу рисует страшных, мерзких змей – аспидов. Так в старину называли огромных крылатых змеев, имеющих клюв и способных извергать огонь. Доски получили такое название благодаря материалу, из которого были изготовлены. Аспидный камень, или шунгит, так называют его геологи – это разновидность твёрдого сланца тёмно-серого или чёрного цвета. Из пластины такого сланца вырезали прямоугольник толщиной в 0,5 - 3 сантиметра, обрамляли его деревянной рамкой и получали школьное пособие для письма.

Писали на такой доске обычно грифелем, поэтому её иногда называли грифельной. Когда металл алюминий подешевел и стал общедоступен, то из него стали изготавливать палочки для письма. Алюминий оставлял на аспидной доске красивый серебристо-белый след. Позднее стали активно использовать обычный мел. А стиралось всё написанное хорошо нам знакомым способом – влажной тряпочкой.

Первое письменное упоминание использования аспидной доски относится к XIII веку, встречаются также упоминания в XVI—XVII веках. Но массовое использование аспидных досок началось в конце XVIII века. С развитием сланцевой индустрии. В XIX веке почти в каждой школе использовались аспидные/грифельные доски. Примерно к 1930 - 40 годам грифельные доски практически вышли из употребления.

Грифельные/аспидные доски, находящиеся в Этнографическом музее под открытым небом датируются концом ХIХ начала ХХ веков. Они разного размера и качества. Например, доски конца ХIХ века имеют меньший размер, цвет тёмно-серый, изготовлены кустарным способом. Доски начала ХХ века большего размера, фабричного изготовления, разлинованы: одна сторона – в клетку, другая – в косую линию. На протяжении нескольких столетий аспидная доска служила детям многоразовой тетрадью, и не только детям. На аспидных досках писали банкиры, их использовали моряки для вычислений координат, а рабочие на производствах использовали доски для учета произведённых изделий.

Любопытные факты:

Гавриил Романович Державин имел привычку писать стихи вначале на аспидной доске (черновой вариант), завершённый стих переписывал на бумагу.

Река времён в своём стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остаётся Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрётся И общей не уйдёт судьбы…

6 июля 1816 г.

«За три дня до кончины своей, глядя на висевшую в кабинете его известную историческую карту «Река времен», начал он стихотворение «На тленность» и успел написать первый куплет... Эти строки написаны им были не на бумаге, а ещё на аспидной доске (как он всегда писывал начерно)…» [1] Предположительно, это начало оды, которая так и не была завершена в связи со смертью автора. Автограф на грифельной доске хранится в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт Петербурге. «Как трубный глас звучит угроза, нацарапанная Державиным на грифельной доске». Так написал О.Э. Мандельштам, в статье, которая была опубликована в журнале «Слово и культура» в 1921.

Мало кому известно, что аспидная доска стала «родительницей» самому известному школьному предмету – классной доске. Её изобрели сравнительно недавно – в начале XIX века. До этого учителя объясняли материал, образно говоря, на пальцах. Однажды Джеймс Пилланс вёл урок географии и решил для наглядности нарисовать контур изучаемой страны. Но она у него не поместилась на одной доске, и тогда он взял несколько штук аспидных досок, составил их вместе. И тут ему пришла в голову идея – а что если разместить несколько аспидных досок в несколько рядов на стене класса. Да установить их повыше, чтобы всем ученикам было видно. Так он и сделал. Вот так, в 1814 году и родилась идея привычной для всех нас классной доски. Вот уже 200 с лишним лет школьники и студенты вздрагивают, зарываются носом в учебники, когда слышат ужасную, леденящую душу фразу: - А сейчас к доске пойдёт… Именно с тех пор ленивые и нерадивые ученики обзывают своих преподавателей обидным словом «Аспид!».

[1]   Журнал «Сын отечества», 1816, № 30, стр. 175.

Источники:

https://www.liveinternet.ru/users/ada_peters/post402300703/

http://zagadki-istorii.ru/veshi-31.html#ixzz4xGJwl2Xp

Старший научный сотрудник Отдела хранения

Лобанова Софья Юрьевна.

1. Школьные принадлежности. нач. ХХ в.

2. Девочка с аспидной доской (Albert Anker - Schulmädchen bei den Hausaufgaben, 1879)

3. Аспидная доска кон. 19 века

4. Грифельная доска ХХ в. в линию

5. Грифельная доска ХХ в. в клетку

6. Школа. Устный счёт («Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» Н. П. Богданов-Бельский, 1895)

www.kmkmuzey.ru

Писала я на аспидной доске…

Писала я на аспидной доске, И на листочках вееров поблеклых, И на речном, и на морском песке, Коньками по льду, и кольцом на стеклах…

Марина Цветаева

В Козьмодемьянском Этнографическом музее под открытым небом им. В.И. Романова, в крестьянской избе, в книжном шкафчике, выставлены школьные принадлежности начала ХХ века. Среди книг, пеналов, ручек стоит предмет, который современным детям напоминает планшет, в шутку мы называем его «вечная тетрадь» - это аспидная (грифельная) доска.

Аспидная доска – жуткое название, фантазия сразу рисует страшных, мерзких змей – аспидов. Так в старину называли огромных крылатых змеев, имеющих клюв и способных извергать огонь. Доски получили такое название благодаря материалу, из которого были изготовлены. Аспидный камень, или шунгит, так называют его геологи – это разновидность твёрдого сланца тёмно-серого или чёрного цвета. Из пластины такого сланца вырезали прямоугольник толщиной в 0,5 - 3 сантиметра, обрамляли его деревянной рамкой и получали школьное пособие для письма.

Писали на такой доске обычно грифелем, поэтому её иногда называли грифельной. Когда металл алюминий подешевел и стал общедоступен, то из него стали изготавливать палочки для письма. Алюминий оставлял на аспидной доске красивый серебристо-белый след. Позднее стали активно использовать обычный мел. А стиралось всё написанное хорошо нам знакомым способом – влажной тряпочкой.

Первое письменное упоминание использования аспидной доски относится к XIII веку, встречаются также упоминания в XVI—XVII веках. Но массовое использование аспидных досок началось в конце XVIII века. С развитием сланцевой индустрии. В XIX веке почти в каждой школе использовались аспидные/грифельные доски. Примерно к 1930 - 40 годам грифельные доски практически вышли из употребления.

Грифельные/аспидные доски, находящиеся в Этнографическом музее под открытым небом датируются концом ХIХ начала ХХ веков. Они разного размера и качества. Например, доски конца ХIХ века имеют меньший размер, цвет тёмно-серый, изготовлены кустарным способом. Доски начала ХХ века большего размера, фабричного изготовления, разлинованы: одна сторона – в клетку, другая – в косую линию. На протяжении нескольких столетий аспидная доска служила детям многоразовой тетрадью, и не только детям. На аспидных досках писали банкиры, их использовали моряки для вычислений координат, а рабочие на производствах использовали доски для учета произведённых изделий.

Любопытные факты:

Гавриил Романович Державин имел привычку писать стихи вначале на аспидной доске (черновой вариант), завершённый стих переписывал на бумагу.

Река времён в своём стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остаётся Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрётся И общей не уйдёт судьбы…

6 июля 1816 г.

«За три дня до кончины своей, глядя на висевшую в кабинете его известную историческую карту «Река времен», начал он стихотворение «На тленность» и успел написать первый куплет... Эти строки написаны им были не на бумаге, а ещё на аспидной доске (как он всегда писывал начерно)…» [1] Предположительно, это начало оды, которая так и не была завершена в связи со смертью автора. Автограф на грифельной доске хранится в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт Петербурге. «Как трубный глас звучит угроза, нацарапанная Державиным на грифельной доске». Так написал О.Э. Мандельштам, в статье, которая была опубликована в журнале «Слово и культура» в 1921.

Мало кому известно, что аспидная доска стала «родительницей» самому известному школьному предмету – классной доске. Её изобрели сравнительно недавно – в начале XIX века. До этого учителя объясняли материал, образно говоря, на пальцах. Однажды Джеймс Пилланс вёл урок географии и решил для наглядности нарисовать контур изучаемой страны. Но она у него не поместилась на одной доске, и тогда он взял несколько штук аспидных досок, составил их вместе. И тут ему пришла в голову идея – а что если разместить несколько аспидных досок в несколько рядов на стене класса. Да установить их повыше, чтобы всем ученикам было видно. Так он и сделал. Вот так, в 1814 году и родилась идея привычной для всех нас классной доски. Вот уже 200 с лишним лет школьники и студенты вздрагивают, зарываются носом в учебники, когда слышат ужасную, леденящую душу фразу: - А сейчас к доске пойдёт… Именно с тех пор ленивые и нерадивые ученики обзывают своих преподавателей обидным словом «Аспид!».

[1]   Журнал «Сын отечества», 1816, № 30, стр. 175.

Источники:

https://www.liveinternet.ru/users/ada_peters/post402300703/

http://zagadki-istorii.ru/veshi-31.html#ixzz4xGJwl2Xp

Старший научный сотрудник Отдела хранения

Лобанова Софья Юрьевна.

1. Школьные принадлежности. нач. ХХ в.

2. Девочка с аспидной доской (Albert Anker - Schulmädchen bei den Hausaufgaben, 1879)

3. Аспидная доска кон. 19 века

4. Грифельная доска ХХ в. в линию

5. Грифельная доска ХХ в. в клетку

6. Школа. Устный счёт («Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» Н. П. Богданов-Бельский, 1895)

www.kmkmuzey.ru

доска аспидная - это... Что такое доска аспидная?

dic.academic.ru


Смотрите также




© 2012 - 2020 "Познавательный портал yznai-ka.ru!". Содержание, карта сайта.